Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:19, курсовая работа
Цель исследования - изучение материнства как социокультурного феномена.
Объект исследования: материнство.
Предмет исследования: материнство как социокультурный феномен.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть современное состояние проблемы материнства в контексте социокультурных подходов.
2. Изучить развитие материнства и психологической готовности к нему.
3. Изучить особенности материнства в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИНСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОДХОДОВ…………………………………………..5
Развитие материнства………………………………………………………..5
Психологическая готовность к материнству………………………………10
ГЛАВА 2. МАТЕРИНСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ……………..14
2.1. Материнство в системе ценностей современной женщины……………...14
2.2. Интерпретация данных и выводы исследования………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30
Э.Фромм
считал, что каждый человек не зависимо
от пола стремится к развитию и
цельности. Он сформулировал принцип,
который непосредственно
Противоположная позиция принадлежит Симоне де Бовуар, слова которой «женщиной не рождаются, женщиной становятся» стали девизом феминисток всех последующих поколений. Своей личной жизнью и в своих взглядах она утверждала приоритет реализации личности над инстинктом продолжения рода. В зависимости от отношения общества к материнству, согласно взглядам Бовуар, происходит полное или частичное порабощение женщины родом. Идентификация женщины не определяется наличием у нее детей. Она подчеркивает, что активное участие женщин в общественной жизни - это не просто «хорошие» способы сублимации, а прежде всего «реализация сознательно поставленных целей». По мнению С. де Бовуар, актуальной проблемой для современной женщины является попытка осознать, какие возможности предоставляет ей мужское и женское поведение. Женщина не просто осознает себя телесно, она определяет свою значимость из принятой ею системы ценностей, которые, как правило, вырабатываются под воздействием социокультурной среды. Особенностью женщины является то, что она ищет ценности внутри мира ценностей, в зависимости от ситуации актуализирует одни и перемещает на задний план другие.
По мнению Н.В. Хамитова, исследовавшего проблему взаимоотношения мужчин и женщин, родовое начало присутствует в женщине в двух ипостасях. С одной стороны - «инстинкт продолжения рода», с другой - «род как окружающий социум с его привычками, правилами и стереотипами». Тайна женской души, согласно его взглядам, заключается в том, что «обе ипостаси рода смешиваются в душе женщины, но такое смешение есть лишь отражение единства этих начал в бытии за пределами ее души». [17]
Особенностью репродуктивной сферы женщины является то, что она направлена на реализацию не индивидных, а видовых потребностей. В результате возникает конфликт между этими двумя типами потребностей. Разрешение этого конфликта осуществляется как формирование в онтогенезе установки на материнство, которая в соответствующей жизненной ситуации преобразуется в доминанту материнства и обеспечивает осуществление репродуктивной функции.
Психологическая составляющая установки на материнство может быть охарактеризована как психологическая готовность к материнству, одним из важнейших компонентов которой является принятие на осознанном и неосознанном уровнях задачи рождения ребенка, видение в этом жизненного смысла, адекватно и динамично встроенного в общую иерархию смысло-жизненных ориентации.
Альтернатива
материнству рассматривается
Рассматривая феномен отказа матерей от своих детей, с которым в разные периоды истории сталкивались практически все страны, можно предположить, что проблема такого отношения к детям связана со снижением ценности детей в социуме, т.е. все зависит от того, насколько общество признает материнство, пытается поддержать матерей материально и морально, утверждая или отрицая высокий социальный статус, социальную роль женщины-матери.
Одна из важнейших задач, стоящих перед человеком - поиск смысла жизни, а кризисы идентичности (материнство можно рассматривать как проявление кризиса идентичности женщины) являются мощным катализатором этого поиска. Способность осмысливать свою жизнь является родовой особенностью человека. В своей деятельности женщина постоянно должна отвечать на вопрос «как?», но жизнь также ставит вопрос «ради чего?», ответ на который найти гораздо сложнее. Жизнь, лишенная смысла, начинает терять свою ценность. Потеря смысла оказывает негативное воздействие на психологическое состояние человека и способствует, по мнению В.Франкла, возникновению ноогенного невроза или невроза смысло-утраты, его результатом может стать распад социальной жизни и суицид.
То, что выбирает женщина, что делает для себя смыслом, через что ощущает себя личностью, зависит не только от ее персональных качеств, а от того, в какой ситуации она находится. Выбор часто происходит неосознанно, на уровне смутного предпочтения чего-то, склонности к чему-то, хотя не исключается и ясное осознание того, что женщина хочет.
В настоящее время условно можно выделить три основные причины, определяющие специфику отношения к материнству у женщин:
1. Стремление
к независимости,
По Э.Фромму, человек стремится преодолеть отсутствие безопасности через отождествление себя с группой (семья, нация, социальный класс и т.д.), и пока группа действует, он уверен в своей полной тождественности. Развитие социума в XXI веке привело к распаду многих значимых социальных отношений, поэтому женщина может обрести чувство тождественности, опираясь только на саму себя. Ориентация лишь исключительно на личностную идентичность является некоторым защитным механизмом, призванным обеспечить тождественность и целостность личности - женщина стремится найти основу для построения адекватной системы самоопределения через внутренние постоянные категории. Но в таком случае другой человек для нее перестает быть некоторой абсолютной ценностью. Окружающий мир воспринимается через призму личностных потребностей и желаний. Это может привести к нарушению процесса общения, т.к. кризис социальной идентичности - это кризис общения: женщина считает, что она находится во враждебной среде, нет других, с которыми бы она могла быть вместе. Женщина занята собой и поэтому часто одинока. Социальный круг для Идентификации себя с другими уменьшился до малых групп, стремящихся реализовать индивидуальные цели и задающих собственные, иногда асоциальные ценности. Женщина сужает свои перспективы до удовлетворения основных витальных потребностей, а современное общество фрустрирует (создает препятствия, барьеры, потребности высшего порядка), эгоистично по своей сути и приводит к потере смысла жизни и смысла актуализации.
2. Сложности процесса самоидентификации - в этом случае ребенок является средством обеспечения заботы о себе со стороны тех, кто занимает позицию объекта привязанности по отношению к женщине. Как у женщины образуется идея себя самой? Жак Лакан считал, что структура собственного Я построена на соотношении субъекта с образом себе подобного. Необходимо различать Идеал Я и идеальное Я. Идеал Я становится тем идеальным образом, с которым женщина отождествляет себя, с чем она стремится слиться, что убеждает ее в собственной цельности, придает возвышенные черты. К идеальному Я можно отнести все, что связано с телесностью. Идеал Я связан с позднейшей идентификацией. Какие бы изменения во внешней среде и окружении женщины не произошли, то, что приобретено ей в качестве Идеала Я, останется навсегда. Это не объект, а нечто такое, что внутри женщины ей придано. У одних женщин ориентация на внешние образцы обязательно сопровождается глубокой переработкой, связанной с индивидуальными особенностями личности, у других происходит подражание отношениям и поведению значимых для них общностей людей или отдельных представителей. Таким образом, можно предположить, что существуют две противоположные тенденции самоидентификации: стереотипно-шаблонная, продуктом которой является стремление к абсолютному соответствию женщины расхожим социальным образцам и глубоко индивидуализированная, результатом которой является идентичность, отражающая неповторимость и единственность женщины. Для женщины, которая стремится стать матерью, важно сохранение индивидуальности, внутреннее осознание себя такой, какая она есть, и актуализация своих творческих способностей.
3. Искажение полоролевык и возрастных позиций - приоритетным сообществом, принадлежность к которому ощущает ребенок в начале своего жизненного пути, является сообщество мужчины и женщины, т.е. матери и отца. Однако накопление дисгармонии в общении полов внутри семьи ведет к ее разрушению. Искажение полоролевой идентичности проявляется в том, что женщина идентифицирует себя по ролевой позиции не с матерью, а с отцом и занимает мужскую позицию как по отношению к матери, так и по отношению к членам своей семьи. При искажении возрастной идентичности женщина занимает материнскую позицию по отношению к матери и супружескую по отношению к отцу. Такая ситуация программирует женщин либо на бесплодие, либо на развитие так называемого «синдрома Диогена» - эйфорического чувства свободы, разрыва всех значимых для женщины связей, стабилизирующих ее положение и способствующих преодолению ситуации неопределенности.
Абсолютно необходимые, стабилизирующие ценности верности, постоянства оцениваются в новых условиях как «утратившие смысл», т.е. при наличии любви они неизбежны, а в отсутствии превращаются в мещанские оковы. [17]
Рассматривая
процесс формирования идентичности
современной женщины, можно сделать
выводы, что для того, чтобы, быть востребованной
в обществе, она должна действовать и как
индивид, и как личность, и не всегда векторы
этих действий совпадают. Выстраивая себя
как личность, женщина подчиняет свои
действия, с одной стороны, требованиям
времени, с другой - требованиям своего
внутреннего самовосприятия. Это возможно,
если женщина будет пониматься не константно,
а в процессе «становления» себя, как существа,
неотъемлемого от мирового культурно-исторического
процесса, и как необходимый и существенный
элемент в его структуре. [6]
Было проанкетировано 30 девушек 16-17 лет, обучающихся в ГУО «СОШ» №155.
Девушкам было предложено ответить на 13 вопросов анкеты (Приложекние)
В результате опроса были получены следующие результаты.
В опросе приняло участие 33,3% девушек из семьи с одним ребенком, 60% - из семьи с двумя детьми и 6,7% - из семьи с тремя детьми. При этом полная семья у 63,3% опрошенных, а 36,7% девушек воспитывались в семье без отца.
На вопрос о взаимоотношениях с матерью 23,3% респондентов ответили, что доверительные и дружеские, 46,7% - теплые, но отчужденные, а 30% оценили их как холодные и конфликтные.
На вопрос о методах контрацепции все 100% девушек ответили, что осведомлены о таком методе как презерватив, 30% - о внутриматочной спирали, 40% - о противозачаточных таблетках. При этом источники информации о данных методах контрацепции получили следующее количество выборов: такие как телевидение, радио, литература, газеты и журналы по 0%; учителя – 30%; 23,3% опрошенных проинформировали родители, а 46,7% - друзья.
Следующий вопрос анкеты выявил мнение девушек об идеальном возрасте для беременности. 3,3% считают идеальным возрастом для рождения ребенка 18-20 лет, 30% - 20-25 лет, 60% - 25-30 лет, а 6,7% считают, что беременность следует отложить до 30-35 лет.
Для 70% опрошенных иметь ребенка это обязательная жизненная цель, а 30% считают материнство не обязательным для современной женщины. При этом только 60% девушек считают необходимым рождение ребенка в браке.