Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Какое-либо эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях.
Конфликт – как социальный феномен
Исследование методов урегулирования конфликтов
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ
2.1. Особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте
2.2. Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте
2.3. Опыт урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах зарубежом и в России
2.4. Программа исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте
2.5. Рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

!!!.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Психология конфликта  развивается на базе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. Значительный вклад в разработку психологии конфликта внесли работы К. Томаса, выделившего пять основных типов поведения людей в конфликтной ситуации (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество) и разработавшего тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов. М. Дойч, Д. Скотт, Д. Пруитт, Дж. Симпсон и др. выявили ряд особенностей коммуникации между участниками конфликта.

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются следующие [4, с.62-63]:

- психоаналитическое (З.  Фрейд, А. Адлер, К. Хорни,  Э. Фромм);

- социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

- этнологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

- теория групповой  динамики (К. Левин, Д. Креч, Л.  Линдсей);

- фрустрационно-агрессивное  (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н.  Миллер);

- поведенческое (А.  Басе, А. Бандура, Р. Сире);

- социометрическое (Д.  Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г.  Гурвич);

- интеракционистское (Д.  Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

В педагогике конфликты  исследуются на разных возрастных этапах социализации личности [4; 7; 23]:

- в дошкольном возрасте (А. А. Рояк, Т. И. Юферова и  др.);

- в школьном возрасте (В. М. Афонькова, Л. С. Славина и др.);

- в подростковый период (Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева  и др.);

- в молодежных, студенческих  группах (В. М. Басова, А. И. Шкиль).

В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер, однако не прекращались. К середине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный.

В настоящее время большое внимание в психологии и педагогике направлено на изучение вопроса:

- конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения. Ряд авторов рассматривает конфликт как средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец) [23, с. 93].

К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учеными, занимающимися его исследованием, еще не позволила получить знания, которые можно было бы достаточно эффективно использовать для объяснения и управления сложными педагогическими конфликтами с учетом их современной специфики. Нельзя не отметить и тот факт, что органы управления школой, педагоги оказались не в состоянии использовать те знания, которыми уже обладают представители науки.

Следовательно, нам необходимо не только научиться распознавать сущность каждого конкретного конфликта, выявлять и нейтрализовать деструктивную сторону конфликтного взаимодействия и разрешать противоречия, но и научить этому подростков, т. е. сформировать у них опыт урегулирования конфликтов.

Вывод:

 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта показал, что наибольшее количество исследований принадлежит представителям зарубежной социологии и психологии. Интерес отечественных ученых к проблеме конфликта возрос лишь в последнее десятилетие. Лидирующее положение в изучении конфликта занимают психология, социология. Однако относительно небольшое количество работ в данном направлении свидетельствует, что в отечественной науке эта проблема исследована недостаточно.

 

1. 2.  Конфликт – как социальный феномен

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями" [24, с. 87].

Приведём ещё несколько  определений конфликта:

Конфликт - один из видов социального взаимодействия, отличающийся сопровождением отрицательных эмоций и деятельностью более примитивных пластов психики;

Конфликт - сложное комплексное явление, имеющее вторичные социально-психологические аспекты;

Конфликт - результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;

Конфликт - результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно-потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;

Конфликт - реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей;

Конфликт - эскалация каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие [9, с 27-33].

Большинство изученных  нами работ позволяет выделить четыре типа конфликта [1; 4; 5; 13; 29]:

1. Внутриличностный. В  этом случае сторонами конфликта  могут выступать две или более  составляющих одной и той же  личности, например, отдельные черты,  типы или инстанции. В этом  случае мы имеем дело с конфликтогенным  столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.

2. Межличностный конфликт  возникает между двумя (или  более) отдельными личностями. При  этом наблюдается конфронтация  по поводу потребностей, мотивов,  целей, ценностей и/или установок.

3. Личностно-групповой конфликт возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы.

4. Межгрупповой. В этом  случае может происходить столкновение  стереотипов поведения, норм, целей или ценностей различных групп. В рамках нашего исследования рассматриваются конфликты в малой подростковой группе. Это могут быть межгрупповые конфликты, конфликты между личностью и группой. По нашему мнению, последний – один из наиболее сложных видов конфликта, поскольку в данном случае наиболее ярко будут выражены все негативные последствия конфликта по отношению к личности, реже к группе.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия.

