Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:20, реферат
Цель реферата – рассмотреть возникновение понятия психологической защиты, выявить её характерные черты, изучить психологические механизмы защиты и анализировать их роль в жизни человека.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда
Сущность защитных механизмов
Виды механизмов психологической защиты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Государственное образовательное учреждение
Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
Высшая
школа спортивной индустрии
, 1 курс.
Психологические механизмы защиты.
Реферат по предмету
«Деловые
коммуникации»
Москва
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение.
В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты.
Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками.
Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта.
Психологическая
защита проявляется в тенденции
человека сохранять привычное мнение
о себе, отторгая или искажая информацию,
расцениваемую как
Психологическая защита является важной способностью человека, таким образом, изучение данного вопроса актуально на сегодняшний день.
Цель реферата – рассмотреть возникновение понятия психологической защиты, выявить её характерные черты, изучить психологические механизмы защиты и анализировать их роль в жизни человека.
Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе “Нейропсихология защиты” (1894). Фрейд предложил следующую концепцию личности. Психический аппарат индивида делится на три области.
1.
«Оно» – бессознательная
2. «Я» – cознательная область. Основная задача «Я» – цензура над импульсами, исходящими из области «Оно». Для этой цензуры «Я» использует механизмы психологической защиты.
3. «Сверх Я» – наследник Эдипова комплекса. Область нравственной оценки, это идеальное «Я», осознавание того, как должно выглядеть «Я» в соответствии с требованиями общества и общественной моралью.
Исходя из своей концепции психического аппарата индивида З. Фрейд выдвинул следующие положения:
1. Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По Фрейду таких инстинкта два: сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).
Содержание бессознательного энергетически заряжено: инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными. Эта энергия является «двигателем» человеческого поведения, его устремлений.
2. Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры.
З. Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы – это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.
3. Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.
4.
Этот баланс, компромисс
устанавливается посредством
защитных механизмов
психики. Защитным механизмом называется
специфическое изменение содержания сознания,
возникающее в ситуации внутреннего конфликта.
Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. Важно подчеркнуть, что это не способы достижения желаемой цели, а способы организации частичного и временного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, т. е. разрешения конфликта соответствующими поступками. В этом случае люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни, отрицая их существование, подавляют склонности, которые доставляют им неудобства, и отвергают некоторые свои желания как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счёт изменения восприятия.
Сначала, человек отрицает то, что не желательно, но постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно забыть болезненные сигналы и действовать так, как если бы их не существовало.
Другие люди преодолевают конфликты, пытаясь манипулировать беспокоящими их объектами, стремясь овладеть событиями и изменить их в нужном направлении.
Третьи
находят выход в самооправдании
и снисхождении к своим побуждениям,
а четвёртые прибегают к
Личностям с особенно жёсткой системой принципов поведения было бы особенно трудно и подчас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику.
Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов).
Таким образом, механизмы психологической защиты – это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний.
Все
механизмы психологической
– искаженная действительность,
– искаженный образ «Я»,
– искаженный внешний мир.
Защитные механизмы позволяют сохранить или, вернее, достигнуть внутреннего благополучия за счет игнорирования реальности.
Механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения.
Основные признаки механизмов психологической защиты (механизмов интрапсихической защиты):
1) импульсивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли);
2) искажение реальности;
3)
отсутствие осознания
Основные функции механизмов психологической защиты:
1)
сохранение личностной
2)
сохранение психического
3)
регуляция межличностных
Сегодня
известно свыше 20 видов защитных механизмов.
Среди них можно назвать
Вытеснение
— наиболее универсальное средство
избегания внутреннего
Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию — отказ от приема пищи. Это постоянно и успешно осуществляемое вытеснение необходимости покушать.
Рационализация
— это нахождение приемлемых причин
и объяснений для приемлемых мыслей
и действий. Рациональное объяснение
как защитный механизм направлено не
на разрешение противоречия как основы
конфликта, а на снятие напряжения при
переживании дискомфорта с
Самым
простым примером рационализации может
служить оправдательные объяснения
школьника, получившего двойку. Ведь
так обидно признаться всем (и
самому себе в частности), что сам
виноват – не выучил материал!
На такой удар по самолюбию способен
далеко не каждый. А критика со стороны
других, значимых для тебя людей, болезненна.
Вот и оправдывается школьник,
придумывает «искренние»
Люди, пользующиеся рациональной защитой стараются на основании различных точек зрения построить свою концепцию как панацею от беспокойства. Заранее обдумывают все варианты своего поведения и их последствия. А эмоциональные переживания часто маскируют усиленными попытками рационального истолкования событий.
Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этот защитный механизм является следствием вытеснения. Благодаря вытеснению влечения подавлены и загнаны вновь внутрь. Но здесь они не перестают оказывать свое влияние. Этот внутренний конфликт сохраняется, и значит существует возможность того, что этот конфликт вырвется наружу, будет "обнародован". А бить по себе, давить свои желания — это трудно и больно. В этом случае, вытесненные у себя желания проецируются на другого. И индивид, «не замечая» своих желаний, видит их у других, горячо осуждает и негодует по поводу их наличия в другом человеке.