Лидерство как социально-психологический процесс в малой группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить феномен лидерства в малой группе
Задачи:
1. Раскрыть сущность теоретического понятия «лидерство».
2. Выявить особенности лидерства и руководства в малых группах.
3. Осуществить диагностику лидерских способностей учащихся

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы лидерства в малых группах……………………………………………………………….…....3
1.1 Сущность теоретического понятия «лидерство»…………...3
1.2 Социально-психологические особенности лидерства и руководства в малых группах учащихся…………….………………………8
Глава 2. Диагностика лидерских способностей в малой группе студентов…………………………………………………………………………13
2.1. Организация и методы исследования.................................................13
2.2.Результаты исследования……………………………………………21
Заключение………………………………………..……………………...27
Список используемой литературы…………………………………....28

Файлы: 1 файл

куровая лидерство(правильнаяя).docx

— 76.62 Кб (Скачать)
  1. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
    1. да;
    2. нет.
  1. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
    1. да;
    2. нет.
  1. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
    1. самый компетентный человек;
    2. тот, у кого самый сильный характер.
  1. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
    1. да;
    2. нет.
  1. Уважаете ли Вы дисциплину?
    1. да;
    2. нет.
  1. Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее?
    1. тот, который все решает сам;
    2. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
  1. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы учитесь или работаете командой?
    1. коллегиальный;
    2. авторитарный.
  1. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
    1. да;
    2. нет.
  1. Какой из следующих портретов больше напоминает Вас?
    1. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
    2. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
  1. Как Вы поведете себя на собрании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
    1. промолчите;
    2. будете отстаивать свое мнение.
  1. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
    1. да;
    2. нет.
  1. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
    1. да;
    2. нет.
  1. Что бы Вы предпочли?
    1. работать под руководством хорошего человека;
    2. работать самостоятельно, без руководителей.
  1. Как Вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
    1. согласен;
    2. не согласен.
  1. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
    1. да;
    2. нет.
  1. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
    1. да;
    2. нет.
  1. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
    1. опускаете руки;
    2. появляется сильное желание их преодолеть.
  1. Упрекаете ли Вы людей людям, если они этого заслуживают?
    1. да;
    2. нет.
  1. Считаете ли Вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
    1. да;
    2. нет.
  1. Как Вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
    1. введу нужные изменения немедленно;
    2. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
  1. Сумете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
    1. да;
    2. нет.
  1. Согласны ли Вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
    1. да;
    2. нет.
  1. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
    1. да;
    2. нет.
  1. Кем бы Вы предпочли стать?
    1. художником, поэтом, композитором, ученым;
    2. выдающимся руководителем, политическим деятелем.
  1. Какую музыку Вам приятнее слушать?
    1. могучую и торжественную;
    2. тихую и лирическую.
  1. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
    1. да;
    2. нет.
  1. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
    1. да;
    2. нет.

 

Ключ к тесту

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Интерпретация результатов теста:

- Если сумма баллов  оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

- Если сумма баллов  в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

- Если сумма баллов  оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

- Если сумма баллов  более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

 

 

 

2.2. Результаты  исследования

 

Мы провели исследование на выявления у студентов качеств лидера, по результатам было выявлено, что у половины опрашиваемых качества лидера выражены средне; у 40% качества лидера выражены слабо, и один человек склонен к диктату. Однако сильно выраженных качеств лидера не у кого не оказалось, что говорит о том, что не многие могут встать на место лидера.

Так же, 70% опрашиваемых ответили, что испытывают волнение, ожидая встречи с важным человеком, что противоречит лидеру.

Мнения опрашиваемых пополам разделилось при вопросе про решительность, т.е 50% считают себя решительным человеком, а 50% считают себя не решительными.

Приведём некоторые ответы в виде диаграмм (рис.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.), а так же занесём всё ответы опрашиваемых в таблицу ответов (таблица 1.)

 

 
рис.1.

Рис.2.

 

 

Рис.3.

 

 

Рис.4.

 

 

Рис.5

 

 

 

Рис.6.

 

Рис.7.

 

 

 

 

Рис.8.

 

Таблица ответов:

 

Павел С.

Кристина Л.

Саша К.

Катя С.

Алена Р.

Наташа О.

Настя С.

Виталий С.

Таня Р.

Дима Б.

1

b

b

a

a

a

a

b

a

b

a

2

b

a

b

b

b

b

b

a

b

a

3

a

a

b

b

a

b

b

b

b

b

4

b

a

a

a

a

b

b

a

a

a

5

b

a

a

a

a

a

a

a

a

a

6

b

a

b

a

a

a

b

a

b

b

7

a

b

a

a

b

a

b

b

b

a

8

b

a

b

b

b

b

b

b

b

b

9

a

a

b

a

a

a

b

b

a

b

10

b

a

a

a

b

a

b

a

a

a

11

b

b

a

a

a

b

b

b

b

a

12

b

a

b

a

a

b

b

b

b

a

13

b

a

b

a

a

a

a

a

a

b

14

b

b

b

a

b

a

b

b

b

b

15

b

b

a

a

a

a

a

b

b

a

16

b

b

b

b

b

b

a

b

b

b

17

a

b

b

a

a

a

a

b

a

a

18

b

b

b

b

a

a

b

b

b

b

19

b

a

a

b

b

b

b

b

b

b

20

b

b

b

a

b

b

a

a

a

a

21

b

b

a

a

a

a

b

a

b

a

22

a

a

a

a

a

a

a

a

a

a

23

b

b

a

a

b

a

b

a

b

a

24

b

b

a

b

b

b

b

b

a

a

25

b

a

b

b

b

a

a

b

b

b

26

a

a

b

a

b

b

a

b

b

a

27

b

a

a

a

a

a

a

a

b

b

28

a

a

a

a

a

a

a

a

a

a

29

b

b

b

b

b

b

b

b

b

b

30

a

a

a

a

a

a

b

a

a

b

31

b

a

b

b

b

b

b

b

b

a

32

b

b

b

a

a

b

b

b

a

b

33

a

b

b

b

b

b

a

b

b

a

34

a

a

a

b

b

b

b

a

b

a

35

b

a

a

a

a

a

b

a

a

b

36

b

a

b

b

b

b

b

b

a

b

37

b

b

b

b

b

b

b

b

b

b

38

a

a

a

b

a

a

a

a

b

b

39

b

a

a

a

a

a

a

b

a

a

40

b

b

b

b

b

b

b

b

b

b

41

b

b

a

b

a

b

b

a

a

a

42

a

a

a

a

b

b

a

a

a

a

43

b

b

b

b

a

b

b

b

b

b

44

b

a

a

a

a

a

a

a

a

a

45

a

b

b

b

b

b

b

a

b

b

46

b

a

a

a

a

a

b

a

b

a

47

a

a

b

a

b

a

a

b

b

a

48

a

b

a

b

a

b

b

a

a

b

49

b

a

b

a

a

a

a

a

a

b

50

b

b

b

b

a

a

b

a

a

b


Таблица 1.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что половина опрашиваемых могут быть лидером в группе, а у другой половины недостаточно развиты качества лидера, им необходимо дать рекомендации по развитию этих качеств, так как они очень важны в жизни.

 

 

 

 

Заключение

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что цель, поставленная при написании курсовой работы достигнута. В ходе рассмотрения вопроса дана характеристика лидерства как социально психологического процесса в малой группе, рассмотрены основные направления изучения лидерства как процесса.

        1)Важность развития лидерских качеств очень актуальна. Проблема лидерства – это традиционная проблема социально-психологической науки. Лидер – это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам: руководитель - подчиненные или лидер – последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие.

2)По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени.

3) Было проведено исследование, подведены результаты, и сделаны выводы.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Барыкин, Б.Д. Социальная психология: история и современность / Б.Д. Барыкин. – СпБ, 2010.
  2. Герасименков, А.Г.Педагогическая психология / А.Г. Герасименков. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Данилова, Ю.В. Социальная психология: Уч.пособие/Ю.В. Данилов, Е.Г. Шмакова. -М.: Омега, 2009.
  4. Жеребова, Н.С. Лидерство в малых социальных группах / Н.С. Жеребова.- М .: Просвещение, 1968.
  5. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. - М.: Гардарика, 2009.
  6. Морозов, А.В Социальная психология: Уч.пособие / А.В. Морозов.– М.:Академический проспект, 2008.
  7. Мещариков, Б.Г. Психология: тематический словарь/ Б.Г. Мещариков.-СпБ.: Прайм-Еврознак, 2007.
  8. Моктанцев, Р.И. Социальная психология: Уч.пособие / Р.И. Моктанцев, А.В. Моктанцев. – М.: Инфарна, 2001.
  9. Ольшанский, В.Б. Психология - практикам: учителям, родителям и руководителям / В.Б. Ольшанский. - М.: ТРИВОЛА, 1996.
  10. Полянский, М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах (социально-психологическое исследование) / М.С. Полянский. - М.,1991.
  11. Проблемы развития личности и коллектива. - Ростов-на-Дону, 1986.
  12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие / Е.И. Рогов. -М.: ВЛАДОС, 1998.
  13. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий- М.:  Проспект, 2011.
  14. Филиппов, А.В. Производительная социология, психология и педагогика / А.В. Филиппов. – М., 1998.

Информация о работе Лидерство как социально-психологический процесс в малой группе