Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:22, доклад

Краткое описание

Цель данной работы - выявить типичные причины и поводы конфликтов учащихся старших классов, прежде всего, выпускников с учителями и получить представление об основных дифференцирующих факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения.

Файлы: 1 файл

Мониторинг школьных конфликтов.docx

— 42.89 Кб (Скачать)

Анализ типичных конфликтных ситуаций, проведенный  профессором Т.Н.Мальковской в 1988 г., показал, что в их основе, как правило, лежит неудовлетворительное выполнение подростками их главной социальной функции, то есть несоответствие уровня успеваемости ролевым ожиданиям окружающих (учителей, родителей) и нарушение правил поведения, предъявляемых к ним как к учащимся [1]. Наши исследования, проведенные десять лет спустя (в 1999 и 2000гг.) также показали, что подавляющее число конфликтов старшеклассников с педагогами так или иначе связано с успеваемостью.

Обращает  на себя внимание не только то, что на главную причину конфликтности  отношений «Моя успеваемость» указали  многие закоренелые троечники (29,3%), но и то, что в их среде в 10 раз  больше конфликтующих подростков, чем  в кругу вполне благополучных  школьников (2,5%).

Слабоуспевающие школьники в 2-3 раза чаще, чем остальные, признают, что конфликты связаны  с их поведением в школе (19,5%), пропусками занятий и опозданиями (35,1%).

В качестве причины конфликтов с учителями 18,9% юношей и 11,3% девушек назвали  «Мое поведение в школе». Преодоление  некорректного, а нередко и вызывающего  поведения учащихся, их несобранности, современной «раскованности», переходящей в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и ко взрослым, - одна из труднейших задач учителя.

В исследованиях  В.И.Журавлёва [2] на вопрос, обращенный к педагогам: «Приходилось ли Вам плакать на работе в школе?» - 86% учителей ответили утвердительно. Причиной слез в 27% случаев было названо поведение учащихся (вторая по значимости причина).

Низкая успеваемость сопровождается плохим поведением, как  объясняет Т.Н.Мальковская, потому что слабоуспевающие ученики часто пытаются утвердить себя в среде товарищей противодействием учителю, грубостью, демонстративным пренебрежением к соблюдению школьной дисциплины [1].

В этом «содержательном» комплексе конфликтов трудно понять, что с чем связано, что - причина, а что - следствие. «Плохое поведение - пропуски занятий - низкая успеваемость» - это звенья одной цепи. Здесь  надо искать социально-педагогические и социально-психологические факторы. На данном этапе мы выясняем, являются ли эти события причиной конфликтов между субъектами образовательного процесса. Да, чем хуже учатся подростки, тем больше конфликтов. Как быть педагогам? Снижать требовательность? Терпеть? Не замечать? Хвалить? Ругать? Или менять содержание образования  и технологии? Повышать и без того высокую профессиональную компетентность или закалять нервную систему? Все  это для обсуждения в кругу  профессионалов. А может быть, и  в детском, и родительском кругу?

2. Отношение  к учителям, их профессиональным  действиям и свойствам личности. Наиболее распространенная причина  конфликтов школьников с учителями  - несправедливо выставленные, по  мнению учащихся, оценки (в среднем  на эту причину указали 30,6% старшеклассников). И это не удивительно.  Если из-за плохой успеваемости  педагоги предъявляют претензии  чаще всего к слабым учащимся, и их критика хоть и неприятна,  но принимается как обоснованная, то по поводу несправедливости  в оценках негодуют не только  слабые (22,4%), но и сильные ученики  (27,8%).

Все школьники  чувствительны к несправедливости в оценке их учебной деятельности, а выпускники - в особенности. Оценка при окончании школы имеет  большое значение. Заниженные оценки в аттестате предопределяют успехи в послешкольном периоде жизненного самоопределения; средний балл влияет на поступление в вуз, получение престижной или высокооплачиваемой работы.

Заинтересованность  в приличном «аттестате» оправдана. Отметки, средний балл, медали - вся  эта аттестационная арифметика в  ходу. Ребятам важно состояться в  жизни, и большинство осознает, что  без дальнейшей учебы успеха добиться трудно. Поэтому нужно постараться  завершить свой школьный марафон  с высокими показателями.

Кроме того, высокая отметка - личностно значимое событие, это косвенная оценка самой  личности. Академик И.С.Кон отмечает, что оценка успеваемости по предмету невольно распространяется на общие способности и качества учащегося, влияет на самоуважение [3].

Ситуация  оценивания переживается, она личностно  значима и эмоционально нагружена. К сожалению, педагоги при выставлении  низкой оценки часто проявляют бестактность, а то и психологическую безграмотность. Плохо оценивая деятельность воспитанника на уроке, распространяют эту оценку на него как человека, порой грубо  осуждают его личные качества. В.И.Журавлёв в работе «Основы педагогической конфликтологии» приводит алфавитный список из 65 уничижительных «эпитетов», которыми награждают учителя своих подопечных. Вот некоторые из них: Б - «бездарь»; Г - «глупец»; Д - «дура (к)»; И - «идиот»; К - «козел»; Л - «лентяй»; Н - нецензурные выражения; О - «осел»; П - «придурок»; С - «сука»; Т - «тупица» [2].

Исследования  Т.Н.Мальковской, показывают, что учащиеся часто даже не могут припомнить причину конфликта, но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения учителем своего недовольства. Именно это вызывает обиду и внутреннее несогласие с критикой [1].

Неуважительное  отношение к учащимся широко распространено. Не случайно в нашем исследовании только 10,4% из общего числа опрошенных школьников на вопрос «Что тебе больше всего нравится в школе?» ответили: «Уважение к личности ученика». Именно на этом месте наших рассуждений  уместно было бы вспомнить о провозглашении принципа гуманизации образования и задать себе вопрос: «А не являются ли эти ответы учащихся отражением недостаточного проникновения гуманизма в сферу межличностных и межролевых отношений между учащимися и учителями?» В чем причины, тормозящие этот важнейший процесс?

Обращают  на себя внимание такие «претензии»  к учителям, как «Непонятно объясняют  материал» (на это указали 10,7% сильных  и 13,2% слабых учащихся) и «Скучные уроки» (на это указали 12,2% сильных и 23,0% слабых учащихся). Что за этим стоит? Скорее всего, недостаточно высокая  методическая обеспеченность уроков, монотонность и монологичность преподавания. Не зря «перестройка» в системе образования ознаменовалась, прежде всего, пересмотром методических основ преподавания, можно сказать - «технологическим бумом».

Причина конфликтов с учителями «Мне не нравятся некоторые  предметы» в два раза чаще встречается  у троечников в сравнении с  отличниками (20,1% и 9,3% соответственно). Конечно, каждый имеет право выбирать, что ему по душе, а что не нравится, но такой контраст в отношении  к предметам между отличниками  и троечниками говорит не только о личных интересах и вкусах, но и о недостаточно высоком качестве образовательного процесса.

Претензии к педагогам со стороны старшеклассников не ограничиваются упреками в несправедливости оценок, в неумении интересно подать и доступно объяснить учебный  материал. Есть еще одна - «вечная  тема» - «несовременные взгляды учителей». Естественно, в социологическом  исследовании такую тему нельзя обойти. На причину конфликтности отношений  указали почти в одних и  тех же пропорциях все три категории  учащихся. Несмотря на то, что эта  причина конфликта встречается  не часто (всего в 8-10 % случаев), к  ней следует отнестись внимательно.

Социология  молодежи рассматривает эту проблему как социальную, тесно связывает  ее с проблемой социокультурной  преемственности и конфликта  поколений, а не только с психологией  юношеского возраста. Проблема «отцов и детей», как ее часто называют, входит в круг исследовательских  задач социологии духовной жизни.

язывает ее с проблемой социокультурной преемственности и конфликта поколений, а не только с психологией юношеского возраста. Проблема «отцов и детей», как ее часто называют, входит в круг исследовательских задач социологии духовной жизни.

Сегодня эта  проблема становится еще более актуальной, так как в целом темп исторического  развития нарастает, и чем он выше, тем «больше социально значимых изменений осуществляется в единицу  времени, тем заметнее различия между  поколениями, тем сложнее механизмы ...передачи культуры от старших к  младшим, и тем избирательнее, селективнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию» [3].

Старшие, как  всегда, сетуют на то, что молодежь недооценивает  их и переоценивает себя. Юноши  и девушки, в свою очередь, часто  жалуются на несправедливость и недопонимание  со стороны педагогов, родителей, других взрослых людей. И даже в тех случаях, когда эти представления ложны  или присутствуют лишь в чьем-то воображении, они порождают вполне реальные конфликты.

