Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.
Что касается нашей страны, то в 1990 году в Красноярске прошла первая в стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта Конфликт в конструктивной психологии.
Введение……………………………………………………….........3
I. Теоретический раздел
1. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов в малой группе…………………………………………5
1) Общая характеристика и определение понятий «Конфликт» и «Малая группа»………………………………....5
2) Возникновение, причины конфликтов……………….…..8
3) Функции конфликтов в малых группах………………....10
4) Последствия конфликтов…………………………...……11
5) Подходы к изучению конфликтов в малой группе…….13
2. Способы выхода из конфликтов…………...…………………15
1) Формы завершения конфликтов………………………...15
2) Конструктивное разрешение конфликтов………………16
3. Заключение…………………………………………………….17
II. Изучение конфликтов в малых группах на примере конфликтов в семье………...……………………..……...........................18
III. Использованная литература……………………………………25
Приложения:
Программа исследования……………………………………………26
Анкета………………………………………………………………....32
Анализ результатов исследования…………………………………..36
Примеры: мобилизация сил одной группы против другой группы. Фиксация цели (особенно с надеждой на ее достижение) ослабляет напряжение, возникшее из-за внутренних распрей.
Разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгруппы и личных обязанностей ее членов.
ь Изменение в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели.
Примеры: если в случае конфликта предусматривается процедура обсуждения и средства, способствующие убеждению противника, то это уменьшает напряжение.
Предусматривается создание подкомиссии.
ь Реформы структур группы:
Примеры: централизация или децентрализация предстает как средство разрешения трудностей в группе.
5. Появление или смена руководителя. Особым случаем изменения или установления роли личности в целях уменьшения напряжения является смена руководителя: его назначают или меняют.
Напряжение может быть устранено благодаря тому, что бывший руководитель становится козлом отпущения и назначается новый руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа «действует плохо», это вина руководителя.
6. Распад группы. Раскол членов и ликвидация группы является самым радикальным следствием внутреннего напряжения. Это происходит в том случае, когда силы распада в период напряженности были более активны, чем силы сплочения. Однако этот распад группы уменьшает напряжение внутри нее, по крайней мере, в момент принятия решения Робер М.-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. Стр. 116 - 118..
5) Подходы к изучению конфликтов в малой группе
Основные исследовательские подходы: мотивационный; когнитивный; деятельностный; организационный.
Мотивационный подход. В его основе лежит идея противоборства несовместимых намерений, целей, направляющих поведение участников межличностного взаимодействия. Своим оформлением мотивационный подход во многом обязан ставшим ныне классическими исследованиями М.Дойча по изучению влияния кооперативного и конкурентного поведения на групповом процессе. Изучение конкурентного поведения дает основной массив эмпирических данных, относящихся в рамах данного подхода к характеристикам внутригруппового конфликта.
Исследование конфликта
с позиции мотивационной его
трактовки стимулируются
ь мотив максимизации общего выигрыша - кооперация;
ь мотив максимизации собственного выигрыша - индивидуализм;
ь мотив максимизации относительного выигрыша - соперничество;
ь мотив максимизации выигрыша другого - альтруизм.
К играм и задачам со смешанными мотивами относятся еще и экспериментальные процедуры заключения сделок, ведение переговоров, а также ситуации формирования коалиции, изучаемые обычно на модели внутритриадного взаимодействия.
Наибольшее внимание
уделяется матричным и
Когнитивный подход. В рамках этого подхода речь идет о так называемом когнитивном конфликте (когнитивной стороне конфликта). Его возникновение и редукция обусловлены структурой задачи, когнитивными структурами противостоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий.
Как показали эксперименты
Н.И.Фрыгиной, в которых члены
малой группы составляли рассказ
на основе картинок ТАТ, когнитивный
конфликт, выступая в реальном процессе
общения в различных формах, в
том числе и в форме
Деятельностный подход. В диссертационной работе Т.А.Полозовой уровень развития группы как коллектива, степень эффективности совместной деятельности рассматриваются в качестве ведущего фактора возникновения и последующего протекания внутригруппового конфликта. Автор выделяет два типа конфликтов: предметно-деловые и личностно-прагматические. На основании полученных данных делается вывод о том, что в группах более высокого уровня развития личностно-прагматические интересы реже выступают причиной межличностных конфликтов и, кроме того, с ростом эффективности совместной деятельности увеличивается количество внутригрупповых конфликтов, имеющих своим субстратом предметно-деловые разногласия.
В исследовании М.А. Иванова, рассматривавшего межличностные отношения членов первичных научных коллективов в сферах деловой и эмоциональной активности. Было показано, что, возникая нередко в предметно-научной сфере, но не будучи, однако, адекватно понятым его участниками, внутригрупповой конфликт описывается ими в подобных случаях в терминах эмоциональных отношений, воспринимается не как предметное, а сугубо личное противоречие.
Организационный подход. Ряд моделей организационного конфликта, пользующихся довольно широкой известностью сред специалистов в области психологии управления, предложил в свое время Л. Понди. Разработанные им теоретические конструкты («конфликт переговоров», «бюрократический конфликт», «системный конфликт») приложимы к описанию конфликтов, отражающих соперничество сторон за обладание дефицитными ресурсами, развертывающихся на уровне высшего управленческого аппарата, в вертикальном и горизонтальном срезах внутриорганизационных отношений.
Подход Б.Кабаноффа,
предложенная этим автором дефиниция:
«Конфликт есть результат неконгруентных,
или несовместимых, отношений потенциального
влияния, развертывающихся между членами
группы или диады». Подобное влияние
обусловлено наличием таких факторов,
как симпатия и уважение, вызываемые
субъектом у окружающих, степень
его контроля над подкреплениями,
позиция в коммуникативной
Модель организационного
конфликта разработана Н.В.
ь функциональные
- обусловлены особенностями
ь социальные - обусловлены принадлежностью людей как к первичному коллективу, так и к социальной организации в целом;
ь психологические - обусловлены потребностью людей в общении.
Нарушение эффективности их функционирования ведет, согласно модели, к возникновению разнообразных производственных конфликтов Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. Психология малой группы. Стр. 200 - 207..
3. СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТОВ
1) Формы завершения конфликта
Завершение конфликта может быть достигнуто либо самими конфликтующими сторонами, без помощи каких-то посторонних лиц, либо путем подключения третьей стороны. Существует три способа действий, посредством которых конфликтующие стороны Х и У могут попытаться выйти из состояния конфликта. первый - насилие, второй - разъединение, третий - примирение.
Насилие - более слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны.
Разъединение - конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами (например, развод супругов).
Примирение - мирное улаживание разногласий может произойти «само собой», на основе молчаливого прекращения конфликтантами «военных действий» друг против друга. В этом случае конфликт утихает, но мир хрупок и ненадежен. В любой момент конфликт может вспыхнуть вновь, если кто-то даже ненароком сделает то, что другая сторона воспримет как недружелюбный акт.
Примирение достигается в результате переговоров, это главная и наиболее эффективная форма разрешения конфликта.
Завершение конфликта с помощью третьей стороны
Если привлечь к разрешению конфликта третью сторону, то возникают новые способы выхода из конфликта. Эти способы зависят от позиции третьей стороны: 1) как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон, и 2) как независимый от них и беспристрастный посредник.
В первом случае завершение
конфликта достигается с
Насилие с привлечением третьего участника - способна совершить более слабая сторона над более сильной, таким образом привлечение третьей стороны резко изменяет соотношение сил конфликтантов.
Социальное давление - конфликтующая сторона оказывает его на другую, используя в качестве поддерживающей силы какие-то служебные инстанции и организации, печать, рекламу, общественное мнение и другие средства общественного воздействия.
Суд - третьей стороной выступает представитель общественной власти.
Арбитраж - роль третьей стороны доверяется лицу (или группе лиц), решению которой обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиниться (так называемый «третейский суд»).
Медиация - позволяет сторонам самим решать конфликт с помощью переговоров. Задача посредника-медиатора заключается не в том, чтобы дать им готовое решение, которое они должны выполнять, а в том, чтобы помочь им договориться и прийти к соглашению Конфликтология: учебник. Аллахвердова О.В. и др. стр 73..
2) Конструктивное разрешение конфликта
Основные стадии разрешения конфликта:
1. Признание наличия конфликта (вслух, открыто).
2. Договориться
о процедуре разрешения
3. Описание конфликта.
4. Исследование возможных вариантов решения (нельзя использовать меньше 2-х вариантов).
5. Выбор приемлемого решения.
6. Воплощение решения в жизнь (как можно быстрее).
7. Оценка принятого решения.
8. Закрепление
принятого решения в виде
Приемы конструктивного разрешения конфликта:
ь конкретность (в споре обсуждать конкретное поведение по принципу «здесь и сейчас»);
ь вовлеченность;
ь коммуникация;
ь «честная игра».
Деструктивные приемы воздействия на партнера в конфликте:
ь запугивание, угроза;
ь унижение, оскорбление партнера;
ь знаки превосходства;
ь ссылка на свой авторитет или отрицание авторитета другого;
ь общение по принципу «вообще»: навсегда данная точка зрения неверна;
ь уклонение от обсуждения проблемы;
ь лесть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве заключения я хотела бы подвести итоги и обобщить все вышеизложенное в некую схему.
Итак, конфликт в малой группе - это столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Оппонентами в данном конфликте могут выступать:
1. отдельные члены группы,
2. отдельные группировки внутри нее,
3. член группы и остальная ее часть
Конфликты могут происходить в таких малых группах, как:
1. семья,
2. подростово-юношеские группы,
3. рабочие группы,
4. комитеты и группы по решению проблем,
5. тренинговые и терапевтические группы.
Конфликт в группе может возникать на основе:
1. личного конфликта (источник конфликта в одном из участников),
2. межличностного конфликта (источник конфликта в отношениях между членами группы),
3. конфликта принадлежности (принадлежности к подгруппе),
4. межгруппового
конфликта (внешний конфликт
5. социального
конфликта (последствия
Конфликты в группе могут выполнять функции:
1. негативные,
2. позитивные,
то есть иметь
деструктивный или
Последствиями конфликта в группе могут быть:
1. Образование подгрупп.
2. Удаление инакомыслящих членов.
3. Выбор «козла отпущения».
4. Организационные изменения в группе.
5. Появление или смена руководителя.
6. Распад группы.
Формы завершения конфликта в малой группе
Без привлечения третьего лица:
1. насилие,
2. разъединение,
3. примирение.
С привлечением третьего лица:
1. насилие,
2. социальное давление,
3. суд,
4. арбитраж,
5. медиация.
ii. Изучение конфликтов в малых группах
на примере конфликтов в семье
Проблемы семьи
как малой группы основанной на браке
и родстве обусловлены