Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:22, доклад
Цель данной работы - выявить типичные причины и поводы конфликтов учащихся старших классов, прежде всего, выпускников с учителями и получить представление об основных дифференцирующих факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения.
«Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы»
Вид:
Описание
Понятие «конфликт» не только носит междисциплинарный характер, на его основе возникла наука конфликтология. На протяжении ХХ столетия проблемы социальных конфликтов не сходили с арены научных и идеологических дискуссий.
Скачать
бесплатно
[33 K]
Мониторинг школьных
конфликтов: причины,
анализ, выводы
Л.Г.Борисова, А.Н.Дахин
Конфликт -
чрезвычайно распространенное явление
общественной жизни. Известно, что конфликтуют
не только люди. Конфликты происходят
между отдельными представителями
биологических сообществ и
Особое внимание конфликтам уделяют ученые-гуманитарии. Термин «конфликт» можно встретить в самых разных науках: истории, этнографии, антропологии, политологии, юриспруденции, экономике, криминалистике. Каждая наука рассматривает конфликтные ситуации в своей предметной области, изучает их функциональные особенности, причины возникновения, оценивает последствия. Педагогика, психология, социология, как и другие науки, имеют свой взгляд и специфические программы изучения конфликтов.
Понятие «конфликт» не только носит междисциплинарный характер, на его основе возникла наука конфликтология. На протяжении ХХ столетия проблемы социальных конфликтов не сходили с арены научных и идеологических дискуссий. Вряд ли в ХХI веке снизится интерес к познанию сущности, причин, поводов и способов преодоления конфликтов в человеческом обществе. Возникновение науки конфликтологии свидетельствует о возрастании социальной и научной значимости проблемы конфликтов во всех сферах жизнедеятельности.
1. О понятии «конфликт»
Конфликт (лат. coflictus - столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др. Так, например, межличностный (межгрупповой) конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых (взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.
Внутриличностный (личностный) конфликт - ситуация острого эмоционального переживания, вызванная столкновением примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций у одного и того же человека, с одной стороны, и трудностями выбора, дефицитом воли или других свойств личности, - с другой.
Конфликты могут протекать в двух взаимосвязанных формах - противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон (на индивидуальном и групповом уровнях). Поскольку наше исследование касается межличностных (и межролевых) отношений в сфере образования, и мы работаем на стыке педагогики, психологии и социологии, нельзя не отметить, что понятие «конфликт» употребляется нами в широкой трактовке - в него включаются такие явления, как разногласия, противоречивые намерения, несовпадающие установки и экспектации (ожидания), соревнование, конкуренция, враждебность и другие подобные противоречивые отношения и действия.
Характер межличностных (и межролевых) отношений проливает свет на внутренний (социально-психологический) механизм, состояние и направление развития сферы образования.
2. Педагогический конфликт - «плюсы» и «минусы»
Конфликтность
отношений между педагогами и
учащимися средних и старших
классов - весьма распространенное явление.
Можно успокаивать себя мыслью, что
конфликты с хорошими учителями
стимулируют поисковую
Взгляды на
необходимость конфликтов, которые
якобы приводят и оздоровлению отношений,
стали распространяться в последнее
десятилетие даже в среде российских
психологов (вслед за иностранными
коллегами). К числу позитивных последствий
конфликтов относят, например, 1) разрядку
напряженности между
Однако принимать
на веру полезность подобных результатов
и использовать их в практике работы
с детьми мы бы не советовали. Надо понять,
какой ценой достаются эти
«постконфликтные блага», стоят ли
затраченных сил эти «разрядки»
Наш взгляд на профессиональную и нравственную неприемлемость конфликта в педагогической сфере обусловлен тем, что субъекты конфликта - учитель и ученик - заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития. Подросток не обладает достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Он переживает столкновение эмоционально, а то и болезненно. Учитель также нередко подвергает себя опасности так называемого «эмоционального сгорания».
Присутствие при конфликте других учащихся превращает некоторых из свидетелей в «болельщиков» или, что еще хуже, в участников. Конфликт разрастается, его масштаб увеличивается, приобретая характер межролевой конфронтации. Публичность конфликта имеет большой воспитательный резонанс. Именно поэтому за возникновение, ход и исход конфликта отвечает педагог - он профессионал и человек, умудренный жизненным опытом.
3. Причины конфликтных отношений в школе
Цель данной работы - выявить типичные причины (и поводы) конфликтов учащихся старших классов, прежде всего, выпускников с учителями и получить представление об основных дифференцирующих факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения.
Для этого
необходимо было: 1) разделить весь набор
(анкетный список) конфликтов на типы по
содержанию разногласий; 2) представить
различные социолого-
Двенадцать
причин (и поводов) конфликтов учащихся
с педагогами классифицированы нами
в зависимости от вида «агента
социального действия» - по трем основаниям:
1) «общество» (социальный заказ на выполнение
функций учащегося), 2) «учитель» (отношение
к педагогам со стороны учащихся),
3) «ученик» (поведение подростков, обусловленное
их личностными особенностями). Это
позволило сгруппировать и
Для выявления
типичных причин конфликтов учащихся
с учителями представим эмпирический
материал, который был получен
весной 1999 года в результате социологического
обследования 1600 выпускников
Таблица 1
Распределение ответов учащихся 11-х классов на вопрос «Если у тебя бывают конфликты с учителями, то каковы причины этих конфликтов?», %
12 причин
конфликтов с учителями Юноши
Девушки
1. Выполнение-невыполнение главной социальной
функции (роли) учащегося
Пропуски занятий, опоздания 19,8 15,7
Мое поведение в школе 18,9 11,3
Моя успеваемость 11,0 8,6
2. Отношение к учителям, их профессиональным
действиям и свойствам личности
Несправедливо ставят оценки 31,8 29,9
Скучные уроки 22,6 13,4
Мне не нравятся некоторые предметы 15,1
13,4
Непонятно объясняют материал 13,0 13,0
Несовременные взгляды учителей 12,6 7,0
3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями
их личности
(собственным
«Я»), защита круга друзей
Мой характер 13,6 10,1
Курение и тому подобное 9,5 2,5
Мой внешний вид: прическа, одежда и др.
5,2 6,5
Несправедливость к моим друзьям 12,8 10,6
Конфликтов практически не бывает 37,5 50,3
Не комментируя подробно представленные
в таблице 1 данные, сразу сделаем небольшое
эмпирическое обобщение. Дадим оценку
двум тенденциям:
1. Практически
по всем причинам и поводам
конфликтов мальчики лидируют; они,
может быть, этого и следовало
ожидать, доставляют учителям
больше беспокойства, чем девочки.
О том, что «Конфликтов
2. Больших
количественных различий между
мальчиками и девочками в
Общего взгляда на столь серьезную проблему, как мы видим, явно недостаточно: гендерных проблем здесь немного, необходим другой аспект рассмотрения, другой дифференцирующий фактор поведения, более глубокая гипотеза.
4. Успеваемость
- причина или следствие
Как-то одна учительница весьма категорично высказалась: «Для меня учащийся - ни мальчик, ни девочка. Главное - как он учится». Не будем вступать в дискуссию, лучше воспользуемся этим парадоксальным суждением.
Чтобы убедиться
в эвристической значимости этой
педагогической «гипотезы», требуется
другое распределение эмпирического
материала - необходима такая «представительная»
таблица, которая позволила бы исследовать
дифференцирующую силу фактора «успеваемость
учащихся». Тем более что предмет
рассмотрения - конфликты в школе
- все равно приведет нас к необходимости
разделить учащихся на группы - с
высоким, средним и низким уровнем
успешности. В этом подходе должны
проявиться конкретные закономерности
ролевых и межличностных
Таблица 2
Ответы выпускников о конфликтах с учителями в зависимости от успеваемости, %
Причины конфликтов
Хорошо и отлично Хорошо и удовлетворительно
Удовлетворительно и плохо
1. Выполнение-невыполнение главной социальной
функции (роли) учащегося
Пропуски занятий, опоздания 10,0 18,8 35,1
Мое поведение в школе 9,7 16,2 19,5
Моя успеваемость 2,5 10,3 29,3
2. Отношение к учителям, их профессиональным
действиям и свойствам личности
Несправедливо ставят оценки 27,8 34,4 22,4
Скучные уроки 12,2 19,3 23,0
Мне не нравятся некоторые предметы 9,3
16,2 20,1
Непонятно объясняют материал 10,7 15,4 13,2
Несовременные взгляды учителей 8,3 10,2
8,0
3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями
их личности
(собственным
«Я»), защита круга друзей
Мой характер 10,2 10,8 19,5
Курение и тому подобное 2,2 5,5 14,4
Мой внешний вид (прическа, одежда) 4,7 6,2
8,0
Несправедливость к моим друзьям 10,3 11,0
16,7
Конфликтов практически не бывает 58,0 40,2
25,3
Рассмотрим представленные в таблице
цифры по каждой строке - они почти везде
убывают или возрастают. Это означает,
что успеваемость заметно влияет на характер
конфликтов в школе. По крайней мере, о
связи между этими явлениями. Разберемся
в этом подробнее.
1. Выполнение-невыполнение
главной социальной функции (
Информация о работе Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы