Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 14:46, курсовая работа
Цель: изучение формирования общения и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Изучить особенности общения и межличностного общения детей с 3ПP;
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
Изучить психолого-педагогические особенности общения и межличностных отношений у детей ЗПР.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы общения и межличностных отношений детей с задержкой психического развития
1.1 Общение в системе межличностных отношений: понятие, структура, основные аспекты
1.2 Онтогенез общения в детском возрасте
Глава 2. Научные подходы к проблеме общения и межличностных отношений детей с задержкой психического развития
2.1 Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития
2.2 Специфика межличностного общения детей с ЗПР
2.3 Особенности развития межличностных отношений у детей с задержкой психического развития
Заключение
Список использованной литературы
Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст. М.И.Лисиной прослежена эволюция потребности в общении в онтогенезе. Ею выделены четыре стадии развития этой потребности. На первой стадии развития доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого. Данная стадия приходится на период с двух до шести месяцев первого года жизни младенца. В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается эволюция потребности в общении, у детей появляется потребность в сотрудничестве. Далее (на этапе среднего дошкольного возраста - от трех до пяти лет) у ребенка формируется потребность в уважительном отношении взрослого, в самовыражении и в соучастии со взрослыми и сверстником. К концу дошкольного возраста (шестой - седьмой год жизни) у ребенка проявляется потребность во взаимопонимании и сопереживании. На основании вышеперечисленных потребностей дошкольника в общении выделяются четыре формы общения: ситуативно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. В детских группах можно выделить функционально-ролевое, эмоционально-оценочное и личностно-смысловые отношения между сверстниками.[15]
Большинство исследователей описывают у детей с ЗПР преимущественно интеллектуальные нарушения, особенности их познавательной деятельности. Нас же интересуют прежде всего особенности их социального развития. Этот вопрос мало представлен в специальной дефектологической и психологической литературе. А.И.Липкиной (1973) показано, что отношения в классе складываются для них крайне неблагоприятно. Это приводит к оформлению у них негативной линии личностного развития. Ученик теряет веру в свои силы, растет его индифферентность к учебному процессу, интеллектуальная пассивность становится для него привычным состоянием. Согласно Б.П.Пузанову, у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность но отношению к взрослым, от которых они зависят. Среди личностных контактов детей с задержкой психического развития преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Заключение
В силу проблем ребенка с ЗПР в интеллектуальной и эмоциональной сферах, его поведение во многом предопределяется средой в которой он находится, влиянием окружающих людей на него. Именно окружающие данного ребенка люди формируют его представление о себе и его месте в социальном мире.
В области межличностных отношений, как и в интеллектуальной сфере, у детей с ЗПР наблюдается некоторое отставание. Существенную роль в развитие коммуникативной деятельности учащихся играет их социальная практика. Имеет место взаимосвязь уровня интеллектуального развития ребенка и его место в системе межличностных отношений. Характер межличностных отношений детей с ЗПР характеризуется несколькими аспектами, среди которых можно выделить:
1) ориентация ребенка на отношение и оценку своих сверстников под воздействием оценок старших;
2) достаточно упрощенный
подход в системе оценок
3) достаточная категоричность
в оценки своих сверстников
и наличие достаточно
Имеет место не соответствие самооценки ребенка с его положением в коллективе, переоценивают свое положение в классе в основном не контактные, ограниченные в общении дети. Не соответствие самооценки коррелирует с уровнем интеллекта ребенка.
Отношения между детьми с ЗПР часто мотивируется сиюминутными действиями или действиями в малый промежуток времени. Ребенок способен кардинально изменить свое отношение к сверстнику. Важно отметить, что межличностное отношение детей с ЗПР характеризуется повышенной степенью агрессивности. Таким образом, фактор общения обеспечивает формирование личности посредством осознания ребенком своего места в коллективе, собственной самооценкой и отношением взрослых и сверстников к нему. Вместе с тем, ребенок с ЗПР скорее воспроизводит социальные требования к себе и другим заданные взрослыми, нежели на самом деле осознает их. Оценка сверстников так же представляет собой заимствование оценочных суждений взрослых. В то же время, исследование показало наличие динамики формирования личности ребенка и становления межличностных отношений детей.
Формирование личности ребенка с ЗПР происходит непосредственно через общение его с окружающими людьми, поэтому необходима продуманная система школьной организации, как системы процесса обучения и вне учебной деятельности.
Целесообразно посредством социометрических методов постоянно отслеживать динамику межличностных отношений в классах, знать и формировать самооценку ребенка с ЗПР посредством оценки его деятельности, отношений.
Процесс формирования личности ребенка с ЗПР необходимо строить на основе постоянного общения с ним, доведения ясных, четких требований до него в отношении собственного поведения и отношения к окружающим, использование системы контроля над отношениями учеников, формированием оценочных суждений ребенком о себе и о своих действиях.
Список использованной литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика,1982
2. Бтажнокова, М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. / М.М Бтажнокова // Дефектология. – 1994. - №1 – с.11
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онотогенезе, в кн. Психология развития / Л.И. Божович. - Спб.: Питер, 2001
5. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер – М., Просвещение, 1967
6. Воспитание ребёнка раннего возраста. // Под ред. Смирнова Е.О. - М.: Просвещение, 1993.
7. Власова, Т. А. Дети с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Повзнер. – М.: Педагогика, 1973.
8. Выготский, Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых, и умственно отсталых детей: Сборник статей и материалов. / Под. ред. Л. С. Выготского. – М.: Педагогика, 1924.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - М.: Краснодар, 2003.
10. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д.Н. Исаев.— Л.: Медицина, 1982.
11. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский.-Мн.: Тетра Системс, 2000.
12. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива / Я. Л. Коломинский. - Минск: Нар. асвета,1984.
13. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986.
14. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: АПН РСФСР, 1973
15. Лемяскина Н.А. Коммуникативные потребности и коммуникативные ожидания первоклассника в отношении учителя // Преемственность дошкольного и начального образования: Областные педагогические чтения. Воронеж, 1999. С. 21-22.
16. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19
17. Мясыщев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблеме общей и социальной психологии / В.Н. Мясыщев. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. - Л., 1980.
18. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. — М.: Педагогика, 1987.
19. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР / Е.С. Слепович. — М.: Педагогика, 1990.
20. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР / Е.С. Слепович. — М.: Педагогика, 1989
21. Стернин, И.А. О некоторых особенностях русского общения // Культура общения и ее формирование / И.А. Стернин. - Воронеж, 1994.
22. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К. Фопель. М., 2001.
23. Флей-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флей-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин. - М.: АСТ- Пресс, 1993
24. Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.М. Шипицина. - СПб.: Издат-во «Союз», 2004