Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 01:23, реферат

Краткое описание

В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. «Ф. В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками»

Файлы: 1 файл

Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации.docx

— 53.59 Кб (Скачать)

    Психоанализ придерживается взгляда, согласно которому человек начинает осознавать различие между полами, в том числе свою принадлежность к определенному  полу, не в подростковом или юношеском  возрасте, а гораздо раньше –  в раннем детстве. В соответствии с теорией психоанализа сексуальность  ребенка и сексуальность взрослого принципиально различаются между собой тем, что у ребенка она носит парциальный, т.е. «частичный» характер: у ребенка сексуальность как стремление к удовольствию носит характер наслаждения, получаемого от таких конкретных видов стимуляции, как кормление, сосание, кусание, поглаживания и др. У взрослого человека сохраняются подобные инфантильные, детские способы получения удовольствия, хотя они могут маскироваться под более «взрослые» формы поведения: курение, жевание резинки, нетрадиционные сексуальные отношения и др. Но в отличие от ребенка, у взрослого способы получения удовольствия носят более генерализованный (непарциальный) и личностный характер, а зрелые формы взрослой сексуальности и любви несут печать альтруизма, желание заботиться об объектах любви, а не только получение удовольствия.

    В раннем периоде детского развития, а не в периоде полового созревания, осуществляются критические шаги в  развитии личности: вынашиваются и  закрепляются основные, типичные для  данного человека стратегии его  поведения относительно значимого (например, желаемого) объекта. Такими стратегиями могут быть, например, захват объекта, его удержание, его  разрушение и др. Кроме того, ребенок  уже в дошкольном возрасте принимает  принципиально важные решения об идеальных (как позитивных, так и  негативных) моделях мужского и женского поведения, в том числе и сексуального. Общеизвестно, что во всех культурах  дети, начиная с определенного  возраста, «вдруг» начинают играть в «папу и маму», в «дочки-матери», в «доктора», цели этих игр различные, в том числе удовлетворение интересов  к различию полов, к тому, «откуда  берутся дети», и т.д.

    Определенные  защитные механизмы могут возникать  на определенных стадиях развития человека.

    Раннее  младенчество (от рождения до одного года, по терминологии Фрейда, - оральная стадия).

    На  этой фазе происходит постепенное приобретение представлений о себе и о значимых объектах (матери, отце, которые станут моделями будущих значимых объектов: партнера, друзей, врагов и т.д.), потом  постепенная дифференциация, выражающаяся в частичной идентификации, которая  ведет впоследствии к установлению идентичности (Э. Эриксон «Детство и общество»). Могут возникнуть следующие защиты: интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя.

    Младенчество  (1-2 года, по терминологии Фрейда, - анальная стадия).

    На  этой стадии происходит приучение к  туалету, продолжается развитие функций  «Я»: движение – речь – тестирование реальности – интеграция. Возможно развитие кошмаров, страхов, фобий. Возникают  следующие защиты: изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия.

    Дошкольный  возраст (2-6 лет, по терминологии Фрейда, - фаллическая стадия).

    В идеале «Я» завершает процесс  своего отделения от «Оно». Сверх-«Я»  начинает влиять на поведение около 5-6 лет. Эдипов комплекс разрешается  посредством идентификации с  родителем своего пола. Неразрешенный  Эдипов комплекс ведет к неврозу. Для этого возраста характерны явления  отрицания, появление болезней, неспособность  справиться с гневом, а также с  любыми сильными чувствами, формирование симптомов. Происходит установление согласованной  структуры психики для поддержания  идентичности и интернализированных  стандартов морали, этики и поведения.

    Школьный  возраст (6-10 лет (девочки), 6-12 лет (мальчики), по терминологии Фрейда, - латентная стадия).

    Завершение  развития Сверх-«Я» (10-11 лет). Появление  защитного механизма подавления. На этой стадии выражены тревожность, фобии, эмоциональное блокирование учебы, чрезмерная регрессия и/или  фиксации.

    Юность  (10-21 год (девушки), 12-23 лет (юноши), по терминологии Фрейда, - генитальная стадия).

    Усиление  сексуальных и агрессивных тенденций. Возможно возникновение психотических  расстройств с целью ухода  от трудностей, перепады настроения и  стресс могут приводить к психотическим  эпизодам в поведении. Возможно развитие склонности к дурным привычкам, зависимостям (как химическим, так и психологическим). Критический период для возникновения  нарушений характера.

    Клинические колебания в процессе психотерапии и психоаналитические исследования показали, что неразрешенные проблемы детского возраста дают о себе знать  во взрослой жизни человека.

    Так, фиксации на оральной стадии могут  стать причиной, например, страха одиночества, неуверенности в окружающих, причиной того, что удовлетворение своих потребностей приносит страдания, причиной попыток  самоубийств, нервных расстройств, причиной непонимания себя и своих  чувств, частых обид, навязчивых идей.

    Фиксации  на анальной стадии также могут стать  причиной ряда проблем в последующей  жизни: негативизма, противоречивости, желания того, чтобы  кто-то контролировал, сдерживал. Такие люди часто сердятся, чтобы скрыть другие чувства, и игнорируют чувства других.

    Неразрешенные конфликты фаллической стадии могут  во взрослой жизни человека привести к чрезвычайной зависимости от других людей, от внешних событий, к неспособности  самостоятельно принимать решения, а также к проблемам половой  идентификации.

    Если  у ребенка не разрешены проблемы латентной фазы развития, то в его  последующей жизни, возможно, будут  трудности в обучении, необдуманные поступки. Такие люди не берут в  расчет то, что не приносит пользы, не берут в расчет эмоции, делая что-либо. Они обычно живут событиями прошлого или мечтами будущего.

    Даже  психиатры и клинические психологи, не являющиеся убежденными психоаналитиками, приходят к пониманию роли защитных механизмов в развитии личности. Так, было сказано, что преобладание, доминирование  какого-либо защитного механизма  может привести к развитию определенной черты личности. Или, наоборот, человек  с сильными характеристиками личности имеет тенденцию доверять определенным защитным механизмам как способу  совладания с определенными стрессами: так, например, личность с высоким  самоконтролем имеет тенденцию  использовать интеллектуализацию как  основной защитный механизм.

    С другой стороны, обнаружено, что у  людей с серьезными личностными  расстройствами и нарушениями может  преобладать определенный механизм защиты как средство искажения реальности. Например, такое расстройство личности, как паранойя (страх преследования), связан чаще с проекцией, а психопатии – преимущественно регрессией как защитным механизмом личности.

    Предполагаемые  взаимосвязи личностных черт,

    расстройств личности и механизмов защиты

Личностные  черты Расстройства  личности Механизм защиты
Робкий Пассивно-агрессивный  пассивный тип Вытеснение
Агрессивный Пассивно-агрессивный  агрессивный тип Замещение
Общительный Маниакальный  тип Реактивные  образования
Унылый Депрессивный  тип Компенсация
Доверяющий Истероидный тип Отрицание
Подозрительный Параноидный тип Проекция
Контролирующий Обсессивно-компульсивный  тип Интеллектуализация
Бесконтрольный Психопатический тип Регрессия
 
 

Заключение 

    Если  человек, относясь к себе в целом  положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в  конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем  самым всю его последующую  жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего  самоуважение, и реальных поступков  в сознание не допускается, то сигналы  конфликта включают механизмы психологической  защиты и конфликт не преодолевается, т.е. человек не может встать на путь самоусовершенствования. Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность  в своих силах. 

Информация о работе Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации