Механизмы и формы психологической защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:46, реферат

Краткое описание

Существует множество форм защиты разного типа и уровня. Опираясь на исследования специалистов, на литературу, посвященную вопросам механизмов психологической защиты, можно сказать, что существует сложность изучения этих механизмов. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны многие стороны и закономерности этого психического явления.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………3
2. Психологическая защита. Понятие, значение защитных механизмов в адаптации личности …………………………………………………………………4
3. Механизмы психологической защиты…………………………………………...9
4. Формы психологической защиты……………………………………………….13
5. Заключение……………………………………………………………………….19
6. Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………3

2. Психологическая защита. Понятие, значение защитных механизмов в адаптации личности …………………………………………………………………4

3. Механизмы психологической защиты…………………………………………...9

4. Формы психологической защиты……………………………………………….13

5. Заключение……………………………………………………………………….19

6. Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психологическая защита - это совокупность бессознательных психологических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных действий внутрипсихологических и внешних импульсов.

  Существует множество форм защиты разного типа и уровня.  Опираясь на исследования специалистов, на литературу, посвященную вопросам механизмов психологической защиты, можно сказать, что существует сложность изучения этих механизмов. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны многие стороны и закономерности этого психического явления.     

           Сколько всего существует защитных механизмов? Как их можно разграничить? Каково их формирование? Что говорит современная психология об эффективности - неэффективности, осознанности - неосознанности отдельных механизмов защиты? Чем механизм вытеснения отличается от механизма подавления? Как соотносятся понятия "компенсация", "замещение" и "сублимация"? Которое из них более общее, а которое - более частное? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это означает, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении. 

Меня заинтересовала данная проблема, потому что механизмы психологической защиты обеспечивают защиту человеческой личности. Они обеспечивают индивидуальный подход к разрешению конфликта в аффективно-стрессовых условиях. Пускаются в ход исключительно в ситуациях угрозы «Я». Понять, каким образом это происходит, рассмотреть подходы к пониманию защитных механизмов - цель проделанной мной работы. 

 

Психологическая защита. Понятие, значение защитных механизмов в адаптации личности

Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы»  и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально  Зигмунд Фрейд  подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но позднее он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые «Я» использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

      Отрицание или искажение реальности

      Действие на бессознательном уровне

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «Я» может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов. Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность заменять одни защитные механизмы другими, как если бы их применение происходило по привычке.

Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота, либо излишняя полнота. Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. За основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их примитивности, в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.

      Первичные защитные механизмы, это:

1.      Всемогущий контроль восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.

2.      Диссоциация отделение себя от своих неприятных переживаний.

3.      Интроекция, в частности идентификация с агрессором бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

4.      Отрицание полный отказ от осознания неприятной информации.

5.      Примитивная идеализация восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

6.      Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование уход от реальности в другое психическое состояние.

7.      Проективная идентификация когда человек навязывает кому-либо роль, основанную своей проекции.

8.      Проекция ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.

9.      Расщепление Эго представление о ком-либо как  только о хорошем или только о плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.

      Вторичные защитные механизмы:

1.      Аннулирование или возмещение бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.

2.      Вытеснение, подавление или репрессия в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.

3.      Вымещение, замещение или смещение в бытовом смысле «поиск козла отпущения».

4.      Игнорирование или избегание контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

5.      Идентификация отождествление себя с другим человеком или группой людей.

6.      Изоляция аффекта удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

7.      Интеллектуализация неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

8.      Компенсация или гиперкомпенсация прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

9.      Морализация поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

10. Отыгрывание, отреагирование вовне или разрядка  cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

11. Поворот против себя или аутоагрессия  перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.

12. Раздельное мышление совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

13. Рационализация объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

14. Реактивное образование защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

15. Реверсия проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.

16. Регрессия возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

17. Сексуализация или инстинктуализация превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

18. Сублимация перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Понимая адаптацию личности как целостное явление , можно выделить такие конкретные формы, как профессиональная, общественно-политическая и социально-психологическая адаптация. Выбрав же в качестве основы классификации род деятельности, которая является определяющей в условиях современного производства, можно выделить четыре типа социально-психологической адаптации: профессионально-производственную, общественно-политическую, межличностную и личностную. Четыре формы социально-психологической адаптации, но уже иные, характеризует В.В. Селиванов, отмечая, что существуют пассивная позиция внешней согласованности своих действий с действиями других людей; активная позиция, связанная со стремлением понять людей, завоевать доверие, с тем чтобы влиять на других; «осторожная» установка на изучение социального окружения и обстановки; простое приспособление с целью добиться покровительства. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что адаптация - это сложный социально-психологический механизм приспособления личности, включающий социальные потребности, ценности, мотивационную структуру, усвоение новых социальных ролей и играющий значительную роль в процессе ее социализации. «Социализация» же шире по своему значению и содержит в себе не только пассивное приспособление к социальным требованиям, но и подразумевает активность субъекта, возможность его выхода за рамки того, что определяет его поведение. Только в этом случае возможно обретение социальным субъектом собственных ценностей, своей самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы психологической защиты

1. Одним из механизмов психологической защиты является отрицание - наиболее ранний и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональное равнодушие или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате человек получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами. Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам. Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания. Тип групповой роли: "роль романтика".

2. Подавление. Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. Туда входят близкие к нему механизмы, такие как изоляция, например. Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.). Неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность - сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п. Тип групповой роли: "роль невиновного".

3. Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Характеризуется слабохарактерностью, отсутствием глубоких интересов, податливостью влиянию окружающих, внушаемостью, неумением доводить до конца начатое дело, легкой сменой настроения, плаксивостью, в эксквизитной ситуации повышенная сонливостью и неумеренным аппетитом, специфической "детской" мимикой и речью, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность. Тип групповой роли: "роль ребенка".

4. Компенсация - самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество. Тип групповой роли: "роль объединяющего".

        5. Проекция - сравнительно рано развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Особенности : гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями и др. Тип групповой роли: "роль проверяющего".

6. Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на, более, сильного, старшего или значимого субъекта, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться людьми независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации. Особенностями являются импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение "боевыми" видами спорта, приверженность к любой деятельности, связанной с риском. Тип групповой роли: "роль ищущего козла отпущения".

7. Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить со связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками. К особенностям относятся: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм. Тип групповой роли: "роль философствующего".

8. Образование - защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом "высших социальных ценностей". Особенности: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью, резкое отрицательное отношение к "неприличным" разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), сильные переживания по поводу нарушений "личностного пространства", вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы психологической защиты

Общая классификация: 

      активные формы экстрапунитивность», «поиск мишени», «праведный гнев», «самоутверждение путем унижения другого», «девальвация объекта беспокойства»);

      защита через рационализацию адвокат самому себе», «проекция», «интроекция», «искажение или замещение действительности», «сдвиг реальности», «приятие — отрицание», «растворение ответственности», «идентификация себя с другими»);

      защита через капитуляцию геронтолизм», «интро-пунитивность», «импунитивность» и др.);

      сверхзащита селекция информации», «отрицание или избегание», «защитный фасад», «девальвация угрозы», «персонализация тревоги», «перестраховка», «фиксация», «сверхконсерватизм», «вытеснение», «дифлексия, или уход в себя», «отключение», «деперсонализация», «альтернативное переключение», «интропсихическая адаптация», «а я и не хочу», «рассечение гордиева узла», «ритуально-символические действия», «изживание», «сублимация»).

Рассмотрим кратко каждую из форм психологической защиты.

1.      Активные формы:

      Экстрапунитивность тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда себя. В человеке формируются установки типа: «Это по их вине я живу так плохо...», «Из-за разговоров с женой я опоздал на автобус», «Если бы не эти ублюдки, заполняющие транспорт, я никогда бы не заболел гриппом» и т. д.

      Поиск мишени. Такая форма носит временный характер и помогает человеку психологически разряжаться. Например, день прошел для вас очень тяжело и неудачно. Вы в отвратительном настроении едете домой. Вас случайно толкнули в транспорте. В ответ вы вступаете в драку. Ваша реакция явно неадекватна. Причина ее не в том, что вас толкнули, а в том, что за день (а то и за большее время) в вас накопилось немалое количество негативной энергии, которая требует разрядки.

      Праведный гнев. Эта форма возникает, когда человек хочет оправдаться в собственных глазах. В нем формируются установки: «Я не завидую, но меня раздражает...», «Я не мщу, а разоблачаю...» и т. д.

      Самоутверждение путем унижения другого. Возникает, когда дело не получается, и человеку становится обидно и горько. Он начинает искать причину неудач в другом человеке. Формируются самоутверждающие установки, например: «У него просто хорошо подвешен язык», «Он просто везучий», «Мне бы его связи», «Вся ее карьера через постель» и т. д.

      Девальвация объекта беспокойства. К этому некоторые прибегают, когда необходимо выполнить трудное обязательство, отблагодарить услугой за услугу, вернуть долг и т. д. Чувствуя, что сделать это трудно, человек девальвирует объект беспокойства и приписывает ему негативные характеристики, например: «Боже, с кем я связался», «Если бы я знал, кто он такой» и т. д.

      Психологическая защита через рационализацию:

      Адвокат самому себе. Если человек в детстве испытывал дефицит заботы и ласки или же длительное время получал лишь негативные оценки от окружающих, в качестве компенсации в нем могут сформироваться самозащитные установки, например: «Какая я красивая», «Какой я мастер» и т. д.

      Проекция. Свои отрицательные качества человек переносит на других. Например, он начинает цинично рассуждать: «Они только прикидываются высоконравственными, а думают только об этом...».

      Интроекция. Положительные качества других переносятся на собственное «Я». В человеке формируются такие установки: «Без меня все рухнет», «Если я уйду, то работа встанет», «Приходится мне, профессионалу, работать с бездарями» и т. д.

      Искажение или замещение действительности. В этом случае формируются следующие установки: «Я не бездарен, мне мешают», «Это не выговор, а проявление особого внимания ко мне со стороны руководства», «Это не неудача, а успех» и т. д.

      Сдвиг реальности бывает во времени («Эта книга написана в „доисторическую" эпоху», — говорит человек о книге, изданной 10 лет назад) и в профессии (когда ветеринар, например, самоуверенно дает советы больному человеку).

      Приятие — отрицание. В поступке принимается то, что может быть прощено, остальное отвергается.

      Растворение ответственности. В этом случае могут формироваться следующие установки: «Я как все, как народ», «Я не виновен, поскольку народ всегда прав» и т.д.

      Конфлюенция, или идентификация себя с другими. Возникает, когда человек хочет подчеркнуть свои связи и повысить, таким образом, собственную значимость в глазах других. Младший научный сотрудник без степеней и званий может высокомерно сказать: «Мы, ученые, думаем...» Или в беседе: «Как сказал мне вчера на прогулке мой друг профессор...»          

         Психологическая защита через капитуляцию:

      Геронтолизм, или пуэрилизм. Это страх ответственных поступков. Человек подсознательно не хочет (боится) совершать их и оправдывает себя через возраст. Возникают следующие установки: «Все еще впереди, я молод, еще успею...» или: «Ничего не поделаешь, возраст есть возраст, приходится уступать место молодым...» и т. д.

      Интропунитивность. Тенденция во всем обвинять себя. Такие люди, как правило, обладают комплексом неполноценности, заложенным в детстве. Установки в этом случае могут быть следующими: «Я во всем виноват», «Все из-за меня», «Моя ошибка».

      Импунитивность. Тенденция искать причины неудач в обстоятельствах жизни. В человеке формируются установки: «Если бы не этот случай...», «Против судьбы не пойдешь», «Во всем виновато воспитание» и т. д.

      Сверхзащита:

      Селекция информации. Все неприятное для себя человек перестает воспринимать. Он слышит только то, что хочет услышать. Это может произойти под воздействием сильного стресса, глубоких переживаний.

      Отрицание или избегание. «Этого не может быть!» — кричит человек, не веря очевидному, отрицая его. К такой форме защиты прибегают, узнав о смерти близких, во время войн, бедствий, аварий и т. д.

      Защитный фасад. В этом случае скромный, ранимый человек начинает вести себя нагло и самоуверенно, а наглый и циничный прикидывается интеллигентным.

      Девальвация угрозы. Например: курящего предупреждают об угрозе заболеть раком, а он ссылается на и поныне здравствующего 90-летнего курильщика. В нем формируется установка: «Со мной этого не случится».

      Персонализация тревоги. Человека мучает беспричинная тревога, и он ищет и находит ее источник: «Работа замучила», «Устал» и т. д. На самом деле причина часто  в другом (злоупотребление алкоголем, болезни и др.).

      Перестраховка. Например, человек однажды попадает в какую-то критическую ситуацию — авария, болезнь и т. д. После этого он всю жизнь перестраховывается: переходит только на зеленый свет, даже когда нет машин, питается рационально и только в определенное время, вообще не употребляет алкоголь, не курит и т. д.

      Фиксация. Возникает, когда человек терпит однажды фиаско в каком-то деле и после этого всегда отказывается от аналогичных дел.

      Сверхконсерватизм. Человек избегает всего нового. В нем формируются установки: «Я не трус, я не боюсь новаторства, но я против авантюризма», или: «Затраты моей энергии не будут соответствовать приросту заработка, следовательно, нет смысла выкладываться», или: «Женщина — это роскошь для мужчины, лучше я буду жить один».

      Вытеснение. Человек забывает то, что неприятно, что умаляет его достоинство, а принимает то, что ему выгодно и нравится. Например, больному раком внушают, что он болен ревматизмом, и он этому начинает верить.

      Дифлексия, или уход в себя. Например, общительный человек замыкается в себе. Объясняет он это тем, что устал. Причина на самом деле глубже: уход в себя часто обеспечивает отдых мозга, защищая его от внешних воздействий.

      Отключение. Возникает, когда организму требуется психологический отдых. Например, студент во время сессии перестает воспринимать изучаемый материал, чувствует «смертельную усталость» — человек как бы отключается. (См. также: Синдром хронической усталости - Прим. Редактора портала). При смене ситуации (например, звонок от любимой подружки) усталость как рукой снимает, и через некоторое время восприятие материала восстанавливается.

      Деперсонализация — дереализация. Возникает, когда человек переживает психологический шок. В этом случае он непроизвольно переключается на что-то второстепенное:
начинает мыть посуду, стирать, гладить белье и т. д.

      Альтернативное переключение. В человеке формируется установка: «Все это меня больше не интересует, я с самого начала был против...» На самом же деле человек поначалу был «за» неудачно выполненный план, проект и т.д.

      Интропсихическая адаптация. Когда нечто угрожает или что-либо человека изматывает, он говорит себе: «Все — надоело!», «Ничего не хочу», «Ничего не надо». Таким образом, он неосознанно снижает свои потребности.

      А я и не хотел. Такая реакция возникает, когда необходимо оправдание перед самим собой. Возможные установки: «А я и не хотел», «Всю жизнь мешали», «Не было удачи», «От судьбы не уйдешь».

      Рассечение гордиева узла. Робкий человек сам идет навстречу угрозе, опасности. Неопределенность и неизвестность его психологически изнуряют и толкают к действию. В итоге он кидается на амбразуру, встает под пули или на путь самоубийства.

      Ритуально-символические действия. Тревожный и неуверенный в себе человек начинает верить в приметы, постукивать по дереву, сплевывать через плечо и т. д.

      Изживание напряжения или страха. Например, невротичный ребенок рисует воду или огонь, поскольку вода успокаивает, а огонь позволяет выплеснуть накопленные агрессивные эмоции. Боязливый выбирает в игре роль тигра, и ему становится легче, потому что в игре боятся его.

      Сублимация изменение ценностей жизни. Например, красивая женщина, жившая в молодости одной любовью, потеряв привлекательность, становится чересчур самоотверженной матерью или бабушкой.

Психологическая защита согласовывает сознательное и бессознательное в человеке. Она ослабляет внутренний конфликт между индивидуальным и коллективным бессознательным. Смягчению внутреннего конфликта также способствуют элементы сознания: рассудительность и способность логически мыслить, внимание, память, оптимизм и жажда жизни. Ясность мышления, способность посмотреть на себя со стороны (иногда с юмором) — основные критерии высокого уровня психологической защищенности человека".

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог можно выделить несколько основных предпосылок, которые определяют необходимость дальнейшей разработки данной проблематики:

- термин "психологическая защита" давно уже вышел за рамки первоначального понимания традиционно складывавшегося в представлении людей;

- понятие "психологическая защита" как внутриличностное явление трансформировалось в феномен межличностного и межгруппового взаимодействия, а также взаимодействия человека с информационной средой общества;

- выделились определенные направления в рассмотрении психологической защиты в зависимости от предмета защиты, от характера угрожающих факторов, от субъекта защиты;

- соответственно появились и определенные терминологические различия:

1) выделяется психологическая защита в традиционном представлении психоаналитической ориентации, которая все чаще обозначается как внутриличностная психологическая защита;

2) выделяется защита от внешних воздействий и как ее конкретные проявления - межличностная, индивидуальная и групповая или коллективная психологические защиты, которые можно объединить в понятие "социально-психологическая защита".

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Фрейд, Анна. Психология «Я» и защитные механизмы Москва: Педагогика-Пресс, 1993. - 68 с.  

2.      Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории и диагностики терапии. Психологический практикум. – М.: 2004. – 166 с. 

3.      Зигмунд Фрейд: Введение в психоанализ. Азбука, 2009 г. – 416 с.

4.      Мериманова М.С.«Конфликтология»,изд-во«Академия»,М.2004 

5.      Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.// Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 560 с. 

6.      Никольская, И.М.; Грановская,HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%98.%D0%9C.;_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%A0.%D0%9C.&action=edit&redlink=1" Р.М.. Психологическая защита у детей. — Москва: Речь, 2006. — 342 с.

7.      Кн. Философские проблемы теории адаптации, с.232

 

 

2

 

Информация о работе Механизмы и формы психологической защиты