Ко всему  прочему, в связи с коренными  изменениями в социально-экономической  и политической сфере нашего общества жизненный опыт, мировоззренческие  позиции, морально-нравственные ориентации старшего поколения обесценились. Сегодня  в сравнении с «конфликтом  представлений» на первый план выходит  «конфликт мировоззрений».

Сейчас социологи  отмечают сильную деградацию школы  как агента социализации [4]. В значительной мере это связано с ослаблением  воспитательной функции школы, превращением ее в «урокодательское» учреждение, а также со снижением социального престижа и уровня материального положения учительства. Нищий учитель уже не является авторитетом для многих школьников. Дети видят, что высокая образованность, профессионализм, честность в нашем обществе не обеспечивают достойную жизнь. Идеалом у подростков становятся экономически преуспевающие «новые русские», даже если при этом они поступают безнравственно, демонстрируют образцы антисоциального поведения. Все это лишь подчеркивает значимость проблем, связанных с отношением «отцов» и «детей».

3. Поведение  учащихся, обусловленное особенностями  их личности, как причина школьных  конфликтов. Академик И.С.Кон усматривает главное препятствие на пути к взаимопониманию учителей и учащихся в абсолютизации ролевых отношений. «Учитель, озабоченный, прежде всего, учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося». Идеальный ученик в его понимании тот, кто более всего соответствует социальной роли ученика - дисциплинированный, активный, любознательный, трудолюбивый, исполнительный [3].

Видимо, одна из главных причин непонимания и  возникновения конфликтных отношений  между учителями и учащимися  заключается в том, что отношение  ученика к учителю гораздо  более личностное, эмоциональное, между тем как у учителей преобладает «деятельностный» подход к ученикам (оценка по результатам деятельности), то есть функциональное отношение.

Исследования  М.И.Станкина подтверждают это: большинство преподавателей оценивают школьника не как целостную личность, а, в первую очередь, как субъекта учебной деятельности. Школьник оценивается, как правило, по следующим чертам: отношение к учебе, общественной работе, дисциплинированность, честность, коллективизм, работоспособность, скромность, культура поведения [5].

Ожидания  учителей и учащихся в отношении  поведения друг друга не совпадают. Ученик желает выйти за рамки отведенной ему роли несамостоятельного «потребителя знаний», стремится к более личностным взаимоотношениям. Учитель же настаивает на необходимости преобладания ролевых отношений над личностными. Мотивируется это так: «Пока ученик в школе, мы, учителя, отвечаем за его поведение и учебу» [6]. При этом ученик как бы получает возможность сам за себя не отвечать. Это приводит либо к инфантилизации (за что подростков ругали прежде), либо к его внутреннему отходу от школы и проявлению самостоятельности вне ее стен, например, в предпринимательской деятельности, за которую ругают сейчас [11].

М.М.Рыбакова отмечает: необходимо помнить, что со сменой возрастных периодов меняются позиции и роли ученика в отношениях со взрослыми и сверстниками. Учащиеся достаточно быстро осваивают предлагаемые им роли, и задача состоит в том, чтобы вовремя расширять диапазон новых ролей и увеличивать степень самостоятельности в привычных ролях [6].

Среди причин конфликтов с учителями есть и  такие, которые старшеклассники  относят на свой счет. «Мой характер» - на эту причину конфликта самокритично указали в среднем 11,5% юношей и  девушек, в том числе 10,2% - сильных  учащихся и 19,5% (то есть в два раза больше) закоренелых троечников.

Если оставить в стороне индивидуальные особенности, то в целом о характере школьников этого возраста следует сказать, что он еще неустойчив, он еще  только обретает свою законченную форму. Общим для старшеклассников является неумение работать над собой, несформированность навыков самовоспитания, самоконтроля.

Одно из характерных противоречий этого  возраста состоит в том, что «образование нового во взглядах происходит стремительно, поведение же часто им противоречит, так как его перестройка происходит медленно и не одновременно» [1]. Все  это, конечно, не может не приводить  к конфликтным коллизиям с  окружающими. Старшеклассники сами часто осознают неадекватность своего поведения, нелогичность поступков, но изменить положение и сразу «исправиться»  им трудно из-за слабо развитой рефлексии, способности к самоанализу.

Информация о работе Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы