Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.
Что касается нашей страны, то в 1990 году в Красноярске прошла первая в стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта Конфликт в конструктивной психологии.
Введение……………………………………………………….........3
I. Теоретический раздел
1. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов в малой группе…………………………………………5
1) Общая характеристика и определение понятий «Конфликт» и «Малая группа»………………………………....5
2) Возникновение, причины конфликтов……………….…..8
3) Функции конфликтов в малых группах………………....10
4) Последствия конфликтов…………………………...……11
5) Подходы к изучению конфликтов в малой группе…….13
2. Способы выхода из конфликтов…………...…………………15
1) Формы завершения конфликтов………………………...15
2) Конструктивное разрешение конфликтов………………16
3. Заключение…………………………………………………….17
II. Изучение конфликтов в малых группах на примере конфликтов в семье………...……………………..……...........................18
III. Использованная литература……………………………………25
Приложения:
Программа исследования……………………………………………26
Анкета………………………………………………………………....32
Анализ результатов исследования…………………………………..36
Ощутимая разница в
выборе способов разрешения конфликтов
присутствует только в группе до 25 лет
в сравнении с остальными группами,
где идет выбор способов примерно
50/50. в группе до 25 лет примерно лишь
30 % выборов конструктивного
Зависимость между уровнем образования и выбором способов разрешения конфликта Таблица 6.
(в % от общего числа выборов)
образование |
Конструктивные способы |
Деструктивные способы |
||||||||||
Объяснения в коррек. форме |
Компромисс |
Ухожу в другую комнату |
Стараюсь не раздражать |
Соглашаюсь с недовольствами |
Бойкот |
Угрозы, запугивания |
Применение силы |
Оскорбления |
Сильно обижусь |
|||
Начальное |
О % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0% 0% |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
|
Общее среднее |
20 % |
20 % |
0 % |
0 % |
0 % |
40% 60% |
0 % |
20 % |
20 % |
20 % |
0 % |
|
Среднее профессион., специальное |
11 % |
5,5 % |
17 % |
5,5 % |
5,5% |
44,5% 55,5% |
11 % |
11 % |
0 % |
5,5 % |
28 % |
|
Незаконченное высшее и высшее |
25 % |
0 % |
11 % |
11 % |
6 % |
53% 47% |
6 % |
11 % |
11 % |
0 % |
19 % |
|
Согласно данным таблицы
6, наблюдается незначительная зависимость
между уровнем образования и
выбором способов разрешения конфликта.
Чем выше уровень образования, тем
больше предпочтение отдается конструктивным
способам, но несмотря на это, при высоком
уровне образования выборы между
конструктивными и
Зависимость между стажем брака и выбором способов разрешения конфликта Таблица 7.
(в % от общего числа выборов)
Стаж брака |
Конструктивные способы |
Деструктивные способы |
||||||||||
Объяснения в коррек. форме |
Компромисс |
Ухожу в другую комнату |
Стараюсь не раздражать |
Соглашаюсь с недовольствами |
Бойкот |
Угрозы, запугивания |
Применение силы |
Оскорбления |
Сильно обижусь |
|||
До 5 лет |
13 % |
0 % |
13 % |
7 % |
7 % |
40% 60% |
7 % |
20 % |
7 % |
0 % |
27 % |
|
До 10 лет |
25 % |
12,5 % |
0 % |
12,5 % |
12,5 % |
62,5% 37,5% |
12,5 % |
0 % |
12,5 % |
0 % |
12,5 % |
|
До 20 лет |
20 % |
20 % |
0 % |
0 % |
0 % |
40% 60% |
0 % |
20 % |
20 % |
20 % |
0 % |
|
Дольше 20 лет |
18 % |
0 % |
17 % |
9 % |
0 % |
45% 54% |
9 % |
9 % |
0 % |
9 % |
27 % |
|
По данным таблицы мною
прямой зависимости не обнаружено.
Только в группе со стажем брака
«до 10 лет» наблюдается расхождение
в выборе способа разрешения конфликта
в сравнении с другими
Зависимость способов разрешения конфликта от причин возникновения конфликта Таблица 8.
(в % от общего числа выборов)
Способы поведения в конфликте Причины Ваших конфликтов |
Конструктивные способы |
Деструктивные способы |
||||||||||
объяснения в корректн. форме |
компромисс |
ухожу в другую комнату |
стараюсь не раздражать |
соглашаюсь с недовольствами |
бойкот |
угрозы запугивания |
применяю силу |
оскорбления |
сильно обижаюсь |
|||
Разные интересы , взгляды на жизнь |
33 % |
7 % |
13 % |
13 % |
7 % |
73% 28% |
7 % |
7 % |
7 % |
0 % |
7 % |
|
нехватка денег |
25 % |
12,5 % |
0 % |
0 % |
12,5% |
50% 50% |
12,5% |
25 % |
0 % |
0 % |
12,5% |
|
неудачи в интимных отношениях |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0% 100% |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
100% |
|
сварливость, черствость, грубость одного из супругов |
33 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
33% 66% |
33 % |
0 % |
0 % |
0 % |
33 % |
|
неурядицы на работе |
33 % |
33 % |
0 % |
0 % |
0 % |
66% 33% |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
33 % |
|
распределение обязанностей по дому |
0 % |
0 % |
20 % |
20 % |
0 % |
40% 60% |
0 % |
20 % |
20 % |
20 % |
0 % |
|
злоупотребление одного из супругов алкоголем |
20 % |
0 % |
10 % |
0 % |
0 % |
30% 70% |
10 % |
10 % |
0 % |
10 % |
40 % |
|
плохие жилищные условия |
0 % |
0 % |
100% |
0 % |
0 % |
100% 0% |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
|
скука, однообразие жизни семьи |
100% |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
100% 0% |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
|
бытовая неустроенность |
20 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
20% 80% |
0 % |
40 % |
0 % |
40 % |
0 % |
|
круг общения супруга (супруги) |
20 % |
0 % |
0 % |
0 % |
20 % |
40% 60% |
20 % |
40 % |
0 % |
0 % |
0 % |
|
вмешательство родителей в Ваши отношения с супругом (супругой) |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0% 100% |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
100% |
|
измена, ревность |
8 % |
8 % |
8 % |
0 % |
0 % |
24% 76% |
8 % |
23 % |
15 % |
0 % |
30 % |
|
44,4 % |
55,6 % |
|||||||||||
По результатам таблицы 8 видно, что процентное соотношение % выборов того или иного способа разрешения конфликта перевесило в сторону деструктивных способов - 55,6 % (конструктивные способы - 44,4 %) от общего числа выборов.
По основным причинам конфликтов, таким как :
«Разные интересы ,взгляды на жизнь» - 73 % выборов конструктивных способов,
«Нехватка денег» - 50% : 50% выборы конструктивных и деструктивных способов,
«Злоупотребление одного из супругов алкоголем» - 70 % выборов деструктивных способов,
«Круг общения супруга (супруги)»
- 60 % выборов деструктивных
«Измена, ревность» - 76 % выборов деструктивных способов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в наиболее распространенных конфликтах в семьях супруги предпочитают деструктивный способ его разрешения, значит, гипотеза № 1 доказана.
Такие причины возникновения конфликта, как «бытовая неустроенность», «нехватка денег», «неурядицы на работе», «плохие жилищные условия», «круг общения супруга (супруги)», «вмешательство родителей в Ваши отношения с супругом (супругой)», то есть те причины которые я отнесла к внешним действительно в первую очередь определяют выбор деструктивных способов разрешения конфликта. Но эта первоочередность прослеживается лишь в 54 % выборов, на мой взгляд, этот процент недостаточно вели, чтобы говорить о прямой зависимости и доказанности гипотезы № 2.
Гипотезу № 3 о том, что выбор конструктивных способов разрешения конфликта в первую очередь определяют внутренние причины, такие как «распределение обязанностей по дому», «неудачи в интимных отношениях», «сварливость, черствость, грубость одного из супругов», «скука, однообразие жизни семьи», «злоупотребление одного из супругов алкоголем», «измена, ревность», «разные интересы, взгляды на жизнь», полученные данные также не доказывают, а наоборот опровергают: внутренние причины определяют 43 % от общего числа выборов конструктивных способов и 57 % выборов деструктивных способов.