Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 01:23, реферат
В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. «Ф. В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками»
Механизмы
психологической
защиты в конфликтной
ситуации
Введение
В ситуациях,
когда интенсивность
В
современной психологической
В
настоящее время
Исторически
первым ученым, создавшим достаточно
стройную теорию защитных механизмов
''Я'', был известный австрийский
врач и психоаналитик Зигмунд
Фрейд. Эта часть созданной им
теории и практики психоанализа была
встречена с пониманием учеными,
представляющими смежные с
Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, как считали Фрейд и все его последователи, является то, что они:
а) бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту
б) защитные механизмы всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность
Основные защитные механизмы различаются по определенным параметрам:
Все
это в той или иной мере описывает
возможные варианты динамической трансформации
наших желаний под давлением
тревоги, угрозы, внешних или внутренних
ограничений, требований реальности, т.е.
того, что Фрейд метко назвал ''судьбой
влечения''. Используя свою известную
трехкомпонентную структурную модель
психики (Ид, Эго, Супер-Эго), Фрейд высказал
предположение о том, что некоторые
защитные механизмы появляются с
самых первых моментов жизни человека,
что позже было подтверждено многочисленными
экспериментальными исследованиями и
клиническими наблюдениями за детьми.
Самым первым был описан защитный механизм вытеснения. Термин ''вытеснение'' встречается у психолога Гербарта в его работах начала 19 века, однако вытеснение как клинический факт того, что люди не властны над своими некоторыми значимыми воспоминаниями, был выявлен и детально описан Фрейдом в конце 19 в.: ''Речь шла о вещах, которые больной хотел бы забыть, непреднамеренно вытесняя их за пределы всего сознания'', т.е. непреднамеренно забывая. Можно считать, что вытеснение – это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики. Чаще всего вытеснению подвергаются представления, связанные с влечениями, которые трудно, невозможно либо опасно удовлетворить. Оно особенно наглядно выступает при истерических расстройствах личности, но играет важную роль и при других душевных расстройствах, равно как и в нормальной психике: например, вытеснение травматического опыта может на некоторое время обеспечить условия для восстановления психики человека, т.е. вытеснение может играть и позитивную роль ''психологического иммунитета'' к травме или угрозе. Теоретическая модель вытеснения стала прообразом других защитных механизмов: хотя вытеснение можно рассматривать и как отдельный защитный механизм, но вытеснение возникает как один из моментов защиты при каждом душевном расстройстве и представляет собой – в точном смысле этого слова – вытеснение в бессознательное, ''его сущность – отстранение и удержание вне сознания'' определенных психических содержаний. При истерии вытеснение играет главную патогенную и защитную роль, а при, например, неврозе навязчивых состояний оно включается в более сложный процесс защиты.
Другим очень известным и широко используемым в психологии понятием стало введенное Фрейдом понятие проекции. Фрейд обозначил этим термином защитный механизм выделения и локализации в другом лице или объекте качеств, чувств, желаний, действий, т.е. ''внутренних объектов'', которые субъект не признает или отвергает в самом себе. В широком смысле проекция – это смещение неврологического или психологического явления вовне, переход либо от центра к периферии (например, в неврологии), либо от субъекта к объекту. В психологии проекцией называются различные процессы:
1)
субъект воспринимает
2)
субъект показывает своим
3) субъект отождествляет себя с другими людьми, т.е. проецирует свои качества на других (например, на любимое животное) или, наоборот, отождествляет другие объекты – предметы, людей, животных с самим собой;
4)
субъект приписывает другим
Если
представить психический
Образование реактивное – это психологическая установка или привычка, представляющие собой нечто диаметрально противоположное вытесненному желанию, реакцию на него в виде так называемой инверсии желания (например, стыд в противоположность бессознательному вытесненному желанию демонстрировать себя).
Этот
механизм, как, впрочем, и многие другие,
имеет побочные эффекты в виде
деформации социальных отношений с
окружающими, поскольку его отличиями
часто является экстравагантность
демонстрируемого поведения, преувеличенные
его формы. Кроме того, отрицаемая
потребность должна маскироваться
снова и снова, на что затрачивается
значительное количество психической
энергии. Реактивное образование –
это постоянная противонагрузка. Фактически
в каждом конкретном реактивном образовании
проявляется влечение, от которого
субъект пытается защититься. С одной
стороны, влечение внезапно вторгается
в деятельность субъекта в разные
моменты и в разных областях: именно
очевидные промахи – по контрасту
с жесткостью установок данного
субъекта – позволяют предположить
в его поведении маскирующиеся
подавленные влечения или даже неосознаваемые
части личности. С другой стороны,
крайние формы добродетельного
поведения в какой-то мере удовлетворяют
прямо противоположное
Механизм фиксации означает прочную бессознательную связь с определенными лицами или образами, которая воспроизводит один и тот же способ удовлетворения и структурно организована по образцу одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии.
В рамках генетического подхода фиксация предстает как ''застревание'' на определенной стадии развития либидо – энергии стремления к наслаждению. Вне генетической точки зрения, в рамках фрейдовской теории бессознательного, это – способ включения в бессознательное некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), служащих опорой влечениям.
Понятие
фиксации постоянно присутствует в
психоаналитическом учении, обозначая
важный источник эмпирического опыта,
сохраняет привязанность к
В
противоположность механизму
В
более узком смысле говорят об
интериоризации применительно к
отношениям, например, когда властные
отношения между отцом и
Изоляция – это механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв их связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции – остановки в процессе мышления, использование формул и ритуалов и – шире – вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий.
С
этой точки зрения, изоляция выступает
как ''…устранение самой
Можно
называть изоляцией особый процесс
защиты, который начинается с проявления
навязчивости и приводит к выработке
последовательной, внутренне согласованной
установки на разрыв ассоциативных
связей мысли и действия, в особенности
с тем, что непосредственно
Хорошо известным в повседневной жизни является механизм отреагирования. Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестает им быть. Оно может быть искусственно вызвано в ходе психотерапии, особенно под гипнозом, и тогда оно приводит к катарсису, т.е. эмоциональному очищению и облегчению. Отреагирование может возникать и само собой, спустя более или менее долгое время после первоначальной травмы.
Информация о работе Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации