Материнство как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение материнства как социокультурного феномена.
Объект исследования: материнство.
Предмет исследования: материнство как социокультурный феномен.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть современное состояние проблемы материнства в контексте социокультурных подходов.
2. Изучить развитие материнства и психологической готовности к нему.
3. Изучить особенности материнства в современном обществе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИНСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОДХОДОВ…………………………………………..5
Развитие материнства………………………………………………………..5
Психологическая готовность к материнству………………………………10
ГЛАВА 2. МАТЕРИНСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ……………..14
2.1. Материнство в системе ценностей современной женщины……………...14
2.2. Интерпретация данных и выводы исследования………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая исправленная.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИНСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОДХОДОВ…………………………………………..5

    1. Развитие материнства………………………………………………………..5
    2. Психологическая готовность к материнству………………………………10

ГЛАВА 2. МАТЕРИНСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ……………..14

2.1. Материнство в системе ценностей современной женщины……………...14

2.2. Интерпретация данных и выводы исследования………………………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных ценностей человека. Тема материнства в последнее  время является объектом пристального внимания и изучения многих наук: психологии, социологии, истории, этнографии, культурологии, философии. Волна повышенного интереса во многом объясняется размыванием традиционного восприятия женщины, ее преднозначения и места в культуре. [15]

       Материнство одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, увеличением числа сиротеющих детей при живых родителей, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье и женщине. Возрастание теоретического интереса к феномену материнства определяется еще и тем, что утрачена смысловая глубина в понимании и понятии материнства как ценности. Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных исследований, свидетельствуют об искаженном формировании материнской сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном, детском отношении к беременности у девушек-подростков ожидающих ребенка.

       Материнство - биологическое и социальное отношение матери к ребенку (детям). Биологическое отношение определяется происхождением ребенка от матери (кровным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции. Материнство, будучи составной частью социального института родительства, влияет на функционирование семьи как малой социально-психологической группы. Материнство - одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена биологически, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на его содержание и проявление у каждой конкретной женщины. [12]

      Изучение  сексуального и репродуктивного поведения проводилось большей частью в контексте демографических процессов и изменений, а также социологии медицины. Типы и мотивации репродуктивного поведения анализировались прежде всего с позиций критического анализа государственной демографической политики в стране, уровня и направлений развития социальной политики и здравоохранения, исторически сложившихся социально-культурных стереотипов полового поведения.

      Серьезная попытка исследования понятия репродуктивное поведение была предпринята В.А.Борисовым, определившим его как систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности, в браке или вне брака.

       Поскольку важнейший результат репродуктивного  поведения дети, то потребность, удовлетворяемую  репродуктивным поведением, можно назвать потребностью в детях. Одно из первых определений потребности в детях дано А.И. Антоновым. По его мнению, потребность в детях является социально-психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что без их наличия индивид испытывает затруднения как личность.

       С.И. Голод и А.А. Клецин исследовали  репродуктивное поведение женщин и  мужчин в контексте состояния  и перспектив развития семьи; причем, изменения репродуктивного поведения  были истолкованы посредством смены  исторических типов семьи .

       Многие  ученые, среди которых Рамих В.А., Филиппова Г.Г., Иорданский В.Б., считают, что человеческая культура в своих  глубинных основаниях является матриархальной. В своих исследованиях В.А. Рамих  подчеркивает, что материнство отражает накопленный народом опыт, выстраданные им ценности, нормы и ориентиры. [11]

       Цель  исследования - изучение материнства как социокультурного феномена.

       Объект исследования: материнство.

       Предмет исследования: материнство как социокультурный феномен.

       Задачи исследования:

       1.Рассмотреть современное состояние проблемы материнства в контексте социокультурных подходов.

       2. Изучить развитие материнства и психологической готовности к нему.

       3. Изучить особенности материнства в современном обществе.

       Методы  исследования: использовался метод анализа теоретической литературы

       Исследование  проводилось на базе ГУО СОШ №155. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ МАТЕРИНСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ  ПОДХОДОВ

1.1. Развитие материнства 

       Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.

       Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью.

       Исключительность  материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.

       На  субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских функций достигается за счет наличия у нее соответствующих потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом, носителем специфических этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потребность не единственная, но может рассматриваться как системообразующая для материнской сферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте младенчества три компонента: физический (внешний вид, запах, звуки и т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную результативность (результаты жизнедеятельности, результаты двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной реакции и различных ресурсных затрат матери. [12]

       На  основе исследований разных наук, профессором  Г.Г. Филипповой были выделены шесть этапов становления материнской потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.

       Этап  взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе.

       У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).

       Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.

       Специфическим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.

       Этап  нянчания.

       На  этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве», формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта  потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет  до начала полового созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.

       Этап  дифференциации мотивационных  основ половой  и родительской (в  данном случае –  материнской) сферы  поведения.

       В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа», субъективные состояния матери при акте сосания и т.п.). Этот этап онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового и материнского поведения.

       Этап  конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.

       Этот  этап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества.

       Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.

       Послеродовый  этап.

       Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит продление его потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери. [12]

       Е.В. Шамариной осуществлено философское исследование материнства как феномена культуры, выявлены различные культурные смыслы материнства в западноевропейской и русской культурно-философской мысли.

       В философско-культурной мысли античности материнство рассматривалось в  аспекте гражданского долга и  понималось как обязанность перед  государством (преимущественно в  социально-политическом аспекте), что совершенно естественно для «мужского взгляда на мир», характерного для античной философии.

       Европейская средневековая философия представляет материнство преимущественно в  религиозно-нравственном аспекте как  завет Божий людям. Мать рассматривается  как исполнительница Божьей воли, как транслятор духовных и нравственных ценностей, как посредник между Богом и младенцем.

       В период Возрождения и Нового времени  во многом восстанавливается античный взгляд на материнство как выполнение высокого долга перед Отечеством. В эпоху Возрождения проблема материнства приобретает двойственность: с одной стороны, подчеркивается чувственная природа женщины, как объекта красоты и вожделения, а с другой стороны – духовная красота и святость Мадонны. Эпоха Просвещения концентрирует свое внимание на нравственно-духовной составляющей материнства, на проблеме воспитания добродетельного

Информация о работе Материнство как социокультурный феномен