Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 14:46, курсовая работа
Цель: изучение формирования общения и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Изучить особенности общения и межличностного общения детей с 3ПP;
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
Изучить психолого-педагогические особенности общения и межличностных отношений у детей ЗПР.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы общения и межличностных отношений детей с задержкой психического развития
1.1 Общение в системе межличностных отношений: понятие, структура, основные аспекты
1.2 Онтогенез общения в детском возрасте
Глава 2. Научные подходы к проблеме общения и межличностных отношений детей с задержкой психического развития
2.1 Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития
2.2 Специфика межличностного общения детей с ЗПР
2.3 Особенности развития межличностных отношений у детей с задержкой психического развития
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
Педагогический факультет
Кафедра коррекционной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Коррекционная педагогика. Олигофренопедагогика»
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Илевич Ольга Валерьевна,
4 курс, группа 46
Руководитель:
Федорова Ксения Игоревна,
преподаватель кафедры коррекционной работы
Витебск, 2015
Реферат
Курсовая работа 34 с., 45 источников.
ОБЩЕНИЕ, ЗПР, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СВЕРСТНИКИ, КОММУНИКАЦИЯ, ОКРУЖЕНИЕ.
Цель: изучение формирования общения и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Объект: дети с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие межличностных отношений детей с ЗПР с другими детьми и со взрослыми.
Методы: изучение теоретической литературы, анализ и обобщение теоретического опыта.
Научная новизна работы заключается в систематизации данных по проблеме развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с ЗПР, в разработке психокоррекционных занятий направленных на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с ЗПР, и определение наиболее успешных путей и условий формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость заключается в том, что обобщение теоретической литературы может быть полезна практическим работникам: педагогам-дефектологам, психологам, специальным психологам, воспитателям для формирования и развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с ЗПР.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы общения и межличностных отношений детей с задержкой психического развития
1.1 Общение в системе межличностных отношений: понятие, структура, основные аспекты
1.2 Онтогенез общения в детском возрасте
Глава 2. Научные подходы к проблеме общения и межличностных отношений детей с задержкой психического развития
2.1 Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития
2.2 Специфика межличностного общения детей с ЗПР
2.3 Особенности развития межличностных отношений у детей с задержкой психического развития
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы. Это явление рассматривалось многими известными психологами и педагогами. Отдельно стоит отметить работы Н.С. Иванова, В.И. Зыковой, Т.Л. Власовой и М.С. Певзнера. Результатом этих исследований стало выделение ряда детей в особую группу, которую нельзя отнести к интеллектуально недостаточным. В рамках имеющихся знаний дети этой группы показали достаточную способность к обобщениям. Данная группа детей получила название дети с задержкой психического развития.
Исследования педагогов и психологов выявили замедленный темп формирования социальных отношений у данной группы детей, недостаточность знаний о них. Процесс формирования общения и межличностных отношений у таких детей требует отдельного разностороннего исследования.
В процессе развития ребенка познавательные функции формируются при общении со взрослыми, поэтому следует уделить особое внимание этому. У детей с 3ПP наблюдается неэффективность межличностного общения, что препятствует его взаимоотношениям с ровесниками и не может негативно не сказываться на его психическом развитии.
Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоционально-волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.
В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния, являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.
Проблемой изучения межличностных отношений занимались такие ученые как Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Коломинский Л.Я., Шибутани Т., Андреева Г.М., Куницына В.Н., Григорьева Л.П., Агавелян О.К., Кэмпбел и многие другие.
Рассматривая проблему межличностных отношений важно отметить, что эта проблема актуальна, так как задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л.С.Выготского, в собственно культурном развитии ребенка.
Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь ввиду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет, прежде всего, сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования.
Изучению особенностей межличностных отношений детей с ЗПР, посвящены работы Коробейникова И.А., Новиковой Н.В., Кузнецовой Л.В., Васильевой Е.В., Агавелян О.К.,Стериной Т.З., Григорьевой Л.П., Марковской И.Ф., Шумарова Г.Б., Хохлиной Е.Н., Коневой И.А. и других.
Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей с задержкой психического развития, при определенной не сформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включения в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Поэтому возникает необходимость в определении содержания коррекционного обучения и разработке конкретных мер, направленных на формирование благополучных межличностных отношений в группе детей данной категории. Но в настоящее время, эта проблема ещё недостаточно разработана, и в связи с этим, для нас очевидна актуальность нашей работы.
Тема: «Особенности общения и межличностных отношений дошкольников с ЗПР»
Цель: изучение формирования общения и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Объект: дети с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие межличностных отношений детей с ЗПР с другими детьми и со взрослыми.
Методы: изучение теоретической литературы, анализ и обобщение теоретического опыта.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы общения и межличностных отношений детей с задержкой психического развития
1.1 Общение в системе межличностных отношений: понятие, структура, основные аспекты
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:
• в нем участвует небольшое число людей;
• это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь;
• это так называемое личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.[14]
Перечисленные критерии позволяют отличить межличностное общение как особый вид от межгруппового и массового общения, обозначить границу, отделяющую личностно-ориентированное общение от социально-ориентированного.
Чем менее стереотипным является восприятие людьми друг друга, чем глубже уровень взаимного самораскрытия партнеров, чем больше разнообразных и уникальных событии наполняют историю их отношений, тем корректнее будет назвать данное общение межличностным.
Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Таким образом, интерес для исследователей межличностного общения представляет именно межличностное поведение, обладающее новыми качествами, в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия. Соответственно, к числу основных проблем, требующих изучения, можно отнести анализ условий, при которых «встреча между людьми» оказывается возможной и необходимой; а также содержательное описание процессов, происходящих в ходе межличностного взаимодействия, и способов, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому.[23]
Определить предметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение». Как показывают исследования в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений:
1) объединение, создание общности, целостности;
2) передача сообщений, обмен информацией;
3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер.[3]
Фиксация выделенных значений посредством особых терминов задает систему базовых понятий теории межличностного общения.
Так, понятие «межличностный контакт» становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта складываются отношения между людьми.
Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.[18]
Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт люден друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.
Легко заметить, что за каждым из выделенных понятии обнаруживается относительно самостоятельное проблемное поле, отражающее разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для упорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные виды классификаций.
Одна из возможных классификаций основана на зависимости межличностного общения от различных мотивов и целей его участников. Если целью общения выступают психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, то говорят о мотивах общения, лежащих в пределах самого общения, или о модальном общении: люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений». Если же цели общения иные - передача информации, побуждение партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку - в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами. Это характерно для так называемого дистального общения, то есть общения, связанного с тем или иным предметным взаимодействием.[24]