Межличностные отношения детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:40, дипломная работа

Краткое описание

Работа посвящена особенностям межличностного взаимодействия детей с ЗПР. Проведено исследование на базе психокоррекционной школы г.Грозного. Проведен сравнительный анализ с контрольной группой.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………………..............................................................................................8
1.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития …………………………………………........20
1.3. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………28
1.4. Специфика общения младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………40
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений детей с ЗПР
2.1. Выбор и описание методик …………………………………………………..49
2.2.Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у детей с задержкой психического развития…………….……….…59
Заключение ………………………………………………………………………....80
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа Межличностные отношения детей с ЗПР.docМ3.doc

— 611.00 Кб (Скачать)

Каждая из точек  соответствует определенному баллу: крайняя правая-0 баллов, крайняя  левая-4 балла

6. Карта наблюдений Стотта.

Цель: выявить дезадаптивных подростков. Учителю выдавался список поведенческих реакций и бланк на каждого ученика.

НД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

       
   

Д

1

2

3

4

5

6

7

9

10

8

11

12

13

14

15

16

17

18

       

У

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

     

ТВ

1

2

3

4

5

6

7

9

11

13

15

8

10

12

14

16

       
 

ВВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

   

ТД

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

11

12

13

14

15

 

А

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

7

12

13

14

15

16

           

ВД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 
 

Н

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

         
       

ЭН

1

2

3

4

5

9

10

6

7

8

11

12

 
               

НС

2

3

4

1

5

6

7

   

Инструкция  учителю: зачеркните цифру, кодирующую единицу поведения, в том случае, если она характерна, типична, по вашему мнению, для данного учащегося.

В карте выделен  набор из 162 единиц поведения, которым  учитель (опираясь на личные наблюдения) дает оценку. Единицы поведения сгруппированы в 11 симптомокомплексов. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа-двумя. Далее подсчитывается сумма баллов. Критической точкой отсчета, свидетельствующей о серьезном нарушении адаптации, является сумма 25 баллов и выше.

В эксперименте участвовали 20 учащихся с ЗПР (11 мальчиков  и 9 девочек) учащихся третьего класса специально-коррекционной школы города Грозного и 20 учеников четвертого класса (12 мальчиков и 8 девочек) гимназии №1 города Грозного. Возраст и сроки обучения детей обеих групп совпадали. Все ученики специально-коррекционной школы имели поставленный медико-педагогическими комиссиями диагноз задержки психического развития. У большинства из них отмечались также разные хронические заболевания. Кроме данных, полученных при выполнении экспериментальных заданий, были изучены медицинские карты детей, их успеваемость, педагогические характеристики и семейный статус.

Исследование  проводилось с каждым ребенком индивидуально  в форме беседы по картинкам и  по вопросам. Дети указывали, в каком  месте картинки они хотели бы находиться, рассказывали, как они вели бы себя в той или иной ситуации. Результаты фиксировались в альбоме с вербальными и графическими заданиями, а также в протоколе.

Наблюдение  за детьми и беседа с ними во время  выполнения экспериментальных заданий  показали, что они полностью включались в предлагаемые жизненные ситуации, воспринимая их как реальные. Все это служило подтверждением того, что использованные методики были адекватны поставленным задачам.

Экспериментальная группа(11 мальчиков и 9 девочек)

Имя

Год рождения

Магомед

1999

Ася

1999

Рустам

2000

Адам

1999

Аслан

2000

Петемат

2000

Сулим

2000

Ахмед

1999

Марьям

1999

Лиана

2000

Айшат

2000

Хасан

2000

Рамзан

2000

Амина

2000

Салам

1999

Малика

1999

Айна

1999

Мадина

1999

Альберт

1999

Шамиль

1999


 

Контрольная группа (12 мальчиков и 8 девочек)

Имя

Год рождения

Айна

1999

Сулейман

1999

Света

2000

Рамзан

1999

Хасан

2000

Луиза

2000

Мадина

2000

Карина

1999

Ислам

1999

Руслан

2000

Лариса

2000

Милана

2000

Элина

2000

Ахмед

2000

Мансур

1999

Исмаил

1999

Магомед

1999

Ризван

1999

Муса

1999

Иса

1999


Диагностика проводилась в шесть этапов:

1. Социометрическая  методика Р. Жиля.

2. Анкетирование.  методика Л.И. Вассермана

3. Тест-семантический  дифференциал «Оценка отношений  в своем коллективе». методика  В.В. Бойко

4. Проективная  методика Р.Жиля.

5. Карта наблюдений Д. Стотта.

6. Эмоциональная  цветопись. Методика А.Н. Лутошкина

 

 

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у детей с задержкой психического развития

Статусная структура  группы-социально-психологический  показатель, отражающий положение детей в системе межличностных отношений. Социально-психологический социометрический статус определяется числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствует о степени признания в группе.

Социометрическая  матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные. В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы. Обработка данных на этом этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбирал, а кого отверг каждый конкретный член группы. Плюс - выбор, - отвержение.

После заполнения таблицы заполняются ещё две  строчки, в которых производится подсчёт суммы выборов и суммы  отвержений, полученных каждым членом группы от других. Таким образом, каждый участник становится обладателем двух баллов.

С точки зрения социометрии эти баллы могут  быть рассмотрены как числовые выражения  статуса индивида в группе, точнее в системе межличностных предпочтений. В данной таблице также можно  подсчитать, есть ли, и в каком количестве, у каждого члена группы взаимные выборы и отвержения.

По полученным суммам можно судить о том, какие  члены группы являются наиболее предпочитаемыми, много ли в группе людей со средним  статусом, есть ли непопулярные члены  группы.

В исследованных нами классах дети распределились следующим образом:

Социометрическая  матрица в контрольной группе

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

 

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

                 

2

+

   

+

-

+

   

-

+

+

                 

3

 

-

   

-

 

+

+

+

     

+

-

 

-

 

+

 

-

4

+

+

-

   

+

-

-

-

+

+

 

-

-

   

-

     

5

 

-

       

-

-

-

 

-

+

   

+

   

+

+

+

6

+

+

 

+

         

+

+

 

-

-

 

-

-

 

-

 

7

   

+

       

+

   

-

 

+

+

 

+

-

-

-

-

8

   

+

     

+

 

-

-

-

-

+

+

   

+

 

-

 

9

 

-

+

-

-

-

+

   

-

   

+

+

   

+

     

10

+

+

-

+

-

+

-

-

-

 

+

-

               

11

+

+

 

+

-

+

     

+

     

-

     

-

-

-

12

 

-

 

-

+

-

 

+

 

-

   

-

 

+

 

+

 

+

 

13

   

+

-

-

-

+

+

-

-

     

+

   

+

 

+

 

14

-

-

+

-

-

-

+

+

+

     

+

       

+

   

15

 

+

 

-

+

-

 

-

-

   

+

-

+

         

+

16

   

+

 

-

-

+

 

+

 

-

-

 

+

   

+

   

-

17

 

-

+

-

 

-

+

+

 

-

-

 

+

 

+

         

18

   

+

 

-

 

+

   

-

 

-

+

   

+

+

 

-

-

19

+

 

-

 

+

 

-

 

-

+

 

-

 

+

-

       

+

20

 

+

 

+

   

+

-

   

+

 

-

-

-

+

-

     

С+

6

7

8

6

3

5

9

6

3

6

6

2

7

6

2

4

5

3

2

3

С-

1

3

4

5

8

5

5

5

7

4

2

5

6

4

2

2

3

1

3

3

В+

5

5

5

5

3

5

5

4

2

5

5

2

5

4

1

2

2

2

1

0

В-

0

0

0

0

2

0

0

1

3

0

0

3

0

1

4

3

3

3

4

5

П+

1

1

1

1

2

1

0

0

0

0

1

1

2

1

0

0

1

2

0

0

П-

0

1

2

0

1

0

0

0

1

1

0

0

2

1

0

0

1

1

0

0

Р+

5

5

5

5

1

5

5

2

0

3

3

1

2

2

0

1

1

1

0

0


Социометрическая  матрица в экспериментальной  группе

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

 

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

                 

2

+

   

+

-

+

   

-

+

+

                 

3

 

-

   

-

 

+

+

+

     

+

-

 

-

 

+

 

-

4

+

+

-

   

+

-

-

-

+

+

 

-

-

   

-

     

5

 

-

       

-

-

-

 

-

+

   

+

   

+

+

+

6

+

+

 

+

         

+

+

 

-

-

 

-

-

 

-

 

7

   

+

       

+

   

-

 

+

+

 

+

-

-

-

-

8

   

+

     

+

 

-

-

-

-

+

+

   

+

 

-

 

9

 

-

+

-

-

-

+

   

-

   

+

+

   

+

     

10

+

+

-

+

-

+

-

-

-

 

+

-

               

11

+

+

 

+

-

+

     

+

-

                 

12

 

-

 

-

+

-

 

+

 

-

   

-

 

+

 

+

 

+

 

13

   

+

-

-

-

+

+

-

-

     

+

     

+

   

14

-

-

+

-

-

-

+

+

+

     

+

             

15

 

+

 

-

+

-

 

-

-

   

+

-

+

         

+

16

   

+

 

-

-

+

 

+

 

-

-

 

+

   

+

   

-

17

 

-

+

-

 

-

+

+

 

-

-

 

+

 

+

         

18

   

+

 

-

 

+

   

-

 

-

+

   

+

+

 

-

-

19

+

 

-

 

+

 

-

 

-

+

 

-

 

+

-

       

+

20

 

+

 

+

   

+

-

   

+

 

-

-

-

+

-

     

С+

4

5

6

4

1

5

7

4

1

4

4

0

5

4

0

2

3

1

0

0

С-

3

5

6

7

10

7

7

7

7

6

4

7

8

6

4

4

5

3

5

5

В+

2

2

2

2

0

2

2

1

0

2

2

0

2

2

0

0

0

0

0

0

В-

3

3

3

3

5

3

3

4

3

3

3

3

0

4

4

3

3

3

4

5

П+

1

1

1

1

2

1

0

0

0

0

1

1

2

1

0

0

1

2

0

0

П-

0

1

2

0

1

0

0

0

1

1

0

0

2

1

0

0

1

1

0

0

Р+

1

1

1

1

0

1

2

2

0

1

1

1

2

2

0

1

1

1

0

0

Информация о работе Межличностные отношения детей с задержкой психического развития