Межличностные отношения детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:40, дипломная работа

Краткое описание

Работа посвящена особенностям межличностного взаимодействия детей с ЗПР. Проведено исследование на базе психокоррекционной школы г.Грозного. Проведен сравнительный анализ с контрольной группой.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………………..............................................................................................8
1.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития …………………………………………........20
1.3. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………28
1.4. Специфика общения младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………40
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений детей с ЗПР
2.1. Выбор и описание методик …………………………………………………..49
2.2.Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у детей с задержкой психического развития…………….……….…59
Заключение ………………………………………………………………………....80
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа Межличностные отношения детей с ЗПР.docМ3.doc

— 611.00 Кб (Скачать)

Составим по результатам социометрических матриц статусную структуру класса

                                                                                                                       Таблица 1.

статусная структура  классов

экспериментальная группа

контрольная группа

предпочитаемые

3

16

принятые взаимно

2

11

принятые без  взаимности

4

0

изолированные

4

0

отвергаемые

7

0


Вывод:

Из полученных данных можно сделать вывод, что  в классе детей с нормальным интеллектом высокий социометрический статус у 16 детей, а у детей с нарушенным интеллектом только у 3. Подростки с нормальным интеллектом находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации развития.

Проанализировав данные мы выявили, что в контрольной группе показатели лучше, чем в экспериментальной (таб.1).

Вывод:

Наличие в контрольной  группе высокостатусных детей и  соответственно положительной социовалентности мы интерпретируем с точки зрения особенностей развития. Дети с нарушениями интеллекта имеют поведенческие расстройства, эмоционально расторможены, отсюда дети чаще идут на нарушение социальных норм ради привлечения внимания к себе и завоевания друзей; у них чаще проявляется негативизм в отношениях; снижена контактность и общительность; они менее сдержаны в поведении.

Анкетирование

С целью исследования вопроса о критериях выбора сверстников  предлагалось выделить качества, которыми обладает друг отвечающего. Был проведен анализ полученных данных обеих групп (табл.2).

                                                                                                                       Таблица 2

Критерии выбора одноклассниками друга.                                                   

критерии выбора

оценочные          суждения

         количество высказываний

экспериментальная группа

контрольная группа

 

Привлекательный внешний вид

аккуратный 

3

1

красивый

3

5

сильный

2

3

здоровый

3

4

чистый

1

4

%

48.0

48.5

 

Ситуативная деятельность

хорошо играет(танцует)

3

3

вместе ходим  в кружок

0

3

на уроках сидим  вместе

2

5

%

33.4

52.4

 

Взаимная симпатия

он мне нравится

1

5

часто бываем вместе

1

4

считает меня своим  другом

4

2

он хороший

4

5

%

50.0

57.2

 

Успешная учебная  деятельность

хорошо учится

3

7

сообразительный

1

0

хорошо говорит  словами 

3

4

хорошо говорит  жестами

4

7

%

55.0

64.3

 

 

Нравственные  качества

добрый, отзывчивый

2

6

всегда готов  помочь

1

2

честный

2

6

общительный

2

5

скромный

1

0

серьезный

2

6

вежливый

1

0

я ему доверяю

1

6

умеет хранить  секреты

1

4

%

38.9

55.6




 

По результатам  опроса мы вывели следующие результаты (табл. 3)

Выводы:

Наибольший  удельный вес в обеих группах  занимают показатели, связанные с  учебной деятельностью. Значимость этого критерия понятна: учеба является ведущим видом деятельности, а  в условиях школы-интерната - центральным событием повседневной жизни подростка.

На втором месте  и в той и в другой группе стоит взаимная симпатия. Совпадает  так же и выбор по ситуативности  действий в обеих группах на 4 месте.

По остальным  показателям наблюдаются различия. Так, дети экспериментальной группы выше ставят привлекательный внешний вид, тогда как дети контрольной группы больше ценят в человеке нравственные качества. Это связано с тем, что у детей с нарушением интеллекта происходит отставание в формировании нравственных ценностей в сознании.

                                                                                                                      Таблица 3.

Распределение критериев выбора одноклассников по значимости.

экспериментальная группа

%

контрольная группа

Успешная учебная  деятельность

1 место

успешная учебная  деятельность

взаимная симпатия

2 место

взаимная симпатия

привлекательный внешний вид

3 место

нравственные  качества

ситуативная деятельность

4 место

ситуативная деятельность

нравственные качества

5 место

привлекательный внешний вид


Тест семантический  дифференциал

Эмоционально-психологический  климат (ЭПК)-важная составляющая взаимоотношений  в группе. Это эмоционально-психологический  настрой коллектива, в котором  опосредованно отражаются индивидуальные эмоциональные состояния членов группы.

По результатам  исследований получили следующее:

Контрольная группа:

Хср1 = 56/20 = 2,8

Хср2 = 54/20 = 2,7

Хср3 = 42/20 = 2,1

Хср4 = 54/20 = 2,7

Хср5 = 62/20 = 3,1

Хср6 = 44/20 = 2,2

Экспериментальная группа:

Хср1 = 40/20 = 2,0

Хср2 = 48/20 = 2,4

Хср3 = 44/20 = 2,2

Хср4 = 28/20 = 1,4

Хср5 = 44/20 = 2,2

Хср6 = 56/20 = 2,8

Коллективный  индекс ЭПК определялся как средний  по группе, таким образом мы получили следующие результаты (табл.4).

 

                                                                                                                      Таблица 4.

Эмоциональный профиль класса.

экспериментальная

группа

контрольная

группа

всегда

весело

2.0

2.8

всегда

скучно

мы

добрые

2.4

2.7

мы

злые

никогда

не ссоримся

2.2

2.1

часто

ссоримся

мы

вежливые

1.4

2.7

мы часто

ругаемся

мы очень

дружные

2.2

3.1

у нас мало

друзей

в классе

спокойно

2.8

2.2

в классе

тревожно


Вывод:

Проанализировав данные, можно сделать вывод, что  в экспериментальной группе эмоционально-психологический климат хуже, подростки чаще ссорятся, у них высокая тревожность. Это связано с психологическими особенностями детей с нарушениями интеллекта. Эти дети эмоционально весьма высокочувствительны, а следовательно, высоковосприимчивы к эмоциональной среде обитания. Вследствие невротизма дети дают сильные эмоциональные всплески даже на незначительные события и обстоятельства. Их эмоции не только насыщены, но и противоречивы и неустойчивы. Такие дети отличаются эмоциональной уязвимостью, ранимостью, что отражается в их оценках.

Проективная методика

Изучая коммуникативные  качества использовалась проективная  методика Р. Жиля. Ее цель состоит в  выявлении социальной приспособленности  ребенка, а также его взаимоотношений  с окружающими.

Результаты были количественно подсчитаны и по каждой характеристике выведен процентный показатель по обеим группам (табл.7).

                                                                                                                      Таблица 7.

коммуникативные качества личности.

экспериментальная

группа

контрольная

группа

наличие дружеского

отношения

84.0

94.3

положительное отношение

к учителю

32.5

49.2

доминирование

лидерство

43.5

49.2

общительность в

группе детей

71.7

82.2

социальная  адекватность

поведения

52.5

67.0


 

Вывод:

Четко прослеживается отставание всех показателей подростков экспериментальной группы.

Нами исследованы  ведущие средства коммуникации подростков (табл. 8).

                                                                                                                     Таблица 8.

Ведущие средства коммуникации.

средства коммуникации

экспериментальная

группа

контрольная

группа

словесная

(устная и  устно-дактильная)

40%

58%

мимико-

жестовая

60%

42%


Вывод:

Анализ результатов  позволил сделать вывод, что дети контрольной группы больше общаются устно и устно-дактильно, чем дети экспериментальной группы.

Карта наблюдений Стотта

Для выявления  детей, находящихся в состоянии  социально-психологической дезадаптации, использовалась карта наблюдений Д.Стотта.

 

 

Вывод:

Среди обследованных обеих групп выявлено 4 дезадаптированных учащихся в экспериментальной группе (20 % от общего числа детей группы) и 2 в контрольной группе (10 % от общего числа детей группы).

Наличие такого числа дезадаптированных детей в экспериментальной группе рассматриваем как опосредованный, но диагностически точный показатель ситуативного неблагополучия меж


Информация о работе Межличностные отношения детей с задержкой психического развития