Лидерство как социально-психологический процесс в малой группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить феномен лидерства в малой группе
Задачи:
1. Раскрыть сущность теоретического понятия «лидерство».
2. Выявить особенности лидерства и руководства в малых группах.
3. Осуществить диагностику лидерских способностей учащихся

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы лидерства в малых группах……………………………………………………………….…....3
1.1 Сущность теоретического понятия «лидерство»…………...3
1.2 Социально-психологические особенности лидерства и руководства в малых группах учащихся…………….………………………8
Глава 2. Диагностика лидерских способностей в малой группе студентов…………………………………………………………………………13
2.1. Организация и методы исследования.................................................13
2.2.Результаты исследования……………………………………………21
Заключение………………………………………..……………………...27
Список используемой литературы…………………………………....28

Файлы: 1 файл

куровая лидерство(правильнаяя).docx

— 76.62 Кб (Скачать)

Все малые группы могут быть разделены на два типа – формальные и неформальные, но развиваются и действуют они относительно общих законов.

Любая формальная группа – это институционально устанавливаемая группа людей, объединенных для достижения какой – либо цели.  Выступая как объект выполнения задач от более широкой социальной общности, малая группа в первую очередь будет строить свою деятельность исходя из того, какие интересы обширной социальной она представляет. Для руководства и контроля выполнения действий группы по выражению интересов более крупной социальной общности от нее назначается руководитель–формальный лидер, который в полном объеме должен обеспечивать возложенные на него задачи. Данное положение свидетельствует о том, что лидерство в малой группе может развиваться по вертикали – то есть формально и на основе закрепленных норм и правил.  Таким образом, формально назначенный лидер будет заниматься лишь вопросами руководства деятельности группы, выступая в лице руководителя он может иметь больше санкций, иметь более широкую сферу деятельности, а процесс принятия им решения будет гораздо сложнее, так как от правильности его будет зависеть благополучие и дальнейшая деятельность группы.[5]

На основе вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что понятие лидерства в малой группе относится к характеристике психологических отношений.

Затрагивая вопросы руководства, необходимо отметить, что понятие руководитель соответствует понятие “Organizationalleadership” – организационный лидер или, говоря более простым языком - формальный лидер. [1] Так в различных трудах отечественных ученых, занимавшихся проблемами лидерства, для обозначения неформального лидерства чаще всего используется понятие лидерство, а для обозначения формального лидерства используется термин руководство.

Специфика различия между формальным и неформальным лидерством и их влияния на деятельность группы определяется следующими основными положениями:

-лидер в своей основе  призван осуществлять регуляцию  межличностных отношений,  в то  время как руководитель осуществляет  регуляцию официальных отношений  группы как некоторой социальной  организации;

-лидерство можно констатировать  в условьях микросреды (каковой  является группа); руководство –  это элемент макросреды, то есть  оно связано со всей системой  общественных отношений;

-лидерство возникает  стихийно; руководитель всякой реальной  группы либо назначается, либо  избирается, но так или иначе  этот процесс не является стихийным, а напротив – целенаправленным, осуществляемым под контролем  различных элементов социальной  структуры;

-явление лидерства менее  стабильно, выдвижение лидера в  большей мере зависит от настроения  группы, в то время как руководство  – явление более стабильное;

-руководство подчиненными, в отличии от лидерства, обладает  гораздо большей системой различных  санкций, которых в руках у  лидера нет;

-процесс принятия решения  руководителем гораздо более  сложен и опосредован множеством  различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в  данной группе, в то время как  лидер принимает более непосредственные  решения, касающиеся групповой деятельности;

-сфера деятельности лидера  – это в основном малая группа, где он является лидером; сфера  деятельности руководителя шире, поскольку он представляет группу  в более широкой социальной  системе.

На основе представленных положений можно сказать, что лидерство преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство – это социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения разделения ролей управления и подчинения, что четко прослеживается в формальной структуре межличностных отношений пограничного отделения пограничного отделения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, то есть ставят себя в позицию ведомых по отношению к лидеру. Руководитель в такой ситуации выступает как личность, поставленная ведущим группы и наделенная для этого системой принудительных полномочий, официально – правового и властного характера. В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу. [1]

Рассматривая процесс лидерства как социально-психологический процесс в группе, мы можем сделать вывод о том, что лидер и руководитель призваны управлять группой, стимулировать ее, подталкивать к принятию определенных решений, заботиться  о средствах достижения общей цели. Выше было сказано, что лидерство в отличии от руководства имеет меньше способов и путей воздействия на деятельность коллектива в целом, но как показывает опыт управления коллективом, в различных ситуациях жизненного опыта и умения для эффективного решения задач, которое подразумевает возникновение как и ситуативного, так и постоянно действующего лидера. Лидером становится именно тот человек, который берет на себя ответственность за принятие решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика лидерских способностей в малой группе студентов

 

2.1. Организация и методы исследования

 

Контингент: были опрошены 10 студентов в возрасте 17-19 лет.

Метод опроса: анкетирование.

Цель: выявить качества лидерства в малой группе студентов.

Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е.Крушельницкий)

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал

  1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
    1. да;
    1. нет.
  1. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас одноклассников занимают более высокое положение в вашем классе, чем Вы?
  1. да;
  2. нет.
  1. Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
  1. да;
  2. нет.
  1. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть лидером среди сверстников?
  1. да;
  2. нет.
  1. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-либо?
  1. да;
  2. нет.
  1. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
  1. да;
  2. нет.
  1. Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
  1. да;
  2. нет.
  1. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить Вашу учебную, познавательную активность?
  1. да;
  2. нет.
  1. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
  1. да;
  2. нет.
  1. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
  1. да;
  2. нет.
  1. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
  1. да;
  2. нет.
  1. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
  1. да;
  2. нет.
  1. Считаете ли Вы себя мечтателем?
  1. да;
  2. нет.
  1. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
    1. да;
    2. нет.
  1. Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд?
    1. да;
    2. нет.
  1. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
    1. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
    2. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
  1. Какое из двух мнений Вам ближе?
    1. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
    2. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
  1. С кем Вы предпочитаете работать в группе, классе?
    1. с покорными людьми;
    2. с независимыми и самостоятельными людьми.
  1. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
    1. да;
    2. нет.
  1. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью вашего отца?
    1. да;
    2. нет.
  1. Умеете ли Вы в дискуссии на какую-либо учебную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
    1. да;
    2. нет.
  1. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
    1. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
    2. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
  1. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
    1. да;
    2. нет.

Информация о работе Лидерство как социально-психологический процесс в малой группе