Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:26, курсовая работа
Цель работы – изучить феномен лидерства в малой группе
Задачи:
1. Раскрыть сущность теоретического понятия «лидерство».
2. Выявить особенности лидерства и руководства в малых группах.
3. Осуществить диагностику лидерских способностей учащихся
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы лидерства в малых группах……………………………………………………………….…....3
1.1 Сущность теоретического понятия «лидерство»…………...3
1.2 Социально-психологические особенности лидерства и руководства в малых группах учащихся…………….………………………8
Глава 2. Диагностика лидерских способностей в малой группе студентов…………………………………………………………………………13
2.1. Организация и методы исследования.................................................13
2.2.Результаты исследования……………………………………………21
Заключение………………………………………..……………………...27
Список используемой литературы…………………………………....28
Все малые группы могут быть разделены на два типа – формальные и неформальные, но развиваются и действуют они относительно общих законов.
Любая формальная группа – это институционально устанавливаемая группа людей, объединенных для достижения какой – либо цели. Выступая как объект выполнения задач от более широкой социальной общности, малая группа в первую очередь будет строить свою деятельность исходя из того, какие интересы обширной социальной она представляет. Для руководства и контроля выполнения действий группы по выражению интересов более крупной социальной общности от нее назначается руководитель–формальный лидер, который в полном объеме должен обеспечивать возложенные на него задачи. Данное положение свидетельствует о том, что лидерство в малой группе может развиваться по вертикали – то есть формально и на основе закрепленных норм и правил. Таким образом, формально назначенный лидер будет заниматься лишь вопросами руководства деятельности группы, выступая в лице руководителя он может иметь больше санкций, иметь более широкую сферу деятельности, а процесс принятия им решения будет гораздо сложнее, так как от правильности его будет зависеть благополучие и дальнейшая деятельность группы.[5]
На основе вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что понятие лидерства в малой группе относится к характеристике психологических отношений.
Затрагивая вопросы руководства, необходимо отметить, что понятие руководитель соответствует понятие “Organizationalleadership” – организационный лидер или, говоря более простым языком - формальный лидер. [1] Так в различных трудах отечественных ученых, занимавшихся проблемами лидерства, для обозначения неформального лидерства чаще всего используется понятие лидерство, а для обозначения формального лидерства используется термин руководство.
Специфика различия между формальным и неформальным лидерством и их влияния на деятельность группы определяется следующими основными положениями:
-лидер в своей основе
призван осуществлять
-лидерство можно
-лидерство возникает
стихийно; руководитель всякой реальной
группы либо назначается, либо
избирается, но так или иначе
этот процесс не является
-явление лидерства менее
стабильно, выдвижение лидера в
большей мере зависит от
-руководство подчиненными,
в отличии от лидерства, обладает
гораздо большей системой
-процесс принятия решения
руководителем гораздо более
сложен и опосредован
-сфера деятельности лидера
– это в основном малая группа,
где он является лидером; сфера
деятельности руководителя
На основе представленных положений можно сказать, что лидерство преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство – это социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения разделения ролей управления и подчинения, что четко прослеживается в формальной структуре межличностных отношений пограничного отделения пограничного отделения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, то есть ставят себя в позицию ведомых по отношению к лидеру. Руководитель в такой ситуации выступает как личность, поставленная ведущим группы и наделенная для этого системой принудительных полномочий, официально – правового и властного характера. В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу. [1]
Рассматривая процесс лидерства как социально-психологический процесс в группе, мы можем сделать вывод о том, что лидер и руководитель призваны управлять группой, стимулировать ее, подталкивать к принятию определенных решений, заботиться о средствах достижения общей цели. Выше было сказано, что лидерство в отличии от руководства имеет меньше способов и путей воздействия на деятельность коллектива в целом, но как показывает опыт управления коллективом, в различных ситуациях жизненного опыта и умения для эффективного решения задач, которое подразумевает возникновение как и ситуативного, так и постоянно действующего лидера. Лидером становится именно тот человек, который берет на себя ответственность за принятие решения.
Глава 2. Диагностика лидерских способностей в малой группе студентов
2.1. Организация и методы исследования
Контингент: были опрошены 10 студентов в возрасте 17-19 лет.
Метод опроса: анкетирование.
Цель: выявить качества лидерства в малой группе студентов.
Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е.Крушельницкий)
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.
Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тестовый материал
Информация о работе Лидерство как социально-психологический процесс в малой группе