Лидерство как социально-психологический процесс в малой группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить феномен лидерства в малой группе
Задачи:
1. Раскрыть сущность теоретического понятия «лидерство».
2. Выявить особенности лидерства и руководства в малых группах.
3. Осуществить диагностику лидерских способностей учащихся

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы лидерства в малых группах……………………………………………………………….…....3
1.1 Сущность теоретического понятия «лидерство»…………...3
1.2 Социально-психологические особенности лидерства и руководства в малых группах учащихся…………….………………………8
Глава 2. Диагностика лидерских способностей в малой группе студентов…………………………………………………………………………13
2.1. Организация и методы исследования.................................................13
2.2.Результаты исследования……………………………………………21
Заключение………………………………………..……………………...27
Список используемой литературы…………………………………....28

Файлы: 1 файл

куровая лидерство(правильнаяя).docx

— 76.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра практической психологии.

«Лидерство как социально-психологический процесс в малой группе»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности 050706 «педагогика и психология»

 

 

           Выполнила студентка 2 курса 2 группы

очной формы обучения

психолого-педагогического факультета

Стрединина Екатерина Игоревна

_________ «___» __________2012г.

 

Научный руководитель: кандидат

педагогических наук, ассистент кафедры

практической психологии

Самусева Галина Викторовна

_________ «___» __________2012г.

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………2

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы лидерства в малых группах……………………………………………………………….…....3

    1. Сущность теоретического понятия «лидерство»…………...3
    2. Социально-психологические особенности лидерства и руководства в малых группах учащихся…………….………………………8

 

Глава 2. Диагностика лидерских способностей в малой группе студентов…………………………………………………………………………13

2.1. Организация и методы исследования.................................................13

2.2.Результаты исследования……………………………………………21

 

Заключение………………………………………..……………………...27

Список используемой литературы…………………………………....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта, деятельности различных силовых структур. По разным определениям лидерство – это способ влияния и управления. Для многих лидер – это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающийся к цели. Многообразие проявления лидерства обуславливается различным его пониманием, как со стороны применения данного понятия к отдельно взятому человеку в процессе какой-либо деятельности, так и к социально-психологическому явлению, протекающему в группе.

В современной психологии существует множество концепций лидерства, но из всех их можно выделить три основные: теория черт, которая  исходит из того, что лидерами люди рождаются; теория лидерства как функции группы,  исходящая из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития; и так же теория лидерства как функции ситуации, т.е. лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.

В российской социально-психологической литературе определены различия в содержании понятий “лидер” и «руководитель». Наиболее полно этот вопрос освещен Б. Д. Парыгиным, который в своей книге “Основысоциально-психологической  теории” раскрывает данные понятия.

Объектом курсовой работы будет являться: лидерство.

Предметом курсовой работы будет являться: лидерство в малой группе.

Цель работы – изучить феномен лидерства в малой группе

Задачи:

  1. Раскрыть сущность теоретического понятия «лидерство».
  2. Выявить особенности лидерства и руководства в малых группах.
  3. Осуществить диагностику лидерских способностей учащихся

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы лидерства в малых группах

 

    1. Сущность теоретического понятия «лидерство»

 

Лидерство – это  понятие, имеющее множество значений и использующееся для описания широкого круга явлений, связанных с процессами власти и влияния в различных социальных коллективах, таких, как группы, организации, сообщества или нации. [7] Заимствование термина лидерство из повседневного языка и его определение исследователями в каждом конкретном случае в соответствие с интересами исследования привело к тому, что невозможно и, как считает ряд исследователей, нежелательно дать единое определение данного термина. Отмечается, что существует столько же определений лидерства, сколько тех, кто пытался его определить: только за последние 50 лет было предложено более 65 систем классификации данного понятия.

По-прежнему остаются открытыми вопросы о том, является ли  лидерство характеристикой индивида или социальной ролью; стоит ли включать в понятие лидерство процессы влияния, связанные с принуждением; сходны или различны между собой понятия лидерства и руководства. Однако, несмотря на противоречия, можно заключить, что для большинства теоретиков процесс лидерства является феноменом, описывающим процессы влияния в группах или организациях, направленное на координацию групповых действий и отношений в ходе достижения групповой цели. [5]

Мы будем исходить из того положения, что «лидерство – есть характеристика психологических отношений, возникающих в малой группе по «вертикали», т.е. с точки зрения отношения доминирования и подчинения». [1]

Загадка явления лидерства, успешного воздействия одного человека на других в направлении к заданной цели занимает человечество с незапамятных времен. Поиск ответов на вопросы сопутствующих этому процессу, посвятили свои труды многие философы, социологи, психологи. Пытаясь ответить на подобные вопросы, исследователи высказывали те или иные предположения, формулируя различные теории лидерства. [2]

К наиболее попыткам построения теории лидерства относятся поиски специфических черт личности, присущих лидерам. При этом считалось, что человек, проявляющийся как лидер вследствие своих исключительных физических или психологических характеристик, дающих ему определенное превосходство над другими. Сторонники данного подхода основываются на предпосылке, что некоторые люди рождаются лидерами, в то время как другие, где бы они не оказались, никогда не смогут добиться успеха.

Истоки таких теорий можно найти еще в трудах философов Древней Греции и Рима, которые рассматривали исторический ход событий как результат действия выдающихся людей, призванных в силу своих природных качеств руководить массами.

В начале XX столетия, психологи, находившееся на позициях бихевиоризма, стали склоняться к мысли о том, что черты лидера нельзя считать всецело врожденными и поэтому некоторые из них можно приобрести по средствам обучения и опыта. Начинают проводиться многочисленные эмпирические исследования с целью выявления универсальных черт, которые должны быть свойственны лидерам. Анализу подвергались как психологические черты лидера (интеллект, воля, уверенность в себе и т.д.), так и конституциональные (рост, вес, телосложение), что привело к возникновению так называемой «теории черт» лидера. [9]

Обзоры данных работ показали широкое разнообразие «черт лидера», обнаруженные разными авторами,  лишь 5% этих черт оказались общими для всех. Как отмечает в своей работе профессор Ч.Хэндли, чаще всего выделяются следующие черты:

-интеллект (должен быть  выше среднего, но не на уровне  гениальности, особенно важна способность  к решению сложных и абстрактных  проблем);

-инициатива (самостоятельность  и находчивость, способность осознавать  потребность в действии);

-уверенность в себе (имеются  ввиду достаточно высокие самооценки  компетентности и уровня притязаний). [2]

В других работах западных авторов предлагаются иные перечни важнейших черт лидеров. Хотя в данных перечислениях обнаруживаются частичные совпадения, но среди сторонников данного подхода нет достаточного согласия, а практика показала не мало случаев, когда те или иные лица, не обладающие «важнейшими» чертами, тем не менее успешно  справляются со своими функциями лидеров.

Неудачные попытки определить черты личности, которые были бы постоянно связаны с успешным лидерством, привели к формированию других теорий.

В 50-х годах XX века, «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).[9] Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер - это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы. Вторая точка зрения – «теория лидерства как функции ситуации» - в настоящее время самая распространенная.

Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли привели исследователей к выводу, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.[2]

«Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвижение лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам лидер - это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные». [3]

В трудах российских исследователей было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, однако, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. Если верно, что лидер должен психологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совершенно неправомерно сводить ситуации к психологическим состояниям.[1]

Проблема лидерства в Отечественной социально – психологической мысли была поднята советскими учеными еще в 1920 – 1930-е годы, среди которых можно назвать таких исследователей как С.О. Лозинский,             Е.А. Аркин,  П.А. Заговорский. Главным образом в названный период направление проводимых ими исследований было направлено на изучение главным образом к стихийным группам.

За последние время наметилось значительное возрастание интереса к проблеме лидерства. Данное положение исходит из стремления российских ученых к установлению факта групповой дифферентации при изучении микросреды и малых групп, которая неизбежно ведет к вопросу возникновения в них лидерства, как социально – психологического явления. Кроме того проведение подобных исследований имеет практическое значение и в плотную подходит к вопросам прикладной социальной психологии, эффективного руководства и управления групповой деятельностью, а тем самым определения лидерства в структуре развития групповой интеграции.

Так, например исследование лидерства, проведенное Н. С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего инструментального (или, что одно и то же, ситуативного) лидера.[4]

Такие же данные получены и в работе, выполненной под руководством                          В. В. Шпалинского; при исследовании студенческих и трудовых коллективов в большинстве случаев лидерами в четырех названных сферах оказались различные люди. Полное совпадение лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, учебы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. [10]

Так же особое место среди проведенных исследований занимает деятельность Б.Д. Барыкина, который в своей книге “Социальная психология: история и современность”, выделяет лидерство как один из важнейших факторов, оказывающих решающие влияние на процессы групповой динамики.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социально-психологические особенности лидерства и руководства в малых группах учащихся

 

«Руководство и лидерство занимают особое место в структуре социально – психологических отношений в обществе и представляют собой формы социального контроля и способов воздействия с целью достижения максимального эффекта в групповой деятельности». [3]

Известно, что на социальном уровне выделяют большие и малые социальные группы, которые принимают непосредственное участие в социальных процессах, протекающих в обществе.  В системе внутригрупповых отношений занимает определенное положение – статус,  что для личности  в группе очень значимо. Не только личность влияет на группу,  но и личность влияет не группу. Лидерские качества не являются врожденными, а формируются в ходе деятельность, как руководителя, так  и подчиненного. Лидер оказывает влияние на членов группы, ведет их за собой, проявляет инициативу, делает группу более сплоченной, стимулирует ее к выполнению поставленных задач. Лидером может быть только тот человек который этого хочет.[5]

Для обозначения четких возможностей лидера необходима его ориентация на интересы группы.

Для того чтобы лучше понять суть явления лидерства и руководства в целом, а также выявить особенности лидерства как социально – психологического процесса, следует обратить внимание к понятию малая группа.

Малая группа – это социологическое и социально – психологическое понятие, обозначающие простейший вид социальной группы с непосредственными  личными контактами между ее членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатии и антипатии и специфическими групповыми ценностями, установками нормами и правилами. [6]

Обычно малая группа объединяет от 2 до 15 человек, но при устойчивом составе несколько десятков человек, то есть своим численным составом может достигать количества штата отделения.

Условия создания и состав малых групп могут носить разнообразный характер, но независимо от них, каждая группа имеет свою внутреннюю структуру, устойчивые межличностные связи и в своем ядре – актив группы, который в свою очередь включает в себя руководящих лиц. Потребность в управлении группой включает в себя множество причин, из которых важнейшей можно выделить совместное достижении общей цели.

Информация о работе Лидерство как социально-психологический процесс в малой группе