Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа
Актуальность работы. Современная социально-экономическая ситуация в стране, характеризующаяся крайней нестабильностью, обусловливает резкое увеличение факторов дистресса в общественном и индивидуальном бытии и, следовательно, социальную и психическую дезадаптированность индивидов и групп. Для совладания с возросшим числом конфликтов внешнего и внутреннего плана люди вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие формы защитного поведения.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Комплексная характеристика механизмов психологической
защиты личности как специфических типов операций, направленных
на сохранение психических структур…………………………………………….6
1.1 Механизмы психологической защиты: понятие, сущность,
функциональное значение. Интерпретация категории
«психологической защиты» в различных психологических направлениях…….6
1.2 Факторы, детерминирующие развитие психологических защит личности,
их последствия и функциональное назначение………………………………….11
1.3 Классификация механизмов психологических защит: критерии
типологии и основные виды………………………………………………………14
Глава 2. Анализ механизмов психологической защиты реализуемых
в деловой коммуникации: роль, основные типы, специфика
использования деловыми людьми……………………………………………….22
2.1 Роль механизмов психологической защиты в деловой
коммуникации. Основные типы психологической защиты
в условиях профессионального стресса…………………………………………22
2.2 Интегративная характеристика и специфика применения
механизмов психологической защиты в процессе деловой коммуникации…..25
Заключение………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………35
Приложения………………………………………………………………………37
Психологическая защита защищает любого человека от психологической боли, причиной которой может быть психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты, непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека, также причина может быть связана с будущим.
Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. По мере нарастания отрицательной информации психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной.
Существует
множество психологических
Существует
множество классификаций механи
Во второй главе приведен анализ механизмов психологической защиты реализуемых в деловой коммуникации: роль, основные типы, специфика использования деловыми людьми. Показано, что профессиональная деятельность делового человека ведется в условиях постоянного дефицита времени, непрерывно меняющейся обстановки, интенсивность и напряженность деятельности деловых людей проявляется на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Большинство деловых людей постоянно находятся в состоянии стресса.
Напряжение снимается с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и механизмы психологической защиты. В деловом общении эти механизмы психологической защиты действуют постоянно. Высокий уровень профессионального стресса приводит к более высокому напряжению практически всех механизмов психологической защиты. В тоже время выделяется несколько механизмов психологической защиты, которые преимущественно реализуются людьми в процессе деловой коммуникации: сублимация, регрессия, рационализация, проекция, интеллектуализация, реактивные образования.
Наиболее часто в деловом общении проявляется сублимация, проекция и интеллектуализация. Большинство из них проявляется в диалоговой или согласительной фазе делового общения, однако проекция чаще может найти проявление в контактной фазе делового общения. Различные механизмы психологической защиты по-разному влияют на развитие провоцирующих деловых ситуаций, наиболее конфликтогенной из них является проекция, в то время как рационализация, интеллектуализация и сублимация хотя и не решают проблемы, но способны существенно смягчить конфликт. Кроме того, применение механизмов психологической защиты в деловых контактах способствуют выработке у людей определенных моделей поведения и закрепления за ними определенных характеризующих черт. Также можно обнаружить социокультурные и гендерные различия применения механизмов психологических защит в деловом общении.
Список использованной литературы
1. Алексеев И.А.
Психоконсультирование: перспек
2. Артемьев А.М. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита/А.М. Артемьев. – М.: Щит-М, 2006. - 176 с.
3. Бабуркин С.Я. Психология общения/С.Я. Бабуркин.– Ярославль: ЯГПИ, 2008. - 165 с.
4. Борисов В.А. Защита личности. Психологические механизмы/В.А. Борисов.– М.: Дело, 2006. – 352 с.
5. Быков А.М.
«Профессиональная
№ 2. - С. 7 - 18.
6. Видов А.Г.
Психологическое
7. Демина Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности/ Л.Д. Демина.– М.: Академия, 2010. - 290 с.
8. Дорогова П.М. Информация и психика/П.М. Дорогова.– М.: КноРус, 2010. – 302 с.
9. Ельцова Г.М.
Психологическая защита и самоо
10. Козин К.Н. Психотерапевтическое общение/К.Н. Козин.– М.: Медицина, 2009. – 501 с.
11. Крольцов А.В. Психология эмоций/А.В. Крольцов.– СПб.: Питер, 2010. – 380 с.
12. Легунов И.Д. Психическое состояние агрессии/И.Д. Легунов.–М.: АСТ,2012. –173 с.
13.Лунев А.С. Диагностика развития механизмов психологической защиты. автореф. дис. канд. психолог.наук/А.С. Лунев. - М., 2008. – 34 с
14. Поддубный А.В. Исследование психических процессов/А.В. Поддубный.– М.: Инфра-М, 2007. –501 с.
15. Психологические проблемы социальной регуляции поведения/под ред. Е.В. Михайлова. – М.: Юнити Дана, 2006. - 368 с.
16. Рыбина О.В. Оценка профессионального стресса и его влияния на механизмы психологической защиты руководителей/О.В. Рыбина //Психологическое консультирование. - 2010. - №1. - С. 12 - 25.
17. Соловьев А.И. Психологическое консультирование/А.И. Соловьев.– М.: Аспект Пресс, 2009. – 428 с.
18. Справочник по психологии и психотерапевтическому консультированию/под ред. проф. Дэвида Д. Краматтера; пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 480 с.
19. Суховцев Р.Ю. Психотерапевтическое общение/Р.Ю. Суховцев.– М.: Юрайт, 2009. – 315 с.
20. Токмаков Г.Л. Введение в психологическое консультирование/Г.Л. Токмаков.– СПб.: Питер, 2008. – 381 с.
21. Механизмы психологической защиты/А.П. Шихова //Психологическое консультирование. - 2009. - №2. - С. 19 - 30.
Приложение 1
Схема «действия» личности с участием психологических защит
Приложение 2
Наиболее распространенные виды психологических
защит личности
Приложение 3
Распределение руководителей по интенсивности
профессионального стресса
Приложение 4
Результаты исследования механизмов психологических
защит руководителей
Механизм психологической защиты |
Количество выявленных механизмов психологических защит (%) |
Сублимация |
65 |
Подавление |
41 |
Регрессия |
31 |
Рационализация |
43 |
Проекция |
45 |
Интеллектуализация |
69 |
Реактивные образования |
45 |
Приложение 5
Результаты исследования механизмов психологических защит руководителей с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса (ПС)
Механизм психологической |
Высокая интенсивность профессионального стресса |
Низкая интенсивность профессионального стресса |
Сублимация |
71 |
67 |
Подавление |
48 |
42 |
Регрессия |
39 |
16 |
Рационализация |
53 |
31 |
Проекция |
60 |
32 |
Интеллектуализация |
70 |
65 |
Реактивные образования |
46 |
22 |