Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 14:46, курсовая работа
Цель: изучение формирования общения и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Изучить особенности общения и межличностного общения детей с 3ПP;
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
Изучить психолого-педагогические особенности общения и межличностных отношений у детей ЗПР.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы общения и межличностных отношений детей с задержкой психического развития
1.1 Общение в системе межличностных отношений: понятие, структура, основные аспекты
1.2 Онтогенез общения в детском возрасте
Глава 2. Научные подходы к проблеме общения и межличностных отношений детей с задержкой психического развития
2.1 Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития
2.2 Специфика межличностного общения детей с ЗПР
2.3 Особенности развития межличностных отношений у детей с задержкой психического развития
Заключение
Список использованной литературы
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:
• ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
• деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным - доминирует Я-Вы контакт;
• интимно-личностный уровень; цель - удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность - доминирует Я-Ты контакт.
В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:
1) контактная функция - установление
контакта как состояния
2) информационная функция - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительная функция
- стимуляция активности
4) координационная функция
- взаимное ориентирование и
5) функция понимания - адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний;
6) эмотивная функция - возбуждение
в партнере нужных
7) функция установления
отношений - осознание и фиксация
своего места в системе
8) функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.[16]
Получившая широкое признание аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны, по существу направлена на конкретизацию предметной области межличностного общения в соответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов.
Перцептивная сторона - процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
Коммуникативная сторона - использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор - это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.
Интерактивная сторона - взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности. Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях, может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении - один из возможных показателей психологической зрелости личности.[2]
Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения». Последнее обозначает число людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Большинству из нас по личному опыту хорошо известно, что глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек, более пли менее успешно ориентироваться в поведении - примерно десяти; по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы. Отечественный психолог Я. Коломинский предложил в зависимости от степени психологической близости и значимости выделять два круга желаемого общения: первый включает от одного до четырех человек, второй - от шести до восьми. Проведенные исследования позволили сравнить, насколько круг людей, которые нам симпатичны, совпадает с кругом тех, с кем нам приходится общаться большую часть времени. Оказалось, что у взрослых он достигает 40%, а у детей - всего 19-24%.
Структурный анализ процесса межличностного общения можно обнаружить в работах не только психологов-тебретиков, по и психологов-практиков. Так, специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи.
Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка.
Во-вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации.
В-третьих, это совокупность правил, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система.
В-четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи.
При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль, всегда характеризуется:
• низкой самооценкой;
• ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями;
• ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения;
• социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.[7]
Для зрелых семей характерны высокая самооценка, непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие. Члены этих семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.
Таким образом, с учетом как обыденных представлений, так и суждений специалистов к предметной области межличностного общения можно отнести:
• психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию:
• коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми;
• нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы. Разумеется, реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Вместе с тем, в аналитических целях выделение относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным.
Среди психоаналитических концепций важнейшее значение для развития теории межличностного общения имеет трансакционный анализ Э. Берна. Выделив в поведении каждого человека три типа состояний Я, названных им «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок», Берн полагал, что цель простого трансакционного анализа - выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию и тем самым определяет характер взаимоотношений между людьми. Согласно Берну, первое правило коммуникации гласит: пока трансакции дополнительны, то есть стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться сколь угодно долго.
Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что можно назвать пересекающейся трансакцией, то есть стимул вызывает несоответствующую реакцию. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения «Взрослый-Взрослый». Однако собеседник может вдруг вспылить, что соответствует схеме «Ребенок-Родитель», или ответить: «Почему ты никогда сам не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, уже не ребенок?» - что соответствует схеме «Родитель-Ребенок». При подобных обстоятельствах решение проблемы придется отложить до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Игрок должен стать либо «родителем», дополняя неожиданно проснувшегося в собеседнике «Ребенка», либо активизировать в нем «Взрослого».
Основная идея гуманистической психологии - человек от природы способен к самосовершенствованию, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.[10]
Существенное влияние на развитие теории межличностного общения оказали идеи одного из основателей гуманистической психологии К. Роджерса, выделившего три основных условия диалогического общения:
1) естественность и спонтанность
в выражении чувств и ощущений,
которые возникают между
2) безусловно положительное отношение к другим людям и к самому себе, забота о Другом и принятие его как равноправного партнера по общению;
3) эмпатическое понимание,
умение тонко и адекватно
Таким образом, предметная область теории межличностного общения задается как количественными, так и качественными параметрами. Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: это взаимодействие между небольшим числом людей; это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь; это так называемое личностно-ориентированное общение, то есть предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.
С учетом как обыденных представлений, так и суждений специалистов, к предметной области межличностного общения можно отнести: а) психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию; б) коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми; в) нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.
1.2 Онтогенез общения в детском возрасте
Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст. Учеными Н.Н.Авдеевой, В.В.Ветровой, Д.Б.Годовниковой, Р.И.Деревянко, М.И.Лисиной, В.А.Петровским, А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой, Р.Б.Стеркиной, Р.К.Терещук и др. разработан уникальный по своей значимости материал о генезисе форм и средств общения, о коммуникативных потребностях и мотивах общения детей дошкольного возраста.
М.И.Лисиной [13] прослежена эволюция потребности в общении в онтогенезе. Ею выделены четыре стадии развития этой потребности. На первой стадии развития доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого. Данная стадия приходится на период с двух до шести месяцев первого года жизни младенца.
В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается эволюция потребности в общении, у детей появляется потребность в сотрудничестве. Далее (на этапе среднего дошкольного возраста - от трех до пяти лет) у ребенка формируется потребность в уважительном отношении взрослого, в самовыражении и в соучастии со взрослыми и сверстником. К концу дошкольного возраста (шестой - седьмой год жизни) у ребенка проявляется потребность во взаимопонимании и сопереживании.
На основании вышеперечисленных потребностей дошкольника в общении выделяется четыре формы общения. Первая форма общения характеризуется как ситуативно - личностная. Удовлетворение потребности младенца в доброжелательном внимании взрослого является существенной чертой данной формы. Ведущим мотивом общения в этот период жизни ребенка выступает личностный мотив. Эта форма общения тесным образом связана с эмоциями. Ребенок выделяет из окружающей его жизненной среды взрослого и реагирует на него "комплексом оживления", сопровождающимся мимическими и специфическими голосовыми реакциями.
Во втором полугодии ребенок начинает овладевать предметной деятельностью и его общение со взрослым приобретает обслуживающий характер. Данная форма общения была названа М.И.Лисиной ситуативно-деловой [13]. Этой форме общения характерно доминирование делового мотива, что в свою очередь обусловлено потребностью ребенка в сотрудничестве со взрослым. А.Г.Рузская, в свою очередь, отмечает тот факт, что на этапе раннего дошкольного возраста у ребенка не наблюдается потребности в общении со сверстниками, однако прослеживается внимание и некоторое эмоциональное отношение к ним. На втором году жизни происходит первоначальное становление общения со сверстниками, которое носит неустойчивый, эпизодический характер.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка наблюдается третья форма общения - внеситуативно-познавательная. На этом этапе жизни оно включено в совместную познавательную деятельность. Центральным мотивом общения выступает познавательный мотив. Ведущей является потребность в уважительном отношении взрослого к ребенку. Наравне с этим, ребенок начинает активно взаимодействовать со сверстниками. Его стремление к свободному проявлению своих возможностей и эмоциональной разрядке объясняет появление потребности в общении со сверстниками как условия реализации данных стремлений. Интерес к другому ребенку характеризуется теперь уже большей прочностью и устойчивостью.