Конфликт может выполнять  как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции.

Исследования в этой области (первые из которых были проведены  Л. Козером, Р. Дарендорфом) позволили  сформулировать ряд позитивных функций  конфликта, оказывающих положительное  влияние на развитие ученического коллектива:

- установление и поддержание  нормативных и физических параметров  коллектива. В результате конфликта  выявляются узкие места и нерешенные  вопросы в управлении коллективом,  в формировании структурных подразделений,  недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;

- разрядка напряженной  обстановки. В результате конфликта  в коллективе происходит конфликтное  взаимодействие, сопровождаемое эмоциональными  бурными реакциями, которое, помимо  возможных негативных последствий,  снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

- установление и поддержание  относительно стабильной структуры  взаимоотношений. Конфликты поддерживают  социальную активность людей,  способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций;

- создание и поддержание  баланса сил и, в частности,  власти, социального контроля;

- диагностика возможностей  оппонентов, выявление вероятных  ответных действий другой стороны;

- выявление нарушений  функционирования коллектива. Именно конфликт позволяет определить, что в коллективе не все в порядке, выяснить какие требуются изменения;

- источник инноваций,  стимул к изменению и развитию.

Негативные функции  конфликта нередко ведут к  беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений.

Основой деструктивных  воздействий, прежде всех остальных  составляющих, является чрезмерная напряженность (психическая или социальная), которая ведет к нарушению координации усилий целесообразной деятельности человека, а также к тому, что эмоциональное возбуждение, сопровождающее рост напряжения, значительно усложняет когнитивные процессы, отключает саморегуляцию и контроль над ситуацией. Существует порог уровня напряжения, превышение которого ведет к качественно иным воздействиям на поведение человека, – это толерантность к фрустрации. Превышение порога индивидуальной толерантности сопровождается деструктивными психическими явлениями, например, появляется агрессия, бегство от ситуации или изменения в психологии участников конфликта, которые проявляются:

- в стремлении наказать  оппонента, нанести ему ущерб,  что является следствием переживания  гнева и других негативных  явлений;

- в самоподдержке и самовоспроизводстве образов конфликтного взаимодействия, посредством искажающего восприятия;

- в появлении самоосуществляющихся  пророчеств, т. е. в ожидании  негативного поведения от оппонента,  подкрепляемого любым фактом  его жизнедеятельности, и другие [32, с. 64].

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру.  Структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.

В любом конфликте  присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

При анализе конфликта  необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, среду, в которой возник конфликт.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом  конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Динамика конфликта  включает ряд основных стадий.

К первой стадии, в ходе динамики конфликта следует отнести возникновение объективной конфликтной ситуации, потенциальный конфликт. [17, с.42]. Это этап проверки и подтверждения факторов противостояния, взаимообмен условиями взаимодействия и требованиями сторон, осуществляющийся на различных Уровнях взаимодействия с использованием разработанных форм и средств.

Вторая стадия – осознание объективной конфликтной ситуации. Когда противоречия становятся осознанными и противоположная сторона отвечает Реальным действиям (поведением), конфликт становится реальностью, ибо восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее

поведение. Для того, чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т. е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны [31, с. 89].

Третья стадия характеризуется переходом к конфликтному поведению или конфликтным отношениям. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению или конфликтным отношениям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Динамика конфликта  предполагает еще одну, четвертую стадию: разрешение конфликта, которая начинается с эмоциональной разрядки, когда один из оппонентов или оба, "спустив пар", переходят к более конструктивному поведению; избегают словесных раздражителей, конкретно и определенно излагают суть дела, дают альтернативы решения и др.

Разрешение конфликта  может быть полным – конфликт устраняется  на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений.

Разрешение может быть частичным – конкретные действия исключаются, но побуждения к конфликту  остаются.

Вывод:

Существуют различные  определения конфликта, но все они  подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

Выделяется четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой. А так же они бывают скрытными или явными.

Информация о работе Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте