Механизмы психологической защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Современная социально-экономическая ситуация в стране, характеризующаяся крайней нестабильностью, обусловливает резкое увеличение факторов дистресса в общественном и индивидуальном бытии и, следовательно, социальную и психическую дезадаптированность индивидов и групп. Для совладания с возросшим числом конфликтов внешнего и внутреннего плана люди вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие формы защитного поведения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Комплексная характеристика механизмов психологической
защиты личности как специфических типов операций, направленных
на сохранение психических структур…………………………………………….6
1.1 Механизмы психологической защиты: понятие, сущность,
функциональное значение. Интерпретация категории
«психологической защиты» в различных психологических направлениях…….6
1.2 Факторы, детерминирующие развитие психологических защит личности,
их последствия и функциональное назначение………………………………….11
1.3 Классификация механизмов психологических защит: критерии
типологии и основные виды………………………………………………………14

Глава 2. Анализ механизмов психологической защиты реализуемых
в деловой коммуникации: роль, основные типы, специфика
использования деловыми людьми……………………………………………….22
2.1 Роль механизмов психологической защиты в деловой
коммуникации. Основные типы психологической защиты
в условиях профессионального стресса…………………………………………22
2.2 Интегративная характеристика и специфика применения
механизмов психологической защиты в процессе деловой коммуникации…..25

Заключение………………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………………………35

Приложения………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Механизмы психологической защиты.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Интересные  результаты приведены у А.М. Быкова по итогам обследования руководителей с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса (Приложение 5).

Согласно данным таблицы приложения 5 отличий не выявлено по трём показателям - «сублимация», «подавление» и «интеллектуализация», что говорит об использовании этих механизмов психологической защиты руководителями с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса примерно в одинаковой степени.

«У руководителей с высокой интенсивностью профессионального стресса показатели напряжения всех механизмов психологической защиты выше по абсолютному значению, чем у руководителей с низкой интенсивностью профессионального стресса, что указывает на их дезадаптивное состояние». [16,С.16]

Таким образом, в деловом общении высок риск стессовых ситуаций, особенно для руководителей, которые имеют высокий уровень эмоционального истощения и напряжённости в работе. Это свидетельствует о высокой интенсивности у них профессионального стресса. Так, по данным О.В. Рыбиной у 85% руководителей выявлена средняя и высокая интенсивность профессионального стресса. Это подтверждает большую стрессогенность их профессиональной деятельности.

Высокий уровень  профессионального стресса руководителей  приводит к более высокому напряжению практически всех механизмов психологической защиты.

Таким образом, высокая интенсивность профессионального стресса ведёт к существенному напряжению механизмов психологической защиты и как следствие, к состоянию психической дезадаптации.

 

2.2 Интегративная характеристика и специфика применения механизмов психологической защиты в процессе деловой коммуникации

 

В предыдущем параграфе  нами было показано, что в условиях делового общения люди постоянно  подвергаются профессиональному стрессу, часто находятся в конфликтных ситуациях, в условиях существенного риска и неопределенности. Поскольку деловые люди, руководители различных рангов в силу специфики своей деятельности чаще рядовых сотрудников становятся участниками конфликтных ситуаций, то у них с большей долей вероятности обнаруживаются различные механизмы психологической защиты, помогающие им уйти, сгладить внутреннее напряжение от стресса, конфликтной ситуации, в которой они оказались. Как уже было отмечено основными типами механизмов психологической защиты, выявленных у людей в процессе деловой коммуникации являются сублимация, регрессия, рационализация, проекция, интеллектуализация, реактивные образования. Рассмотрим данные механизмы психологической защиты и специфику их реализации в бизнес общении более подробно.

Сублимация  как разновидность вытеснения состоит  в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен поставленной первоначально, которая оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение. «В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. В диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделять сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их». [15,С.146] При принятии совместного решения в согласительной фазе главными являются смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью.

Проекция, представляющая собой наделение других людей  собственными чувствами, не приемлемыми  с точки зрения «Сверх-Я», может  найти проявление в контактной фазе делового общения. Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализуют возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению. Проекция - одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как активное и стабильное ее использование в качестве ведущей психологической защиты приводит к формированию следующих черт личности руководителя: самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности. Эти личностные черты типичны для неуспешного руководителя. Другими словами, в ситуации проявления существующих противоречий личность с доминирующей проекцией склонна к проявлению характеристик поведения, формирующегося на базе наиболее конфликтогенных мотиваций активно оборонительного поведения и самоутверждения. В любой реальной диспозиции проекция заставляет человека исполнять роль прокурора, обвиняющего окружающих в своих промахах и неудачах, приписывающего свои недостатки окружающим по принципу: в чужом глазу соринку заметит, а в своем - бревна не увидит.

«Интеллектуализация является наиболее часто применяемым при деловых коммуникациях механизмом психологической защиты, когда заменяют в момент конфликтной или неприятной беседы обычный разговорный язык на язык книжной речи, употребляя сложную терминологию, таким образом, психологически стараясь дистанцироваться от собеседника и его позиции». [18,С.104] Для интеллектуализации характерны следующие черты: сосредоточенность на конкретных объектах, реальных вещах, повышенное внимание к процессу рассуждения, размышления, практическое отсутствие связи рассуждений и реального поведения.

Бегство от конфликта  сменяется поворотом к нему. Это  чисто интеллектуальный процесс представляет собой обдумывание и выработку множества способов для предотвращения опасности.

Здесь прежде всего необходимо обучение человека контролю и управлению процессом интеллектуализации, а также на формированию у него способности непосредственного отреагирования, выражения собственных эмоций.

Интеллектуализацию  часто сравнивают с рационализацией, так как оба являются следствием интеллектуальных процессов. Но интеллектуализация – это нейтрализация эмоции, а рационализации – это псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы личности потерей самоуважения.

Такой механизм психологической защиты, как рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или  иные действия), встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. «Основная задача рационализации – найти весомые доказательства, оправдывающие неверные поступки личности, а интеллектуализации – обосновать свое бездействие, поставив его причины в зависимости от объективных условий. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его». [16,С.23] Используя приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно частично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. Если же обсуждение проблемы затягивается, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.

Регрессия связана  с сохранением в памяти целиком  фрагментов детского поведения с  высокой готовностью к его  воспроизведению. У некоторых людей фиксируются черты детского поведения, которые в случае их спонтанного использования в более старших возрастах оказываются эффективными для снятия чувства страха, неловкости или недоумения.

Стоит отметить, что регрессия является одной  из тех психологических защит, которые сопрягаются с использованием не вполне удачных тактик разрешения конфликтных ситуаций в форме избегания и приспособления. В связи с этим очевидно, что регрессия в качестве доминирующей в структуре системы эгозащитных механизмов может затруднить развитие таких личностных качеств, как уверенность в себе, устойчивость и упорство при достижении поставленных перед собой целей, которые совершенно необходимы успешному деловому человеку.

У современных  людей регрессия функционирует во многих случаях, когда разворачиваются эмоционально окрашенные отношения открытого конфликта и соперничества. Эти специфические эмоциональные отношения в полной мере проявляются и в конфликтных ситуациях при разрешении профессиональных споров, в которых до последнего времени чаще выигрывал мужчина, а не женщина. Переводя этот поведенческий сценарий на язык мотиваций и потребностей, можно полагать, что на базе действия регрессии мотивации активно-оборонительного поведения, самоутверждения и достижении цели трансформируются в мотивации пассивно-оборонительного поведения при сохранении неадекватной и заниженной самооценки.

«Однако современные генерации женщин-менеджеров научились на практике использовать эту исторически и культурально обусловленную форму поведения в профессиональных конфликтах в свою пользу, выигрывая в конфликтах с мужчиной на основе поведения, имитирующего уступки и служащего средством манипулирования партнером по общению. В этом случае полуосознанного или полностью осознанного применения поведенческих форм, похожих на регрессию, не стоит рассматривать их как проявление защитного поведения». [17,С.112]

Вместе с  тем, совершенно очевидно, что использование регрессии несовместимо с профессиональной деятельностью менеджера, что проявляется в полной мере в ситуации внешних конфликтов. Активное функционирование регрессии обусловливает формирование наименее эффективных тактик поведения в конфликте избегания и приспособления.

Реактивное  образование - психологическая защита, психофизиологический механизм которой (как и у регрессии) затрагивает мотивационную систему человека, определяя, прежде всего изменение потребностей. Реактивное образование, которое во многих работах имеет также название гиперкомпенсации, служит для регулирования эмоций радости и удовольствия, возникающих при реализации биологических потребностей. В связи с этими ее функциями гиперкомпенсация типична для руководителей-коммуникаторов и организаторов. Результатом действия реактивного образования в случае потенциально агрессивного поведения является демонстрация своим партнерам по профессиональному общению явного, иногда гипертрофированного по экспрессии дружелюбия, которое, однако, в случае неблагоприятного развития событий может преобразоваться в различные социально-приемлемые формы агрессивного поведения, например в форме иронических шуток или саркастических замечаний по поводу определенных событий.

Таким образом, основные черты личности руководителя, которые появляются при интенсивном применении реактивного образования, - демонстративное дружелюбие, способность к объединению с себе подобными, социабельность в сочетании с мотивационной неустойчивостью и противоречивостью в оценках и взглядах. Нестабильность оценочных суждений и мнений наиболее наглядна в ситуациях внешнего конфликта, когда обладатель реактивного образования в предчувствии своего проигрыша резко меняет тактику поведения на прямо противоположную, отстаивая с эмоциональной убежденностью иную точку зрения по сравнению с той, которой придерживался ранее. Такая «резкая смена оценок и суждений, абсолютно неожиданная для партнеров, часто служит началом продуктивного разрешения конфликтной ситуации, и все расстаются, довольные друг другом и собой». [12,С.86] Это свойство неожиданной смены оценок и установок должно требовать специфических типологических свойств руководителя, прежде всего остаточной пластичности и подвижности эмоционально-когнитивных реакций. Необходимые индивидные свойства наиболее выражены у экстравертов, в связи с чем гиперкомпенсация чаще всего включается в систему психологической защиты у деловых женщин с выраженным экстравертным радикалом.

Выводы.Профессиональная деятельность делового человека сопровождается частым возникновением негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Большинство деловых людей постоянно находятся в состоянии стресса, что позволяет разделить последних на три группы: с высоким, средним и низким уровнем профессионального стресса.

Напряжение  снимается с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и механизмы психологической защиты. В деловом общении эти механизмы психологической защиты действуют постоянно. Высокий уровень профессионального стресса приводит к более высокому напряжению практически всех механизмов психологической защиты. В тоже время выделяется несколько механизмов психологической защиты, которые преимущественно реализуются людьми в процессе деловой коммуникации: сублимация, регрессия, рационализация, проекция, интеллектуализация, реактивные образования.

Наиболее часто  в деловом общении проявляется  сублимация, проекция и интеллектуализация. Большинство из них проявляется  в диалоговой или согласительной фазе делового общения, однако проекция чаще может найти проявление в контактной фазе делового общения. Различные механизмы психологической защиты по-разному влияют на развитие провоцирующих деловых ситуаций, наиболее конфликтогенной из них является проекция, в то время как рационализация, интеллектуализация и сублимация хотя и не решают проблемы, но способны существенно смягчить конфликт. Также можно обнаружить социокультурные и гендерные различия применения мехонизмов психологических защит в деловом общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам  проведенной работы можно сделать следующие выводы.

В первой главе, приведена комплексная характеристика механизмов психологической защиты личности как специфических типов операций, направленных на сохранение психических структур.

Установлено, что в психике человека возникают и развиваются механизмы, играющие важную роль в распределении информации между сознанием и подсознанием  - «защитные механизмы психики». Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта, обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия.

Информация о работе Механизмы психологической защиты