Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:40, дипломная работа
Работа посвящена особенностям межличностного взаимодействия детей с ЗПР. Проведено исследование на базе психокоррекционной школы г.Грозного. Проведен сравнительный анализ с контрольной группой.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………………..............................................................................................8
1.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития …………………………………………........20
1.3. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………28
1.4. Специфика общения младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………40
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений детей с ЗПР
2.1. Выбор и описание методик …………………………………………………..49
2.2.Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у детей с задержкой психического развития…………….……….…59
Заключение ………………………………………………………………………....80
Список использованной литературы
Каждая из точек
соответствует определенному
6. Карта наблюдений Стотта.
Цель: выявить дезадаптивных подростков. Учителю выдавался список поведенческих реакций и бланк на каждого ученика.
НД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||||
Д |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
8 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | ||
У |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|||||||
ТВ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
11 |
13 |
15 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
||||
ВВ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 | |
ТД |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
| ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
11 |
7 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||||
ВД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||||||||
Н |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2 |
|||||||||
ЭН |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
10 |
6 |
7 |
8 |
11 |
12 |
||||||||
НС |
2 |
3 |
4 |
1 |
5 |
6 |
7 |
Инструкция учителю: зачеркните цифру, кодирующую единицу поведения, в том случае, если она характерна, типична, по вашему мнению, для данного учащегося.
В карте выделен набор из 162 единиц поведения, которым учитель (опираясь на личные наблюдения) дает оценку. Единицы поведения сгруппированы в 11 симптомокомплексов. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа-двумя. Далее подсчитывается сумма баллов. Критической точкой отсчета, свидетельствующей о серьезном нарушении адаптации, является сумма 25 баллов и выше.
В эксперименте участвовали 20 учащихся с ЗПР (11 мальчиков и 9 девочек) учащихся третьего класса специально-коррекционной школы города Грозного и 20 учеников четвертого класса (12 мальчиков и 8 девочек) гимназии №1 города Грозного. Возраст и сроки обучения детей обеих групп совпадали. Все ученики специально-коррекционной школы имели поставленный медико-педагогическими комиссиями диагноз задержки психического развития. У большинства из них отмечались также разные хронические заболевания. Кроме данных, полученных при выполнении экспериментальных заданий, были изучены медицинские карты детей, их успеваемость, педагогические характеристики и семейный статус.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в форме беседы по картинкам и по вопросам. Дети указывали, в каком месте картинки они хотели бы находиться, рассказывали, как они вели бы себя в той или иной ситуации. Результаты фиксировались в альбоме с вербальными и графическими заданиями, а также в протоколе.
Наблюдение за детьми и беседа с ними во время выполнения экспериментальных заданий показали, что они полностью включались в предлагаемые жизненные ситуации, воспринимая их как реальные. Все это служило подтверждением того, что использованные методики были адекватны поставленным задачам.
Экспериментальная группа(11 мальчиков и 9 девочек) | |
Имя |
Год рождения |
Магомед |
1999 |
Ася |
1999 |
Рустам |
2000 |
Адам |
1999 |
Аслан |
2000 |
Петемат |
2000 |
Сулим |
2000 |
Ахмед |
1999 |
Марьям |
1999 |
Лиана |
2000 |
Айшат |
2000 |
Хасан |
2000 |
Рамзан |
2000 |
Амина |
2000 |
Салам |
1999 |
Малика |
1999 |
Айна |
1999 |
Мадина |
1999 |
Альберт |
1999 |
Шамиль |
1999 |
Контрольная группа (12 мальчиков и 8 девочек) | |
Имя |
Год рождения |
Айна |
1999 |
Сулейман |
1999 |
Света |
2000 |
Рамзан |
1999 |
Хасан |
2000 |
Луиза |
2000 |
Мадина |
2000 |
Карина |
1999 |
Ислам |
1999 |
Руслан |
2000 |
Лариса |
2000 |
Милана |
2000 |
Элина |
2000 |
Ахмед |
2000 |
Мансур |
1999 |
Исмаил |
1999 |
Магомед |
1999 |
Ризван |
1999 |
Муса |
1999 |
Иса |
1999 |
Диагностика проводилась в шесть этапов:
1. Социометрическая методика Р. Жиля.
2. Анкетирование. методика Л.И. Вассермана
3. Тест-семантический
дифференциал «Оценка
4. Проективная методика Р.Жиля.
5. Карта наблюдений Д. Стотта.
6. Эмоциональная цветопись. Методика А.Н. Лутошкина
2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у детей с задержкой психического развития
Статусная структура
группы-социально-
Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные. В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы. Обработка данных на этом этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбирал, а кого отверг каждый конкретный член группы. Плюс - выбор, - отвержение.
После заполнения таблицы заполняются ещё две строчки, в которых производится подсчёт суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других. Таким образом, каждый участник становится обладателем двух баллов.
С точки зрения
социометрии эти баллы могут
быть рассмотрены как числовые выражения
статуса индивида в группе, точнее
в системе межличностных
По полученным суммам можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми, много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные члены группы.
В исследованных нами классах дети распределились следующим образом:
Социометрическая матрица в контрольной группе
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | |
1 |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
||||||||||
2 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|||||||||||||
3 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- | ||||||||||
4 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
||||||||
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
7 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- | ||||||||||
8 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||||||
9 |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
10 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
|||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- | ||||||||||
12 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
13 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
14 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
15 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ | ||||||||||
16 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- | ||||||||||
17 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
||||||||||
18 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | ||||||||||
19 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | ||||||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
||||||||||
С+ |
6 |
7 |
8 |
6 |
3 |
5 |
9 |
6 |
3 |
6 |
6 |
2 |
7 |
6 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
3 |
С- |
1 |
3 |
4 |
5 |
8 |
5 |
5 |
5 |
7 |
4 |
2 |
5 |
6 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
В+ |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
2 |
5 |
5 |
2 |
5 |
4 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
В- |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
П+ |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
П- |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Р+ |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
5 |
5 |
2 |
0 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Социометрическая матрица в экспериментальной группе
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | |
1 |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
||||||||||
2 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|||||||||||||
3 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- | ||||||||||
4 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
||||||||
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
7 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- | ||||||||||
8 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||||||
9 |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
10 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
|||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|||||||||||||
12 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
13 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
||||||||||
14 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
15 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ | ||||||||||
16 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- | ||||||||||
17 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
||||||||||
18 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | ||||||||||
19 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | ||||||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
||||||||||
С+ |
4 |
5 |
6 |
4 |
1 |
5 |
7 |
4 |
1 |
4 |
4 |
0 |
5 |
4 |
0 |
2 |
3 |
1 |
0 |
0 |
С- |
3 |
5 |
6 |
7 |
10 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
4 |
7 |
8 |
6 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
В+ |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В- |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
П+ |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
П- |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Р+ |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Информация о работе Межличностные отношения детей с задержкой психического развития