Механизмы психологической защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Современная социально-экономическая ситуация в стране, характеризующаяся крайней нестабильностью, обусловливает резкое увеличение факторов дистресса в общественном и индивидуальном бытии и, следовательно, социальную и психическую дезадаптированность индивидов и групп. Для совладания с возросшим числом конфликтов внешнего и внутреннего плана люди вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие формы защитного поведения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Комплексная характеристика механизмов психологической
защиты личности как специфических типов операций, направленных
на сохранение психических структур…………………………………………….6
1.1 Механизмы психологической защиты: понятие, сущность,
функциональное значение. Интерпретация категории
«психологической защиты» в различных психологических направлениях…….6
1.2 Факторы, детерминирующие развитие психологических защит личности,
их последствия и функциональное назначение………………………………….11
1.3 Классификация механизмов психологических защит: критерии
типологии и основные виды………………………………………………………14

Глава 2. Анализ механизмов психологической защиты реализуемых
в деловой коммуникации: роль, основные типы, специфика
использования деловыми людьми……………………………………………….22
2.1 Роль механизмов психологической защиты в деловой
коммуникации. Основные типы психологической защиты
в условиях профессионального стресса…………………………………………22
2.2 Интегративная характеристика и специфика применения
механизмов психологической защиты в процессе деловой коммуникации…..25

Заключение………………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………………………35

Приложения………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Механизмы психологической защиты.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Психологическая защита защищает любого человека от психологической  боли, причиной которой может быть психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты, непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека, также причина может быть связана с будущим.

Психологическая защита, искажая реальность с целью  сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета  долговременной перспективы. По мере нарастания отрицательной информации психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной.

Существует  множество психологических защит, которые обычно используются в комплексе и отвечают двум основным характеристикам: действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности; имеют «двойной», «парадоксальный» эффект - позитивный и негативный.

Существует  множество классификаций механизмов психологических защит в основу которых положены специфические критерии: блокировка или искажение информации; степень активности личности в формировании защит; особенности переработки информации, подлежащей «недопуску» к сознанию; природа препятствий, с которыми сталкивается субъект; результат защиты – достижение награды или избегание опасности и другие.

Во второй главе  приведен анализ механизмов психологической защиты реализуемых в деловой коммуникации: роль, основные типы, специфика использования деловыми людьми. Показано, что профессиональная деятельность делового человека ведется в условиях постоянного дефицита времени, непрерывно меняющейся обстановки, интенсивность и напряженность деятельности деловых людей проявляется на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Большинство деловых людей постоянно находятся в состоянии стресса.

Напряжение снимается с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и механизмы психологической защиты. В деловом общении эти механизмы психологической защиты действуют постоянно. Высокий уровень профессионального стресса приводит к более высокому напряжению практически всех механизмов психологической защиты. В тоже время выделяется несколько механизмов психологической защиты, которые преимущественно реализуются людьми в процессе деловой коммуникации: сублимация, регрессия, рационализация, проекция, интеллектуализация, реактивные образования.

Наиболее часто  в деловом общении проявляется  сублимация, проекция и интеллектуализация. Большинство из них проявляется  в диалоговой или согласительной фазе делового общения, однако проекция чаще может найти проявление в контактной фазе делового общения. Различные механизмы психологической защиты по-разному влияют на развитие провоцирующих деловых ситуаций, наиболее конфликтогенной из них является проекция, в то время как рационализация, интеллектуализация и сублимация хотя и не решают проблемы, но способны существенно смягчить конфликт. Кроме того, применение механизмов психологической защиты в деловых контактах способствуют выработке у людей определенных моделей поведения и закрепления за ними определенных характеризующих черт. Также можно обнаружить социокультурные и гендерные различия применения механизмов психологических защит в деловом общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Алексеев И.А.  Психоконсультирование: перспективные направления исследования/А.И. Алексеев. – М.: Юнити Дана, 2009. – 196 с.

2. Артемьев А.М. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита/А.М. Артемьев. – М.: Щит-М, 2006. - 176 с.

3. Бабуркин С.Я. Психология общения/С.Я. Бабуркин.– Ярославль: ЯГПИ, 2008. - 165 с.

4. Борисов В.А. Защита личности. Психологические механизмы/В.А. Борисов.– М.: Дело, 2006. – 352 с.

5. Быков А.М.  «Профессиональная деятельность  и защитные механизмы психики  личности»/А.М. Быков //Социологические исследования. - 2009. -

№ 2. - С. 7 - 18.

6. Видов А.Г.  Психологическое консультирование/А.Г. Видов.– М.: Проспект Велби, 2011. – 426 с.

7. Демина Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности/ Л.Д. Демина.– М.: Академия, 2010. - 290 с.

8. Дорогова П.М.  Информация и психика/П.М. Дорогова.– М.: КноРус, 2010. – 302 с.

9. Ельцова Г.М.  Психологическая защита и самооправдание в генезисе поведения/Г.М. Ельцова.– М.: Академия, 2007. - 402 с.

10. Козин К.Н. Психотерапевтическое общение/К.Н. Козин.– М.: Медицина, 2009. – 501 с.

11. Крольцов А.В. Психология эмоций/А.В. Крольцов.– СПб.: Питер, 2010. – 380 с.

12. Легунов И.Д. Психическое состояние агрессии/И.Д. Легунов.–М.: АСТ,2012. –173 с.

13.Лунев А.С. Диагностика развития механизмов психологической защиты. автореф. дис. канд. психолог.наук/А.С. Лунев. - М., 2008. – 34 с

14. Поддубный  А.В. Исследование психических процессов/А.В. Поддубный.– М.: Инфра-М, 2007. –501 с.

15. Психологические  проблемы социальной регуляции поведения/под ред. Е.В. Михайлова. – М.: Юнити Дана, 2006. - 368 с.

16. Рыбина О.В. Оценка профессионального стресса и его влияния на механизмы психологической защиты руководителей/О.В. Рыбина //Психологическое консультирование. - 2010. - №1. - С. 12 - 25.

17. Соловьев А.И. Психологическое консультирование/А.И. Соловьев.– М.: Аспект Пресс, 2009. – 428 с.

18. Справочник по психологии и психотерапевтическому консультированию/под ред. проф. Дэвида Д. Краматтера; пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 480 с.

19. Суховцев Р.Ю. Психотерапевтическое общение/Р.Ю. Суховцев.– М.: Юрайт, 2009. – 315 с.

20. Токмаков Г.Л. Введение в психологическое консультирование/Г.Л. Токмаков.– СПб.: Питер, 2008. – 381 с.

21. Механизмы психологической защиты/А.П. Шихова //Психологическое консультирование. - 2009. - №2. - С. 19 - 30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Схема «действия» личности с участием психологических  защит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Наиболее распространенные виды психологических

защит личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Распределение руководителей по интенсивности 

профессионального стресса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Результаты  исследования механизмов психологических 

защит руководителей

Механизм  психологической защиты

Количество  выявленных механизмов

психологических защит (%)

Сублимация

65

Подавление

41

Регрессия

31

Рационализация

43

Проекция

45

Интеллектуализация

69

Реактивные  образования

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Результаты  исследования механизмов психологических  защит руководителей с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса (ПС)

 

Механизм психологической защиты

Высокая интенсивность  профессионального стресса

Низкая интенсивность  профессионального стресса

Сублимация

71

67

Подавление

48

42

Регрессия

39

16

Рационализация

53

31

Проекция

60

32

Интеллектуализация

70

65

Реактивные образования

46

22


 

 


Информация о работе Механизмы психологической защиты