Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:39, автореферат
Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы, прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний.
Введение________________________________________________3
2. Понятия и виды малых групп_______________________________4
3. Формирование малой группы
4. Этапы развития малой группы______________________________11
5. Психологические механизмы развития малой группы___________14
6. Список литературы_______________________________________20
Содержание:
1. Введение______________________
2. Понятия и виды
малых групп___________________
3. Формирование малой группы
4. Этапы развития малой
группы________________________
5. Психологические механизмы
развития малой группы_________
6. Список литературы_____________
Введение
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности,
- важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между
социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и
принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует
вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые
возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения
социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной,
возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных
науках в принципе может
иметь место двоякое
С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных
ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения
(группировки) людей, по какому либо общему признаку необходимому в данной
системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается
реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены
одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в
какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают
свою принадлежность к этому образованию. [3, 104]
Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных
непосредственным
Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на
малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека
протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и
трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в
малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества,
поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются
связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на
личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит
группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом
определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические
феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.
Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись
основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных
экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп,
групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия,
совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп
традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов
социальной психологии в практике. [4, 102]
Малые группы выступают объектами исследования не только социальной
психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении
предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает
малые группы, прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков,
обезличенных и
рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его
психических процессов и состояний. Социальная психология изучает
психологические явления, которые возникают в процессе общения и
взаимодействия между
людьми в малых группах и
индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между
индивидами и группой и саму малую группу как целое.
Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от
больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей)
предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы.
Количественные признаки малой группы- ее нижние и верхние границы определяются
качественными признаками малой группы, основными из которых являются:
контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с
другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией,
взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и
психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать
их как единое целое.
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три
человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые
социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница
малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает
20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой
совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по
размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы
большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в
рамках которых индивиды
связаны более тесными
выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее
не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой
единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. [1, 87]
Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной
психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или
лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и
естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.
Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких
условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и
закономерности и в
какой степени приложимы
условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими
явлениями и поведением в естественных социальных группах.
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп
формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы —
группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный
характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.
Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы
подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и
институциональные малые группы представляют собой элементы социальной
структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей.
Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения
индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является
совместная деятельность,
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе
внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности,
понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются
дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные
объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их
образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая
классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно
условным. Неформальные группы
могут возникать и
формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном
этапе могут приобретать признаки формальных групп.
По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых
объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой
дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное
постоянство существования которых определяется их предназначением и
долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)
В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в
ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы
делятся на открытые и закрытые. [6, 207]
Основными критериями психологической общности группы выступают явления сходства,
общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей,
ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия
сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе
психологических) своей группы
от других выступает основой идентификаци
индивидов со своей группой
(осознания своей
своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой
идентификации является внутригрупповая приверженность — тенденция к
более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более
позитивной оценке ее членов.
Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-
психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих
отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность,
социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только
группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности,
могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым
может быть и случайное
или временное объединение
характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и
дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной
психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.
Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок
для индивида. Основными функциям» референтной группы являются:
сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности
соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки
зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-
психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы,
специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения,
взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством
практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).