Материнство как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение материнства как социокультурного феномена.
Объект исследования: материнство.
Предмет исследования: материнство как социокультурный феномен.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть современное состояние проблемы материнства в контексте социокультурных подходов.
2. Изучить развитие материнства и психологической готовности к нему.
3. Изучить особенности материнства в современном обществе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИНСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОДХОДОВ…………………………………………..5
Развитие материнства………………………………………………………..5
Психологическая готовность к материнству………………………………10
ГЛАВА 2. МАТЕРИНСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ……………..14
2.1. Материнство в системе ценностей современной женщины……………...14
2.2. Интерпретация данных и выводы исследования………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая исправленная.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

       На  вопрос сколько детей вы хотели бы иметь 53,3% ответил, что одного ребенка, 36,7% - двух детей, 10% - 3 детей, а больше троих детей не планирует иметь ни одна из опрошенных девушек.

       23,3% девушек предпочитают сначала  закончить учебу в ВУЗе и  сделать карьеру, а потом выходить  замуж и рожать детей, 36,7% считают,  что достаточно получить высшее образование и можно создавать семью, 40% опрошенных допускают, что в период обучения в ВУЗе они выйдут замуж, но рождение ребенка отложат и ни одна из опрошенных девушек не считает возможным выйти замуж и родить ребенка при этом обучаясь в ВУЗе.

       Причина по которой девушки хотят иметь  ребенка – это продолжение  рода (большинство выборов – 40%), 36,7% хотят реализовать себя как хорошая мать, а 23,3% считают, что ребенок необходим для того, чтобы была семья как у всех.

       Карьеру, как обязательную цель в своей жизни ставят перед собой 70% опрошенных. При этом если станет такой выбор 76,7% предпочтут ребенка, а 23,3%- карьеру.

       Анализ  результатов анкетирования показал, что девушки в с своей будущей  семье предпочитают модель семьи  родительской. Так 90% девушек из однодетной семьи хотят иметь только одного ребенка, 61% девушек из семьи с двумя детьми так же хотят в будущем иметь двоих детей.

       При сопоставлении вопросов о полной семье и обязательно ли рожать ребенка в браке можно сделать  такие же выводы. Так 94,7% девушек из полной семьи не допускаю рождение ребенка вне брака.

       Проанализировав вопросы о планировании ребенка  можно сделать вывод, что большинство  девушек в основном ориентированы  на материальное благополучие и высокий  социальный статус, но при этом не исключают рождение ребенка как свою жизненную цель.

       Вопросы, касающиеся возраста подходящего для  материнства, так же говорят о  направленности девушек на высокий  социальный статус. Получение образования  на сегодняшний день является их основной целью. 

       Современной женщине надо преодолеть немало трудностей и научиться многим вещам, чтобы  овладеть искусством быть хорошей и  мудрой матерью. В прошлом рождение детей было для женщины самой  важной задачей, выполнением ее естественного  предназначения. В современном обществе женщина стремится к независимости, самореализации, достижению поставленных целей. Хотя материнство всегда 6удет потребностью женской природы, оно не является ныне единственной целью женщины, и не только оно дает ей удовлетворение в жизни. Для современной женщины материнство во многом стало более полноценным, сознательным, но вместе с тем и 6олее трудным. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Важность  материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура  и путь развития, множественность  культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

       Трансформация сущности материнства и снижение его роли в обществе, в современной культуре свидетельствуют об утрате им статуса универсальной ценности. Для его восстановления требуется возвращение к истокам, чтобы, пройдя снова весь путь теоретического философского осмысления материнства, обрести понимание причин изменения его статуса и выявить его истинное положение и значение в культуре. [15]

       Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят  в удовлетворении всех физиологических  потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности.

       В современных исследованиях материнство  как психосоциальный феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.

       Многолетние наблюдения позволяют придти к выводу: чем больше молодая женщина чувствует  и сознает себя женщиной, чем больше видит свою роль не только в профессиональной сфере, а прежде всего в семейной жизни, тем легче она усваивает роль матери, тем лучше с ней справляется.

       Для самосознания современной женщины  характерны две тенденции. Одна тенденция  заключается в том, что женщина  становится активным субъектом на поприще социальной деятельности, самосовершенствуется, реализует себя в работе и карьере. Другая состоит в том, что для женщины в нестабильном социуме возрастает значимость семьи, где реализуется потребность ее членов в любви и безопасности, а ребенок выступает как гарант возможной реализации полноценного бытия.

       Главное богатство любой общественной системы - человеческий потенциал, в конечном счете, определяющий могущество страны и развитость общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  ПРИЛОЖЕНИЕ 

Анкета 

  1. Сколько детей было в семье Ваших родителей?

А) один

Б) двое

В) трое

Г) другое_________________

  1. Полная ли у вас семья?

А) да

Б) нет

  1. Ваши взаимоотношения с матерью:

А) доверительные  и дружеские

Б) теплые, но отчужденные

В) холодные и  конфликтные

4. О каких  методах контрацепции Вы осведомлены:

А) презервативы

Б) внутриматочная спираль

В) противозачаточные  таблетки

Г) другое_____________________

5. Источники  информации о методах контрацепции:

А) телевидение

Б) радио

В) литература

Г) газеты, журналы

Д) учителя

Е) родители

Ж) одственники

З) друзья

И) другое____________________

6. Какой возраст  вы считаете идеальным для  беременности:

А) 16-18 лет

Б) 18-20 лет

В) 20-25 лет

Г) 25-30 лет

Д) 30-35 лет 

  1. Считаете ли вы, что для женщины иметь ребенка обязательная жизненная цель?

А) да

Б) нет

  1. Считаете ли вы, что женщина рожать ребенка должна обязательно в браке?

А) да

Б) нет

  1. Сколько детей вы хотели бы иметь?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) больше 3

  1. Какой из перечисленных вариантов в максимальной степени подходит для Вас?

А) сначала  закончить учебу в ВУЗе и сделать карьеру, а потом выходить замуж и рожать детей

Б) сначала  закончить учебу в ВУЗе, а потом  выходить замуж и рожать детей

В) обучаясь в ВУЗе можно выйти замуж, но рождение ребенка лучше отложить

Г) обучаясь в ВУЗе можно выйти замуж, родить ребенка и получить диплом

Д) другое_______________________________________________________

11. Причина по  которой вы хотели бы иметь  ребенка:

А) чтобы была семья как у всех

Б) продолжение  рода

В) реализовать  себя как хорошая мать

  1. Считаете ли вы, что карьера является обязательной целью в жизни женщины?

    А) да

    Б) нет

  1. Если перед вами станет выбор, что вы предпочтете:

    А) карьеру

    Б) ребенка 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Авдеева, Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери / Н.Н. Авдеева // Психол. наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 82-92.
  2. Ариес, Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Филипп Ариес. – Екатеринбург: издательство Уральского университета. – 1999. – 416 с.
  3. Баженова, О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.В. Баженова [и др.] // Синапс. - 1993. - №4. - С. 35-42.
  4. Батуев, А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А.С. Батуев // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общ-ва. - 1996. - Т.2. Вып. 4. - С. 69-70.
  5. Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований / В.Г. Гречихин. - М.: Изд-во МГУ, 1988. – 232 с.
  6. Исупова, О.Г. Социальный смысл материнства в современной России / О.Г. Исупова // Социс. - 2000. - №11. – С. 98-107.
  7. Ллойд де Моз. Психоистория / Ллойд де Моз. – М.: Феникс, 2000. – 512 с.
  8. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии.-2002.-№5. - С.18-27.
  9. Новикова, С.С. Методика составления социологической анкеты / С.С. Новикова. - М.: МПА, 1993. - 58 с.
  10. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
  11. Рамих, В.А. Материнство как социокультурный феномен: автореферат диссертации… доктора филос. наук: 24.00.01 / В.А. Рамих; Ростовский гос. Университет. Ростов н/Д, 1995. – 32 с.
  12. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 239 с.
  13. Хамитов, Н.В. Философия и психология пола / Н.В. Хамитов. – М.: институт общегуманитарных исследований, 2000. - 73 с.
  14. Хорни, К. Женская психология (Перевод с английского) / К. Хорни. СПб: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1993. – 138 с.
  15. Шамарина, Е.В. Культурный смысл материнства в заподноевропейской и отечественной философской мысли: автореферат диссертации… кандидата философских наук: 24.00.01/ Е.В. Шамарина; Алтайский гос. универс. – Барнаул, 2008. – 25 с.
  16. Ядов, В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А. Ядов. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. - 239 c.
  17. Яныкина, А.Н. Материнство как кризис идентичности современной женщины / А.Н. Яныкина // Альтернативная медицина. - 2006. - №2. - С. 15-18.

Информация о работе Материнство как социокультурный феномен