Понятия и виды малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:39, автореферат

Краткое описание

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы, прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний.

Оглавление

Введение________________________________________________3
2. Понятия и виды малых групп_______________________________4
3. Формирование малой группы
4. Этапы развития малой группы______________________________11
5. Психологические механизмы развития малой группы___________14
6. Список литературы_______________________________________20

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 42.82 Кб (Скачать)

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов

предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых  группах, которые

должны рассматриваться  одновременно и как субъекты совместной деятельности, и

как субъекты общения и  межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев,

Е.В. Шорохова, 1988).

Основными параметрами малой  группы, необходимыми для ее качественной

характеристики в социально-психологическом  исследовании, являются композиция и

структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных

особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как  целого. Выбор

параметров, характеризующих  композицию группы, во многом определяется

конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются

соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование,

национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные  признаки

чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических  особенностей группы,

например, группы, различающиеся  по возрасту входящих в них индивидов (детские,

юношеские и взрослые), имеют  существенные особенности по всем психологическим

характеристикам. [7, 112]

2.Формирование малой группы.

Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп

исследованы в меньшей  степени, чем их структурные характеристики. Это связано

с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических  явлений в

естественных группах  представляет собой сложную исследовательскую  задачу.

Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся  к различным

классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах,

семьях или дружеских  компаниях). Наконец, в отечественной  психологии все

советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне

идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития

группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение  к

которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в

условиях социалистического  общества. Поэтому изучение реальной динамики

жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается

актуальной проблемой  социальной психологии.

Психологические механизмы  формирования (возникновения, образования) малых групп

могут существенно различаться  в зависимости оттого, о каком  классе групп идет

речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами

социальных организаций  и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи

с потребностями и желаниями  людей объединиться именно в рамках данной

конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах

вхождения или включения  индивидов в формирующуюся или  уже существующую группу.

К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность  данной

конкретной группы для  индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную

формальную группу, как  правило, определяется интересами и  потребностями, не

связанными непосредственно  с потребностью в общении и  объединении именно с

данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен  расхождения между

группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения),

исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование

неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей

индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в  их возникновении

большую роль играют психологические  механизмы эмоциональной привлекательности,

психологической совместимости  индивидов. К числу более универсальных

психологических механизмов, способствующих объединению людей  в малые группы и

формированию психологической  общности, относятся механизмы взаимного  влияния в

процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Учет социально-психологических  факторов при формировании первичных

коллективов является важной практической задачей. Результаты исследования

В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы  собственности

на предприятиях взаимоотношения  в малых группах, выступающих  структурными

подразделениями производственных организаций, могут складываться

принципиально по-разному  в зависимости оттого, формировались  ли эти группы

добровольно, с учетом желания  работников вместе работать и хозяйствовать, или

по формальному признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная

деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности

к своей группе, то во втором — наблюдалось усиление дезинтегративных

тенденций вплоть до распада  группы. [6, 212]

        1. Этапы развития малой группы.

Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно  важным

этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который

предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения  состояний и

свойств группы, получившего  название развития группы. В современной  социальной

психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная

смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во

внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная  с работ

А.С.Макаренко (1951), в отечественных  исследованиях психологии трудовых

коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и  вторичного

синтеза или интегрирования.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется  как

последовательная смена  стадий, различающихся степенью психологической

интегрированности в деловой  и эмоциональной сферах. Отличительными

признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность

(содержание групповых  целей, мотивов и ценностей), организованность,

подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная,

эмоциональная и волевая  коммуникативность, стрессоустойчивость.

Целостными  характеристиками группы выступают также сплоченность,

микроклимат, Референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая

активность.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает

коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным  единством

направленности, организованности, подготовленности и психологической

коммуникативности, а крайнюю  низшую точку этого развития представляет

группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа

людей, у которых отсутствуют  все эти параметры,

В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития

группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним,

формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач.

Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере

эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется

преобладанием интегративных  тенденций в сфере деловых  отношений.

Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых,

так и в сфере эмоциональных  отношений. Изоляция группы и концентрация

активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к  формированию

группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива

является его интеграция с другими группами на основе направленности на более

широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразова-ния  представляет

собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения  по уровням,

так и периоды длительного  пребывания на одном и том же уровне и даже его

снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией,

эгоизмом в межличностных  отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами

проявления дезинтеграции.

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979),

развитие группы характеризуется  по двум основным критериям: степень

опосредованности межличностных  отношений содержанием совместной деятельности

и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы

можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей,

не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп,

межличностные отношения  в которых максимально подчинены  целям совместной

деятельности и опосредствованы  ею. По второму критерию можно выделить группы

с положительной и отрицательной  социальной направленностью. Развитие группы

характеризуется динамикой  изменения ее свойств по обоим  параметрам, что

предусматривает возможность  регрессивного изменения отношений (изменение

социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и

дает возможность четкой типологизации многочисленных реально  существующих

групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей

развития группы. Для большинства  из них характерно выделение трех основных

этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия

или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским

психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или  измерений

групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой  задачи,

и межличностной, связанной  с развитием групповой структуры. В сфере деловой

активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

    

  • ориентировка в задаче и поиск      оптимального способа ее решения,
  • эмоциональные реакции на      требования задачи, противодействие членов группы
  • требованиям,      предъявляемым к ним в связи с решением задачи и
  • противоречащим их      собственным намерениям,

 

  • открытый обмен
  • информацией с      целью достижения более глубокого понимания намерений друг
  • друга и поиска      альтернатив,

 

  • принятие решения и активные
  • совместные действия по его реализации.

 

В сфере межличностной  активности Б.Такмен выделяет стадии:

    

  • «проверка и зависимость»,      ориентировка членов группы в характере
  • действий друг друга и поиск      взаимоприемлемого поведения,
  • «внутренний конфликт», связанный      с нарушением взаимодействия и отсутствием
  • единства в группе,  
  • «развитие групповой      сплоченности»,
  • преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
  • «функционально-ролевая      согласованность», связанная с образованием ролевой
  • структуры группы,      соответствующей содержанию групповой задачи

Информация о работе Понятия и виды малых групп