Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Какое-либо эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях.
Конфликт – как социальный феномен
Исследование методов урегулирования конфликтов
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ
2.1. Особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте
2.2. Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте
2.3. Опыт урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах зарубежом и в России
2.4. Программа исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте
2.5. Рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

!!!.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

Выделяются следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

  1. конкуренция (соревнование) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  3. компромисс;
  4. уклонение, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.

Переговоры как метод урегулирования конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ

 

2.1.    Особенности  подросткового возраста и причины возникновения      конфликтов в подростковом возрасте

Подростковый  возраст имеет важное значение в  развитии и становлении личности человека. В этот период значительно  расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в  структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как  переходный, сложный, трудный, критический.

Резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. [17; с. 23 - 34.]

Все эти процессы перестройки  организма длительные и нелегкие, но совершено необходимые для  превращения ребенка во взрослого человека, во взрослую личность, становятся причиной и основой подросткового кризиса.

Благодаря бурному росту  и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес  к своей внешности. Формируется  новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. [16].

На образ физического  «Я» и самосознание в целом  оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием  оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает  и чувство взрослости – отношение  подростка к себе как взрослому. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения,  кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними.

Наряду с чувством взрослости Д.Б.Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста. После поисков себя, личностной нестабильности у ребенка формируется  «Я - концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

Физическое  «Я» т.е. представления о собственной  внешней привлекательности, представления  о своем уме, способностях, о силе характера, общительности, доброте, соединяясь, образуют большой пласт «Я – концепции» - так называемое реальное «Я». Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я – концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности [17].

 Неустойчивость, подвижность  всей душевной жизни в начале  и середине подросткового возраста  приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизируется, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя «Я – идеальное». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе.

Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности  и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в  стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях. Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение. [16, с 163].

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.

Вывод:

Таким образом, подростковый возраст характеризуется специалистами как переходной, сложный, трудный, критический. С повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

Перечислить все причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте не представляется возможным. Но в целом конфликт вызывается, следующими группами причин, обусловленными:

  • психологическими особенностями подростковых взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями лидера, плохой психологической коммуникацией и т.д.;
  • личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

2.2.    Характеристика  малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте

Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [2].

Основные отличительные  признаки малой группы:

  • прямой контакт между индивидами, входящими в состав группы;
  • непосредственное взаимодействие и взаимовлияние членов группы;
  • наличие общей цели и общей деятельности, которая превращается в идентификацию; идентичность с точки зрения других людей из вне;
  • общность нравов, привычек, обычаев;
  • некоторая продолжительность существования в пространстве и во времени;
  • немногочисленность по составу.

К указанным характеристикам  необходимо добавить осознание участниками  своего членства в группе. Важной характеристикой  группы, как мы считаем, является ее размер и уровень развития межличностных отношений.

Общими качествами для  малых групп, по нашему мнению, являются:

1. Интегративность –  мера единства, слитности, общности  членов группы, отсутствие интегративности  – разобщенность, дезинтеграция.

2. Микроклимат – определяет  самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность –  степень принятия групповых эталонов  членами групп.

4. Лидерство – степень  ведущего влияния тех или иных  членов группы на группу в  целом в направлении осуществлении групповых задач.

5. Интергрупповая активность  – степень влияния данной группы  на другие группы.

Помимо вышеуказанных, малой группе присущи и следующие  качества:

1. Направленность –  социальная ценность принятых  целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.

2. Организованность –  реальная способность группы  к самоуправлению.

3. Интеллектуальная коммуникативность  – характер межличностного восприятия  и установления взаимопонимания  и общего языка среди членов  группы.

4. Эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера и преобладающий эмоциональный настрой группы.

5. Волевая коммуникативность  – способность группы противостоять  трудностям и препятствиям, ее  стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях [143, с. 67].

Особое внимание в  ходе социально-психологического и  педагогического изучения малых  групп уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные  и неофициальные, отношения лидерства  и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Официальные отношения, возникающие между подростками  на должностной основе, фиксируются, регулируются положениями, утвержденными  официально, соответствующими правилами  и нормами. В отличие от них  неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают  в связи с совместной работой  или по ее поводу, а личные – как  отношения, складывающиеся между подростками независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных  отношениях на первый план выступают  знания учащихся друг о друге и  объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения  – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала на исходном этапе группового развития они бывают относительно безразличными (подростки, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу). Затем могут становиться конфликтными.

Конфликт в малой группе - это столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Информация о работе Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте