Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 01:23, реферат

Краткое описание

В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. «Ф. В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками»

Файлы: 1 файл

Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации.docx

— 53.59 Кб (Скачать)

    Механизмы психологической  защиты в конфликтной  ситуации 

    Введение 

В ситуациях, когда интенсивность потребности  нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической  защиты. «Ф. В. Бассин определяет психологическую  защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения  не только в рамках конфликтов между  сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками»1. Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта. Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других. 

    Теория  защитных механизмов

 

    В современной психологической литературе могут встречаться различные  термины, касающиеся феноменов защиты. В самом широком смысле защита – это понятие, обозначающее любую реакцию организма с целью сохранить себя и свою целостность. В медицине, например, хорошо известны разнообразные явления защитных реакций сопротивления заболеванию (сопротивляемость организма) или защитные рефлексы организма, такие, например, как рефлекторное моргание глаза как реакция на быстро приближающийся объект или отдергивание руки от горячей поверхности. В психологии же наиболее часто встречаются термины, касающиеся явлений психологической, а не только биологической, защиты, - защитные механизмы, защитные реакции, защитные стратегии, невротические защиты и защитность как свойство личности. Кроме того, в экспериментальной психологии был обнаружен широко известный теперь феномен перцептивной защиты, который заключается в резком повышении порогов восприятия ''табуированных'', т.е. запретных слов, объектов, ситуаций.

    В настоящее время психологической  защитой считаются любые реакции, которым человек научился и прибегает  к их использованию неосознанно, для того чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое ''Я'' от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а  также от конфликта, фрустрации и  других ситуаций, переживаемых как  опасные (например, для кого-то это  может быть ситуация принятия решения).

    Исторически первым ученым, создавшим достаточно стройную теорию защитных механизмов ''Я'', был известный австрийский  врач и психоаналитик Зигмунд  Фрейд. Эта часть созданной им теории и практики психоанализа была встречена с пониманием учеными, представляющими смежные с психоанализом  области медицины (особенно психиатрии) и психологии и впоследствии была развита многими психологами, хотя не все они разделяли психоаналитический взгляд на природу защитных механизмов. Для этих авторов внешне наблюдаемое, регистрируемое поведение является только защитной реакцией в отличие от механизма, который обеспечивает конкретные реакции.

    Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, как считали  Фрейд и все его последователи, является то, что они:

    а) бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения  по отношению к определенному явлению или объекту

    б) защитные механизмы всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность

    Основные  защитные механизмы различаются  по определенным параметрам:

    • по степени обработки внутреннего конфликта;
    • по способу искажения реальности;
    • по степени количества энергии, затрачиваемой субъектом на поддержание того или иного механизма;
    • по степени инфантильности (т.е. зависимости от предыдущей определенной стадии развития данного человека);
    • по типу возможного душевного расстройства, возникающего вследствие прибегания к тому или иному защитному механизму.

    Все это в той или иной мере описывает  возможные варианты динамической трансформации  наших желаний под давлением  тревоги, угрозы, внешних или внутренних ограничений, требований реальности, т.е. того, что Фрейд метко назвал ''судьбой  влечения''. Используя свою известную  трехкомпонентную структурную модель психики (Ид, Эго, Супер-Эго), Фрейд высказал предположение о том, что некоторые  защитные механизмы появляются с  самых первых моментов жизни человека, что позже было подтверждено многочисленными  экспериментальными исследованиями и  клиническими наблюдениями за детьми. 

    Самым первым был описан защитный механизм вытеснения. Термин ''вытеснение'' встречается у психолога Гербарта в его работах начала 19 века, однако вытеснение как клинический факт того, что люди не властны над своими некоторыми значимыми воспоминаниями, был выявлен и детально описан Фрейдом в конце 19 в.: ''Речь шла о вещах, которые больной хотел бы забыть, непреднамеренно вытесняя их за пределы всего сознания'', т.е. непреднамеренно забывая. Можно считать, что вытеснение – это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики. Чаще всего вытеснению подвергаются представления, связанные с влечениями, которые трудно, невозможно либо опасно удовлетворить. Оно особенно наглядно выступает при истерических расстройствах личности, но играет важную роль и при других душевных расстройствах, равно как и в нормальной психике: например, вытеснение травматического опыта может на некоторое время обеспечить условия для восстановления психики человека, т.е. вытеснение может играть и позитивную роль ''психологического иммунитета'' к травме или угрозе. Теоретическая модель вытеснения стала прообразом других защитных механизмов: хотя вытеснение можно рассматривать и как отдельный защитный механизм, но вытеснение возникает как один из моментов защиты при каждом душевном расстройстве и представляет собой – в точном смысле этого слова – вытеснение в бессознательное, ''его сущность – отстранение и удержание вне сознания'' определенных психических содержаний. При истерии вытеснение играет главную патогенную и защитную роль, а при, например, неврозе навязчивых состояний оно включается в более сложный процесс защиты.

    Другим  очень известным и широко используемым в психологии понятием стало введенное  Фрейдом понятие проекции. Фрейд обозначил этим термином защитный механизм выделения и локализации в другом лице или объекте качеств, чувств, желаний, действий, т.е. ''внутренних объектов'', которые субъект не признает или отвергает в самом себе. В широком смысле проекция – это смещение неврологического или психологического явления вовне, переход либо от центра к периферии (например, в неврологии), либо от субъекта к объекту. В психологии проекцией называются различные процессы:

    1) субъект воспринимает окружающий  мир и реагирует на него  сообразно со своими интересами, способностями, ожиданиями, аффектными состояниями и пр. Хорошо известным примером результата проекции профессиональных интересов является ''профессиональная деформация восприятия''. Феномен проекции лежит в основе проективных психологических тестов, которые позволяют определять по результатам работы испытуемого со слабоструктурированным тестовым материалом определенные черты характера человека, организацию его поведения, эмоциональной жизни и пр.;

    2) субъект показывает своим бессознательным  отношением, что он уподобляет  одного человека другому, например, он может проецировать образ  своего отца на начальника  или образ строгого учителя  в школе на преподавателя в  университете;

    3) субъект отождествляет себя с  другими людьми, т.е. проецирует  свои качества на других (например, на любимое животное) или, наоборот, отождествляет другие объекты  – предметы, людей, животных с  самим собой;

    4) субъект приписывает другим людям  качества, которых он не замечает  в самом себе (например, такой  человек может утверждать, что  ''все люди – лжецы'').  

    Если  представить психический процесс  как движение или развитие, то регрессией называется возврат от уже достигнутой точки к одной из предыдущих. Регрессировать – это значит идти вспять, возвращаться назад. В целом регрессия – это переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным и к менее расчлененным способам реагирования, которые были характерны в детстве. Регрессия – это более примитивный способ справляться с тревогой, поскольку, уменьшая напряжение, она не имеет дело с его источниками. К. Холл дает примерный, но не полный список возможных регрессивных способов поведения, характерных для различных людей в различных ситуациях: ''Даже здоровые, хорошо приспособленные люди позволяют себе время от времени регрессии, чтобы уменьшить тревожность или, как говорится, ''спустить пар''. Они курят, напиваются, переедают, выходят из себя, кусают ногти, ходят в кино, нарушают законы, лепечут по-детски, портят вещи, одеваются, как дети; ведут машину быстро и рискованно, действуют под внушением импульса и делают тысячи других ''детских'' вещей. Многие из этих регрессий настолько общеприняты, что принимаются за признаки зрелости. В действительности же все они – формы регрессии, используемые взрослыми''. 

    Образование реактивное – это психологическая установка или привычка, представляющие собой нечто диаметрально противоположное вытесненному желанию, реакцию на него в виде так называемой инверсии желания (например, стыд в противоположность бессознательному вытесненному желанию демонстрировать себя).   

    Этот  механизм, как, впрочем, и многие другие, имеет побочные эффекты в виде деформации социальных отношений с  окружающими, поскольку его отличиями  часто является экстравагантность  демонстрируемого поведения, преувеличенные его формы. Кроме того, отрицаемая потребность должна маскироваться  снова и снова, на что затрачивается  значительное количество психической  энергии. Реактивное образование –  это постоянная противонагрузка. Фактически в каждом конкретном реактивном образовании  проявляется влечение, от которого субъект пытается защититься. С одной  стороны, влечение внезапно вторгается в деятельность субъекта в разные моменты и в разных областях: именно очевидные промахи – по контрасту  с жесткостью установок данного  субъекта – позволяют предположить в его поведении маскирующиеся  подавленные влечения или даже неосознаваемые части личности. С другой стороны, крайние формы добродетельного  поведения в какой-то мере удовлетворяют  прямо противоположное влечение, проникающее в конечном счете  и в систему защиты. Здесь понятна  такая постановка вопроса: ''Разве  домохозяйка, одержимая наведением чистоты, не сосредоточена целиком  на пыли и грязи?''

    Механизм  фиксации означает прочную бессознательную связь с определенными лицами или образами, которая воспроизводит один и тот же способ удовлетворения и структурно организована по образцу одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии.

    В рамках генетического подхода фиксация предстает как ''застревание'' на определенной стадии развития либидо – энергии  стремления к наслаждению. Вне генетической точки зрения, в рамках фрейдовской  теории бессознательного, это –  способ включения в бессознательное  некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), служащих опорой влечениям.

    Понятие фиксации постоянно присутствует в  психоаналитическом учении, обозначая  важный источник эмпирического опыта, сохраняет привязанность к определенным способам удовлетворения, определенным типам желаемого значимого объекта и к прежним, сформированным ранее, отношениям.

    В противоположность механизму проекции существует, по мнению психоаналитиков, и обратный механизм интроекции, или интериоризации. Это процесс, посредством которого межличностные отношения преобразуются во внутриличностные. Другое возможное понимание интроекции – это фантазматический переход от объекта (чаще всего им являются мать и другие значимые фигуры детства) – ''хорошего'' или ''плохого'', цельного или частичного – внутрь субъекта.

    В более узком смысле говорят об интериоризации применительно к  отношениям, например, когда властные отношения между отцом и ребенком трактуются как интериоризация отношений  Сверх-''Я'' к ''Я''. Ребенок, который интроецирует отцовский образ и интериоризирует  конфликт с отцом, связанный с  борьбой за власть, в своей будущей  взрослой жизни может проявляться  в своем поведении, в отношении  своего Сверх-''Я'' к своему ''Я'' те же черты отношений отца к нему в  детстве.

    Изоляция – это механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв их связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции – остановки в процессе мышления, использование формул и ритуалов и – шире – вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий.

    С этой точки зрения, изоляция выступает  как ''…устранение самой возможности  контакта, как запрет на прикосновение  к данному предмету; подобно этому, когда невротик изолирует впечатление  или действие, отделяя его паузой, он символически дает понять, что не допустит, чтобы относящиеся к  нему мысли вступали в ассоциации с другими мыслями''.

    Можно называть изоляцией особый процесс  защиты, который начинается с проявления навязчивости и приводит к выработке  последовательной, внутренне согласованной  установки на разрыв ассоциативных  связей мысли и действия, в особенности  с тем, что непосредственно предшествует или следует за ними во времени.

    Хорошо  известным в повседневной жизни  является механизм отреагирования. Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестает им быть. Оно может быть искусственно вызвано в ходе психотерапии, особенно под гипнозом, и тогда оно приводит к катарсису, т.е. эмоциональному очищению и облегчению. Отреагирование может возникать и само собой, спустя более или менее долгое время после первоначальной травмы.

Информация о работе Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации