Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:40, дипломная работа
Работа посвящена особенностям межличностного взаимодействия детей с ЗПР. Проведено исследование на базе психокоррекционной школы г.Грозного. Проведен сравнительный анализ с контрольной группой.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………………..............................................................................................8
1.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития …………………………………………........20
1.3. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………28
1.4. Специфика общения младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………40
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений детей с ЗПР
2.1. Выбор и описание методик …………………………………………………..49
2.2.Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у детей с задержкой психического развития…………….……….…59
Заключение ………………………………………………………………………....80
Список использованной литературы
Составим по результатам социометрических матриц статусную структуру класса
статусная структура классов |
экспериментальная группа |
контрольная группа |
предпочитаемые |
3 |
16 |
принятые взаимно |
2 |
11 |
принятые без взаимности |
4 |
0 |
изолированные |
4 |
0 |
отвергаемые |
7 |
0 |
Вывод:
Из полученных данных можно сделать вывод, что в классе детей с нормальным интеллектом высокий социометрический статус у 16 детей, а у детей с нарушенным интеллектом только у 3. Подростки с нормальным интеллектом находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации развития.
Проанализировав данные мы выявили, что в контрольной группе показатели лучше, чем в экспериментальной (таб.1).
Вывод:
Наличие в контрольной группе высокостатусных детей и соответственно положительной социовалентности мы интерпретируем с точки зрения особенностей развития. Дети с нарушениями интеллекта имеют поведенческие расстройства, эмоционально расторможены, отсюда дети чаще идут на нарушение социальных норм ради привлечения внимания к себе и завоевания друзей; у них чаще проявляется негативизм в отношениях; снижена контактность и общительность; они менее сдержаны в поведении.
Анкетирование
С целью исследования вопроса о критериях выбора сверстников предлагалось выделить качества, которыми обладает друг отвечающего. Был проведен анализ полученных данных обеих групп (табл.2).
Критерии выбора
одноклассниками друга.
критерии выбора |
оценочные суждения |
количество высказываний | |
экспериментальная группа |
контрольная группа | ||
Привлекательный внешний вид |
аккуратный |
3 |
1 |
красивый |
3 |
5 | |
сильный |
2 |
3 | |
здоровый |
3 |
4 | |
чистый |
1 |
4 | |
% |
48.0 |
48.5 | |
Ситуативная деятельность |
хорошо играет(танцует) |
3 |
3 |
вместе ходим в кружок |
0 |
3 | |
на уроках сидим вместе |
2 |
5 | |
% |
33.4 |
52.4 | |
Взаимная симпатия |
он мне нравится |
1 |
5 |
часто бываем вместе |
1 |
4 | |
считает меня своим другом |
4 |
2 | |
он хороший |
4 |
5 | |
% |
50.0 |
57.2 | |
Успешная учебная деятельность |
хорошо учится |
3 |
7 |
сообразительный |
1 |
0 | |
хорошо говорит словами |
3 |
4 | |
хорошо говорит жестами |
4 |
7 | |
% |
55.0 |
64.3 | |
Нравственные качества |
добрый, отзывчивый |
2 |
6 |
всегда готов помочь |
1 |
2 | |
честный |
2 |
6 | |
общительный |
2 |
5 | |
скромный |
1 |
0 | |
серьезный |
2 |
6 | |
вежливый |
1 |
0 | |
я ему доверяю |
1 |
6 | |
умеет хранить секреты |
1 |
4 | |
% |
38.9 |
55.6 |
По результатам опроса мы вывели следующие результаты (табл. 3)
Выводы:
Наибольший удельный вес в обеих группах занимают показатели, связанные с учебной деятельностью. Значимость этого критерия понятна: учеба является ведущим видом деятельности, а в условиях школы-интерната - центральным событием повседневной жизни подростка.
На втором месте и в той и в другой группе стоит взаимная симпатия. Совпадает так же и выбор по ситуативности действий в обеих группах на 4 месте.
По остальным
показателям наблюдаются различ
Распределение критериев выбора одноклассников по значимости.
экспериментальная группа |
% |
контрольная группа |
Успешная учебная деятельность |
1 место |
успешная учебная деятельность |
взаимная симпатия |
2 место |
взаимная симпатия |
привлекательный внешний вид |
3 место |
нравственные качества |
ситуативная деятельность |
4 место |
ситуативная деятельность |
нравственные качества |
5 место |
привлекательный внешний вид |
Тест семантический дифференциал
Эмоционально-психологический
климат (ЭПК)-важная составляющая взаимоотношений
в группе. Это эмоционально-
По результатам исследований получили следующее:
Контрольная группа:
Хср1 = 56/20 = 2,8
Хср2 = 54/20 = 2,7
Хср3 = 42/20 = 2,1
Хср4 = 54/20 = 2,7
Хср5 = 62/20 = 3,1
Хср6 = 44/20 = 2,2
Экспериментальная группа:
Хср1 = 40/20 = 2,0
Хср2 = 48/20 = 2,4
Хср3 = 44/20 = 2,2
Хср4 = 28/20 = 1,4
Хср5 = 44/20 = 2,2
Хср6 = 56/20 = 2,8
Коллективный индекс ЭПК определялся как средний по группе, таким образом мы получили следующие результаты (табл.4).
Эмоциональный профиль класса.
экспериментальная группа |
контрольная группа | ||
всегда весело |
2.0 |
2.8 |
всегда скучно |
мы добрые |
2.4 |
2.7 |
мы злые |
никогда не ссоримся |
2.2 |
2.1 |
часто ссоримся |
мы вежливые |
1.4 |
2.7 |
мы часто ругаемся |
мы очень дружные |
2.2 |
3.1 |
у нас мало друзей |
в классе спокойно |
2.8 |
2.2 |
в классе тревожно |
Вывод:
Проанализировав данные, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе эмоционально-психологический климат хуже, подростки чаще ссорятся, у них высокая тревожность. Это связано с психологическими особенностями детей с нарушениями интеллекта. Эти дети эмоционально весьма высокочувствительны, а следовательно, высоковосприимчивы к эмоциональной среде обитания. Вследствие невротизма дети дают сильные эмоциональные всплески даже на незначительные события и обстоятельства. Их эмоции не только насыщены, но и противоречивы и неустойчивы. Такие дети отличаются эмоциональной уязвимостью, ранимостью, что отражается в их оценках.
Проективная методика
Изучая коммуникативные качества использовалась проективная методика Р. Жиля. Ее цель состоит в выявлении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Результаты были количественно подсчитаны и по каждой характеристике выведен процентный показатель по обеим группам (табл.7).
коммуникативные качества личности. |
экспериментальная группа |
контрольная группа |
наличие дружеского отношения |
84.0 |
94.3 |
положительное отношение к учителю |
32.5 |
49.2 |
доминирование лидерство |
43.5 |
49.2 |
общительность в группе детей |
71.7 |
82.2 |
социальная адекватность поведения |
52.5 |
67.0 |
Вывод:
Четко прослеживается отставание всех показателей подростков экспериментальной группы.
Нами исследованы ведущие средства коммуникации подростков (табл. 8).
Ведущие средства коммуникации.
средства коммуникации |
экспериментальная группа |
контрольная группа |
словесная (устная и устно-дактильная) |
40% |
58% |
мимико- жестовая |
60% |
42% |
Вывод:
Анализ результатов позволил сделать вывод, что дети контрольной группы больше общаются устно и устно-дактильно, чем дети экспериментальной группы.
Карта наблюдений Стотта
Для выявления
детей, находящихся в состоянии
социально-психологической
Вывод:
Среди обследованных обеих групп выявлено 4 дезадаптированных учащихся в экспериментальной группе (20 % от общего числа детей группы) и 2 в контрольной группе (10 % от общего числа детей группы).
Наличие такого числа дезадаптированных детей в экспериментальной группе рассматриваем как опосредованный, но диагностически точный показатель ситуативного неблагополучия меж
Информация о работе Межличностные отношения детей с задержкой психического развития