Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:39, автореферат
Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы, прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний.
Введение________________________________________________3
2. Понятия и виды малых групп_______________________________4
3. Формирование малой группы
4. Этапы развития малой группы______________________________11
5. Психологические механизмы развития малой группы___________14
6. Список литературы_______________________________________20
Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов
предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые
должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и
как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев,
Е.В. Шорохова, 1988).
Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной
характеристики в социально-
структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных
особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор
параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется
конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются
соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование,
национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки
чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы,
например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские,
юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим
характеристикам. [7, 112]
2.Формирование малой группы.
Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп
исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано
с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в
естественных группах
представляет собой сложную
Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным
классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах,
семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все
советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне
идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития
группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к
которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в
условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики
жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается
актуальной проблемой социальной психологии.
Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп
могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет
речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами
социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи
с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной
конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах
вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу.
К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной
конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную
формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не
связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с
данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между
группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения),
исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование
неформальных групп внутри формальных организаций.
Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей
индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении
большую роль играют психологические
механизмы эмоциональной
психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных
психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и
формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в
процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.
Учет социально-
коллективов является важной практической задачей. Результаты исследования
В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности
на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными
подразделениями производственных организаций, могут складываться
принципиально по-разному в зависимости оттого, формировались ли эти группы
добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или
по формальному признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная
деятельность сопровождалась
усилением групповой
к своей группе, то во втором — наблюдалось усиление дезинтегративных
тенденций вплоть до распада группы. [6, 212]
Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным
этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который
предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и
свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной
психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная
смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во
внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ
А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых
коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного
синтеза или интегрирования.
В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как
последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической
интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными
признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность
(содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность,
подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная,
эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.
Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность,
микроклимат, Референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая
активность.
Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает
коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством
направленности, организованности, подготовленности и психологической
коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет
группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа
людей, у которых отсутствуют все эти параметры,
В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития
группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним,
формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач.
Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере
эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется
преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений.
Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых,
так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация
активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию
группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива
является его интеграция с другими группами на основе направленности на более
широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразова-ния представляет
собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням,
так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его
снижения. В этом случае группы
могут характеризоваться
эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами
проявления дезинтеграции.
В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979),
развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень
опосредованности
и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы
можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей,
не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп,
межличностные отношения
в которых максимально
деятельности и
с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы
характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что
предусматривает возможность
регрессивного изменения
социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и
дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих
групп по предложенным параметрам.
В западной социальной психологии существует большое количество моделей
развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных
этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия
или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским
психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений
групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи,
и межличностной, связанной
с развитием групповой
активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:
В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии: