Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа
Актуальность работы. Современная социально-экономическая ситуация в стране, характеризующаяся крайней нестабильностью, обусловливает резкое увеличение факторов дистресса в общественном и индивидуальном бытии и, следовательно, социальную и психическую дезадаптированность индивидов и групп. Для совладания с возросшим числом конфликтов внешнего и внутреннего плана люди вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие формы защитного поведения.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Комплексная характеристика механизмов психологической
защиты личности как специфических типов операций, направленных
на сохранение психических структур…………………………………………….6
1.1 Механизмы психологической защиты: понятие, сущность,
функциональное значение. Интерпретация категории
«психологической защиты» в различных психологических направлениях…….6
1.2 Факторы, детерминирующие развитие психологических защит личности,
их последствия и функциональное назначение………………………………….11
1.3 Классификация механизмов психологических защит: критерии
типологии и основные виды………………………………………………………14
Глава 2. Анализ механизмов психологической защиты реализуемых
в деловой коммуникации: роль, основные типы, специфика
использования деловыми людьми……………………………………………….22
2.1 Роль механизмов психологической защиты в деловой
коммуникации. Основные типы психологической защиты
в условиях профессионального стресса…………………………………………22
2.2 Интегративная характеристика и специфика применения
механизмов психологической защиты в процессе деловой коммуникации…..25
Заключение………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………35
Приложения………………………………………………………………………37
Соматизация или конверсия - тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.
Защиты, причисляемые к вторичным, более зрелым, более развитым или к защитам «высшего порядка», «работают» с внутренними границами – между «Эго», «супер-Эго» и «Ид» или между наблюдающей и переживающей частями «Эго». Вторичные защиты осуществляют определенные трансформации чего-то одного – мыслей, чувств, ощущений, поведения или некоторой их комбинации.
Приведем наиболее распространенные вторичные защитные механизмы.
Аннулирование или возмещение - бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.
Вытеснение, Подавление или Репрессия - в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.
Вымещение, замещение или смещение - в бытовом смысле «поиск козла отпущения».
Игнорирование или избегание - контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
Идентификация - отождествление себя с другим человеком или группой людей.
Изоляция аффекта - удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
Интеллектуализация - неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
Компенсация или гиперкомпенсация- прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
Морализация - поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
Отыгрывание, отреагирование вовне или разрядка -cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
Поворот против себя или аутоагрессия- перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
Раздельное мышление - совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
Рационализация - объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
Реактивное образование - защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
Реверсия - проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.
Регрессия - возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
Сексуализация или инстинктуализация- превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.
Сублимация - перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.
«Существуют и другие классификации защит, в различные классификации защит положены специфические критерии: блокировка или искажение информации; степень активности личности в формировании защит; особенности переработки информации, подлежащей «недопуску» к сознанию; природа препятствий, с которыми сталкивается субъект; результат защиты – достижение награды или избегание опасности и другие». [10,С.147] Интересна классификация механизмов психологических защит, представленная в работе «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» ее авторами - Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой. Из разнообразных критериев, представленных в научных и практико-ориентированных источниках, ими были отобраны три показателя:
- защиты, опосредующие восприятие информации;
- защиты, опосредующие различные формы искажения (трансформации) информации;
- защиты, основанные на первичных примитивных формах психических проявлений.
На основе показателей восприятия и трансформации, а также на выделении базисных (примитивных) форм психических проявлений Л.Д. Деминой были дифференцированы и описаны группы психологических защит, условно обозначенные как «естественные» психологические защиты (первая группа, сформированная на основе доминирования первого показателя), «интегративные» (доминирование второго показателя), «ретрозащиты» (доминирование третьего показателя).
Рассмотрим данную классификацию более подробно.
«Первую группу защитных механизмов можно условно обозначить как «естественные», потому что входящие в нее психологические защиты опосредуют и формируют перцептивные процессы личности, особенности восприятия различной информации о себе и об окружающем мире». [19,С.60]
Общим для этой группы защит является невостребованность анализа содержания информации. Здесь главное – блокирование информации, бессознательное исключение ее из сферы сознания: вытеснение, подавление, аскетизм, нигилизм.
Интегративные психологические защиты - эту группу условно можно обозначить как «преобразование информации с помощью различных механизмов защиты». В отличие от первой, защиты, входящие в эту группу, связаны с бессознательной оценкой содержания неугодной для личности информации, ее изменением, неадекватностью оценки. Искажение, трансформация информации могут осуществляться различными способами с использованием: генерализации, опущения, категоризации и другие (Приложение 2).
В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий. В качестве таких механизмов психологической защиты рассматриваются: агрессия; десакрализация; идеализация; проекция; трансформация; идентификация; играние роли; инверсия (реактивное образование, обратное чувство, формирование реакции, мартиризация, образование симптомов); юмор; эмоциональное выгорание; обесценивание; рационализация; компенсация (сублимация, субституция, фасад, маска, экранирование); интеллектуализация; интроекция; ретрофлексия.
«Ретро-защиты - группа объединяет те механизмы психологических защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения». [1, С.103] Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости. Они наиболее близки к развитию деструктивных, порой патологических свойств личности, формируя черты подчинения и зависимостей.
В этой группе могут быть приведены следующие защитные механизмы: отступление; самозамыкание; дефлексия; окаменение; уход в виртуальную реальность/виртуальность; комплекс Ионы; регрессия, оглушение. В данной работе за основу взята именно данная классификация механизмов психологической защиты, поэтому в следующей главе охарактеризуем указанную классификацию более подробно, а также отдельно остановимся на рассмотрении тех механизмов психологической защиты, которые обычно используются людьми в деловом общении.
Выводы.
В психике человека
возникают и развиваются
Психологическая защита защищает любого человека от психологической боли, причиной которой может быть психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты, непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека, также причина может быть связана с будущим.
Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. По мере нарастания отрицательной информации психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной.
Существует множество психологических защит, которые обычно используются в комплексе и отвечают двум основным характеристикам: действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности; имеют «двойной», «парадоксальный» эффект - позитивный и негативный.
Существует
множество классификаций
Глава 2.Анализ механизмов психологической защиты реализуемых в деловой коммуникации: роль, основные типы, специфика использования деловыми людьми
2.1 Роль механизмов психологической защиты в деловой коммуникации. Основные типы психологической защиты в условиях профессионального стресса
Профессиональная деятельность делового человек зачастую зависит от умения уравновешивать порой взаимоисключающие задачи, в балансировке между интересами службы, коллектива и личными интересами отдельных сотрудников.
«Особое значение умения эффективно взаимодействовать с людьми представляет для руководителей всех уровней, для людей, ведущих деловые переговоры - это большой груз ответственности. В условиях постоянного дефицита времени, непрерывно меняющейся оперативной обстановки умение постоянно держать себя в рамках, переносить неудачи в бизнес-переговорах приводит к состоянию высокой психической напряжённости и стресса у деловых людей». [5,С.8]
Интенсивность и напряженность деятельности бизнесменов проявляется на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Так, по данным А.М. Быкова 95% деловых людей постоянно находятся в состоянии стресса, что позволяет разделить последних на три группы: с высоким, средним и низким уровнем профессионального стресса.
В приложении 3 представлено распределение руководителей различного ранга по интенсивности профессионального стресса (высокая, средняя и низкая).
Количество руководителей с высокой интенсивностью профессионального стресса составило 23% от общего числа обследованных руководителей, а общее количество руководителей с высокой и средней интенсивностью профессионального стресса составило 85% (Приложение 3).
При этом, по данным О.В. Рыбиной по специалистам «помогающих профессий», 19,6% из них обеспокоены возможностью формирования у них профессионального выгорания, а по данным А.П. Шиховой 35,8% бизнесменов переживают состояние эмоционального выгорания.
«Хронический стресс ведет к увеличению риска развития ряда заболеваний стрессовой этиологии - «болезней стресса», а также к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий. В целом это приводит к снижению эффективности функционирования организации». [13,С.14]
Защитные механизмы начинают свое действие тогда, когда человек терпит неудачу в достижении поставленной цели и под угрозой оказывается его душевное равновесие. Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх-Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, - раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают «Я» снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и механизмы психологической защиты.
Для каждой категории партнеров есть разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной характеристике - это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.
«Среди психологических факторов, ограничивающих восприятие, и тем самым влияющих на достоверность информации, важную роль играют механизмы психологической защиты личности». [21,С.21]
В деловом общении эти механизмы психологической защиты действуют постоянно. Причем, по данным многих исследователей (А.М.Быков, О.В. Рыбина, А.П. Шихова) отчетливо выделяется несколько механизмов психологической защиты, которые преимущественно реализуются людьми в процессе деловой коммуникации (Приложение 4).
Согласно данным, приведённым в приложении 4, по своему абсолютному значению показатели следующих механизмов психологической защиты существенно выше у деловых людей - это «отрицание», «подавление», «регрессия», «компенсация», «замещение», «регрессия». Этот результат указывает на их активное использование, что косвенно подтверждает психологически напряжённое состояние у деловых людей.