Психологические механизмы защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:20, реферат

Краткое описание

Цель реферата – рассмотреть возникновение понятия психологической защиты, выявить её характерные черты, изучить психологические механизмы защиты и анализировать их роль в жизни человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда
Сущность защитных механизмов
Виды механизмов психологической защиты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Механизмы психологической защиты.docx

— 33.28 Кб (Скачать)

     По  механизму проекции жена, которая на самом деле внутренне готова изменить мужу, будет ревновать его к каждой юбке. И скорее объявит мужа бабником, чем признается самой себе в своем скрытом желании заиметь роман на стороне.  Не даром же  самые жуткие подозревающие всех и вся собственники именно гулящие особы.

     Человек, пользующийся защитным механизмом проекция, часто убежден в чужой непорядочности, хотя сам в тайне склонен к  этому. Иногда жалеет, что не обманывал  людей, когда была такая возможность. Склонен к зависти, к поиску негативных причин успеха коллег, окружающих. Именно про таких людей говорят: «В чужом  глазу соринку замечает, а в  своем и бревна не видит».

     Отрицание — это попытка не принимать  за реальность нежелательные для  себя события. Примечательна способность  в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание  состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для  сознания.

     Так, многие люди боятся серьезных заболеваний. И скорее будут отрицать наличие  даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. А по сему болезнь прогрессирует. Этот же защитный механизм срабатывает, когда  кто-нибудь из семейной пары «не видит», отрицает имеющиеся проблемы в супружеской  жизни. И такое поведение не редко  приводит к разрыву отношений.

     Человек, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует болезненные для  него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенным  в своих достоинствах, он пытается привлечь внимание окружающих всеми  способами и средствами. И при  этом видит только позитивное отношение  к своей персоне. Критика и  неприятие просто игнорируются. Новые  люди рассматриваются как потенциальные  поклонники. И вообще, считает себя человеком без проблем, потому что отрицает наличие трудностей в своей жизни. Имеет завышенную самооценку.

     Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому  человеку и не доступных, но желательных  для себя. Этот механизм помогает усвоению социальных норм, в понимании человека человеком, в сопереживании людьми друг другу. Так, этот механизм срабатывает, когда подросток желает походить на выбранного им Героя. Поступки, черты  характера Героя он идентифицирует со своими.

     Известную роль играет идентификация в Эдиповом комплексе. Маленькие дети постепенно взрослеют. А самые наглядные  примеры взрослых, с которых можно  скопировать поведение, манеры и  т.д. — это близкие. Так, девочка  бессознательно старается походить на свою мать, а мальчик — на своего отца.

     Регрессия — это снижение к более примитивным  способам реагирования (поведенческим, эмоциональным). У человека происходит регрессия к той личности или  тем психологическим структурам, которые были у него в более  раннем возрасте, когда жизнь, предположительно, была более удовлетворяющей. В основном это проявляется в стрессовой ситуации. Чаще всего этот тип защиты свойственен инфантильным людям  невротического типа, которые склонны  к регрессии на оральную фазу психосексуального  развития, т.е. на получение успокоения от еды, питья, курения и т.д. Они стремятся вовлечь близких, окружающих людей в решение своих проблем, перекладывая ответственность за это на них как более старших.

     Реактивные  образования — поведение, противопоставляемое  желанию. Появление реактивного  образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его  удовлетворение со стороны Супер-Эго. Цензура запрещает даже думать об этом желании, вся работа направлена на вытеснение предмета удовлетворения желания. Таким образом, появляется явная или неосознанная инверсия желания, поведение сменяется на противоположное, с обратным знаком. Примером этого является проявление "нежности" к девочкам подростками. С одной стороны такое поведение  подвергается насмешкам, в то же время  подростковый период — время первой любви. Именно поэтому по механизму  реактивного образования любовь и нежность подростка трансформируется в поведение, внешне противоположное  влюбленности, типа дергания за косички.

     Изоляция  — это отделение психотравмирующей  ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с  кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у  детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может  разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

     Сублимация  — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия  трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная  энергия, по мнению Фрейда, создает  цивилизацию.

     Интроекция  — это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие  дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

     Механизмы защиты — это способ, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз — проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Избирательность отношения человека к группе и  коллективу связана с опосредованием психологической защитой.

     Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании  собственной системы ценностей  и оценкой своего поступка или  поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности от несоответствующих.

       Полезно иметь в виду, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она задаёт почву для самооправдания.

     Если  человек, относясь к себе в целом  положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в  конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления.

     Он  может изменить свои поступки, а  новые поступки преобразуют его  сознание и тем самым всю его  последующую жизнь.

     Если  же информация о несоответствии желаемого  поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта  включают механизмы психологической  защиты и конфликт не преодолевается, т. е. человек не может встать на путь самоусовершенствования.

     Только  переводя неосознаваемые импульсы в  сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая  уверенность в своих силах. 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. , М.: Наука, 1989, 456 с.
  2. Фрейд З. Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведений. , М. Просвещение, 1990, 439 с.
  3. Морозов А.В.  Деловая психология: Курс лекций.  -  СПб.: Союз,  2000. -  576 с.
  4. Тарт Г. Механизмы защиты. // Самосознанние и защитные механизмы личности  // Хрестоматия по социальной психологии личности //  Ред. Д.Я.Райгодский. - Самара: "Бахрах-М", 2000.
  5. http://www.psychological.ru

Информация о работе Психологические механизмы защиты