Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Какое-либо эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях.
Конфликт – как социальный феномен
Исследование методов урегулирования конфликтов
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ
2.1. Особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте
2.2. Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте
2.3. Опыт урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах зарубежом и в России
2.4. Программа исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте
2.5. Рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

!!!.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Существуют различные  определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

Выделяется четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой. А так же они бывают скрытными или явными.

Конфликт может выполнять  как позитивные (конструктивные), так  и негативные (деструктивные) функции.

Каждый конфликт имеет  более или менее чётко выраженную структуру: объект конфликтной ситуации, цели и субъективные мотивы, условие, среду возникновения, наличие оппонентов, повод или причину.

Динамика конфликта  включает ряд основных стадий: возникновение  объективной конфликтной ситуации, осознание, переход к конфликтным  отношениям и разрешение конфликта.

Урегулирование конфликта  – это процесс его разрешения с помощью посредника. Участие посредника возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Существует достаточно много методов урегулирования конфликтов. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

  • внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
  • структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
  • межличностные методы или стили поведения в конфликтной ситуации;
  • переговоры;

 Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходной, сложный, трудный, критический. С повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

Перечислить все причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте не представляется возможным. Но в целом конфликт вызывается, следующими группами причин, обусловленными:

  • личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью;
  • психологическими особенностями подростковых взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями лидера, плохой психологической коммуникацией в малых группах.

Малая группа – это  немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей  социальной деятельностью и находятся  в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.  Основываясь на психологических, социологических и педагогических исследованиях, можно выделить  основные особенности возникновения конфликтов в малых подростковых группах:

  • это связано с гендерными особенностями подросткового возраста;
  • со стороны индивидуума, связано: с индивидуально-психологическими особенностями; системой потребностей, мотивов, интересов; различиями представлений о себе, ее "Я – образ";
  • со стороны группы, связано: с проблемой соотношения уровня нормативного поведения; со стилем лидерства; с эффективностью групповой деятельности; со способом разрешения внутригрупповых противоречий.

Как показал обобщённый зарубежный и российский  опыт, урегулировать  конфликты в подростковом возрасте в малых группах можно следующими методами: медиацией ровесников, школьные конференции и школьные службы примирения, причём с обязательным привлечением к урегулированию конфликтов самих подростков.

Изучение агрессивности и конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины.

В конфликтных ситуациях 33% подростков предпочитают стратегию  соперничества, что усугубляет конфликт.

В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для педагогов, необходимые для урегулирования конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреев, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов [Текст] / В.И.Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 128 с.
  2. Андреев, В.И. Основы педагогической психологии [Текст] / В.И.Андреев. – М., 1995. – 128 с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М.Андреева. – М.: Наука, 1994. – 324 с.
  4. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – M: Юнити, 1999. – 551 с.
  5. Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС,2000. – 320 с.
  6. Дойч, М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст] / М.С.Дойч // Социально – политический журнал. - 1997. – № 1. – С. 19-21.
  7. Донцов, А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И.Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.
  8. Ершов, А.А. Внутригрупповые конфликты [Текст] / А.А. Ершов. – Л.: Нева, 1973. - С. 59-60.
  9. Заиченко, Н.У. Структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 262-272.
  10. Игнатьев, А.А. Как урегулировать конфликты в организациях: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам [Текст] / А.А.Игнатьев, Е.И.Степанов // Прикладная психология. – 1998. – № 4. – С. 16 – 24.
  11. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л.Коломинский. – М.: Мысль, 1976. – 241с.
  12. Коновалов, А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А. Ю. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. статей. - М.: МОО Центр «СПР», 2005.  С. 113.
  13. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Изд-во "Лань", 1999. – 448 с.
  14. Кривцова, С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления [Текст] / С.В.Кривцов. – М., 1986. – 180 с.
  15. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 206 с.
  16. Крутецкий, В.А. Психология подростка [Текст] / В.А.Крутецкий. – М., 1965. – 210 с.
  17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М., 2003. – 199 с.
  18. Левитов, Н.Д. Психологические особенности подростков [Текст] /Н.Д.Левитов. – М., 1999. – 58с.
  19. Лукашенок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя [Текст] / О.Н.Лукашенок, Н.Е.Шуркова. - М.: Изд-во. "Российское педагогическое агенство", 1998. – 80 с.
  20. Мак Элри , Ф.  Дисциплина в школе и восстановительное правосудие [Электронный ресурс] // Дисциплина в школе и права школьников.-  Окленд, Новая Зеландия: Фонд правовых исследований (Legal Research Foundation), 1996. – Режим доступа:
  21. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов: В 3 книгах. Книга 1 – Общие основы психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. – 688 с.
  22. Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения [Текст]: метод. Пособие / Н.Н.Обозов. – СПб: МАЛИ, 1993. – 46 с.
  23. Первышева, Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: диссертация кандидата психологических наук / Е.В.Первышева.– М., 1989. – 157 с.
  24. Психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.
  25. Решение конфликтов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www/gigglepotz/com/reace.htm
  26. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М.М.Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.
  27. Сегрева, А.С. Разрешение социального конфликта: личностно-центрированная модель [Ст. изд. Мексика]; пер. с англ [Текст] / А.С. Сегрева, Н. Арайза // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 109 – 113.
  28. Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений [Текст] / Л.Н.Собчик. - М.: МКЦ, 1990. – 47 с.
  29. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. A. M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1984. – 1600 с.
  30. Сосин, В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике запада [Текст] / В.А.Сосин // Психологический журнал. Том 15 - 1994. – № 5. – С. 131 – 141.
  31. Фельдштейн, Д.И. Конфликты в условиях школы [Текст] / Д.И.Фельдштейн  //Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1988. – С. 4-17.
  32. Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности [Текст] / А.В.Хащенко // Психологический журнал. Том 14. – 1993. – № 3. – С. 38 – 46.
  33. Школьная служба примирения: конструктивное решение конфликтов между учащимися [Текст] /  //Директор школы. – 2007. - №8. – С. 86-89.



Информация о работе Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте