Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.
Что касается нашей страны, то в 1990 году в Красноярске прошла первая в стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта Конфликт в конструктивной психологии.
Введение……………………………………………………….........3
I. Теоретический раздел
1. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов в малой группе…………………………………………5
1) Общая характеристика и определение понятий «Конфликт» и «Малая группа»………………………………....5
2) Возникновение, причины конфликтов……………….…..8
3) Функции конфликтов в малых группах………………....10
4) Последствия конфликтов…………………………...……11
5) Подходы к изучению конфликтов в малой группе…….13
2. Способы выхода из конфликтов…………...…………………15
1) Формы завершения конфликтов………………………...15
2) Конструктивное разрешение конфликтов………………16
3. Заключение…………………………………………………….17
II. Изучение конфликтов в малых группах на примере конфликтов в семье………...……………………..……...........................18
III. Использованная литература……………………………………25
Приложения:
Программа исследования……………………………………………26
Анкета………………………………………………………………....32
Анализ результатов исследования…………………………………..36
Министерство образования Российской Федерации
Пермский государственный технический университет
Кафедра социологии и политологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Социальная психология малых групп»
на тему: «Конфликты в малых группах»
г. Пермь - 2005
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………….
I. Теоретический раздел
1. Социально-психологический
подход к исследованию
1) Общая характеристика
и определение понятий «
2) Возникновение, причины конфликтов……………….…..8
3) Функции конфликтов в малых группах………………....10
4) Последствия конфликтов……………………
5) Подходы к изучению конфликтов в малой группе…….13
2. Способы выхода из конфликтов…………...…………………15
1) Формы завершения конфликтов………
2) Конструктивное разрешение конфликтов………………16
3. Заключение……………………………………………………
II. Изучение конфликтов
в малых группах на примере
конфликтов в семье………...………………
III. Использованная литература……………
Приложения:
Программа исследования……………………………………………
Анкета………………………………………………………………
Анализ результатов
ВВЕДЕНИЕ
В действительности если наше понимание нынешнего состояния психологии приближается к правильному, то проблема человека - это, в конечном счете, исследование конфликтов и парадоксов.
Т. Питерс, Р. Уотерман
То, что конфликты занимают
существенное место в нашей повседневной
жизни, сегодня уже признано всеми.
Являясь важнейшей
За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.
Что касается нашей страны,
то в 1990 году в Красноярске прошла
первая в стране научно-практическая
конференция, посвященная непосредственно
проблематике конфликта Конфликт в
конструктивной психологии. Материалы
научно-практической конференции. - Красноярск,
1990., а с 1991 года начал издаваться
Бюллетень клуба
Несмотря на степень изученности данного явления западными и отечественными исследователями, большинство из них ограничивают свои исследования изучением внутриличностных, межличностных, групповых конфликтов (между неформальными малыми группами в составе одной общности), конфликтов в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы - коллективы подразделений организации) и межгрупповых конфликтов между большими социальными группами (политические, межкультурные и др.). Происходит игнорирование такого вида конфликтов как внутригрупповые конфликты или конфликты в малых группах.
Это связано с тем, что
обычным основанием для разграничения
видов конфликта являются его
стороны (личностные образования одного
субъекта, разные субъекты или группы
людей), а в вычленении внутригрупповых
конфликтов это основание явным
образом нарушается. Действительно,
кто является сторонами внутригруппового
конфликта? Либо отдельные члены
группы, либо отдельные группировки
внутри нее, либо член группы и остальная
ее часть (позиция которой, как правило,
персонифицируется лидером или
другим активным членом группы). Это
стало основанием для принятого
(по крайней мере, частью специалистов)
мнения, что внутригрупповые конфликты
фактически не имеют самостоятельной
феноменологии и принимают
И с тем, чтобы хоть немного восполнить недостаток внимания к проблеме внутригрупповых конфликтов, я решила посвятить свою курсовую работу изучению конфликтов в малых группах.
На мой взгляд, изучение и описание данного явления сегодня очень актуально и обладает немаловажной практической значимостью.
Долгое время господствовала
традиционная точка зрения не только
социологов, но и психологов, работавших
с группами, о том, что конфликты
являются негативным явлением для группы
и задача состоит в их устранении.
Сегодня же всем известно о позитивных
функциях конфликта, особенно конфликта
внутри малых групп (развитие группы,
диагностика отношений, снятие напряжения,
сплачивание группы и др.). Кроме
того, при дополнительном изучении
конфликтов и действий по их разрешению
можно сделать шаг к
1. Социально-психологический подход
к исследованию конфликтов в малой группе
1) Общая характеристика и определение понятий
«Конфликт» и «Малая группа»
Конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Составные части конфликта:
1. противоречие,
2. осознание индивидом этого противоречия,
3. активность.
Типология конфликтов
ь По субъекту конфликта:
1) Внутриличностные конфликты:
- мотивационные. К. Левин выделил 3 вида конфликтов выбора: конфликт в условиях изобилия; конфликт наименьшего зла; конфликтравенства положительных и негативных целей. З. Фрейд говорит о противоречии между тремя составными частями личности: бессознательное, «Я», социальное «Я»;
- когнитивные - противоречия несовместимых представлений: аргументация выбора, конфликты - фантомы;
- деятельностные - противоречия, затрагивающие деятельностную сферу личности: ролевые, межролевые и внутриролевые.
2) Межличностные конфликты:
- ценностные конфликты - различия между людьми с точки зрения их ценностных ориентаций;
- конфликты интересов - различия интересов;
- конфликты из-за нарушения групповых норм или правил взаимодействий.
3) Личностно-групповые конфликты.
4) Межгрупповые конфликты.
ь Конфликты с точки рения властных отношений:
1) Вертикальные: конфликты власти и конфликты безвластия.
2) Горизонтальные.
ь По степени публичной объективации взаимодействия:
1) Скрытые.
2) Открытые.
ь По последствиям:
1) Конструктивный конфликт - чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.
2) Деструктивный
конфликт - ведет к рассогласованию
взаимодействия, к его расшатыванию,
чаще становится не зависимым
от причины, его породившей, и
легче приводит к переходу
«на личности», чем и
ь По включенности в сознание:
1) Стихийно возникающие.
2) Целенаправленно, сознательно возникающие.
ь По способу возникновения:
1) Объективно возникающие.
2) Субъективно возникающие.
Структура конфликта.
А) Конфликтующие
стороны - две или несколько
Б) Зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.
В) Представления
о ситуации - сложившиеся в зоне
разногласий представления
Г) Мотивы - стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся.
Д) Действия - конфликтующие стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей цели.
Процесс развития конфликта
1. Предконфликтная ситуация - положение дел накануне конфликта.
2. Инцидент - первая стычка конфликтантов.
3. Эскалация - конфликт
«шагает по ступенькам»,
4. Кульминация
- верхняя точка эскалации,
5. Завершение конфликта
- сравнение цены конфликта и
цены выхода из конфликта
6. Постконфликтная ситуация - последствия конфликтов: позитивные, негативные Конфликтология: учебник. Аллахвердова О.В. и др. стр. 29 - 56. .
Малая
группа - это немногочисленная по составу
группа, члены которой объединены
общей социальной деятельностью
и находятся в непосредственном
личном общении, что является основой
для возникновения
Основные отличительные признаки:
ь прямой контакт между индивидами, входящими в состав группы;
ь непосредственное взаимодействие и взаимовлияние членов группы;
ь наличие общей цели и общей деятельности, которая превращается в идентификацию; идентичность с точки зрения других людей из вне;
ь общность нравов, привычек, обычаев;
ь некоторая продолжительность существования в пространстве и во времени;
ь немногочисленность по составу.
Размеры малой группы. Принято говорить о верхнем и нижнем количественных составах группы. Согласно мнению большинства ученых малая группа «начинается» с диады, но диада не может претендовать на роль универсальной модели малой группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. Психология малой группы. Стр. 10.. Что же касается количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее предела, то мнения специалистов на этот счет расходятся, но на мой взгляд абсолютно правы исследователи, делающие акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в разных сферах социальной практики. Андреева Г.М. обращает внимание на соответствие объема группы требованиям реализации ее основной общественной функции, справедливо полагая, что «если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний»» Андреева Г.М. Социальная психология. 2000 г. Стр. 194.
Классификация малых групп. Группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу.
Лабораторные - Естественные группы. Лабораторные - группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные - группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.
Организованные - Спонтанные группы. Те и другое относятся к категории естественных групп. Организованные (формальные, официальные) группы - элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций. Спонтанные (неформальные, неофициальные) группы - зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних.