Конфликты в малых группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.
Что касается нашей страны, то в 1990 году в Красноярске прошла первая в стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта Конфликт в конструктивной психологии.

Оглавление

Введение……………………………………………………….........3
I. Теоретический раздел
1. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов в малой группе…………………………………………5
1) Общая характеристика и определение понятий «Конфликт» и «Малая группа»………………………………....5
2) Возникновение, причины конфликтов……………….…..8
3) Функции конфликтов в малых группах………………....10
4) Последствия конфликтов…………………………...……11
5) Подходы к изучению конфликтов в малой группе…….13
2. Способы выхода из конфликтов…………...…………………15
1) Формы завершения конфликтов………………………...15
2) Конструктивное разрешение конфликтов………………16
3. Заключение…………………………………………………….17
II. Изучение конфликтов в малых группах на примере конфликтов в семье………...……………………..……...........................18
III. Использованная литература……………………………………25
Приложения:
Программа исследования……………………………………………26
Анкета………………………………………………………………....32
Анализ результатов исследования…………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая по социальной психологии.docx

— 94.39 Кб (Скачать)

В основу исследования была положена такая модель семьи, которая, во-первых, предполагала оптимальные  социально-экономические условия  жизни семьи (отсутствие алкоголизма, аморального поведения супругов, наличие хороших материальных и  жилищных условий и т.п.) и, во-вторых, исключала любую психопатологию супругов. Это дало возможность сконцентрировать внимание на социально-психологических  факторах, влияющих на конфликтное  взаимодействие супругов.

Супружеский конфликт представляет собой сложное явление, которое охватывает различные уровни взаимодействия супругов. Он может  зарождаться и протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуясь, определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта) - недоверие, безразличие, недовольство и др. Переход  конфликта на поведенческий уровень  является свидетельством его обострения и перерастания от скрытой в открытую стадию.

Конфликты могут  возникать как следствие дезорганизации общения супругов. Например, несоблюдение супругами элементарных норм повседневной жизни, выражающиеся в язвительности, грубости, невнимательности, провоцирует  конфликты именно на поведенческом  уровне.

Возникновение супружеского конфликта зависит не только от объективных  причин (например, от специфики условий  протекания конфликта и характеристик  его участников), но и от субъективных факторов - представления участников конфликта о самих себе (о своих  потребностях, ценностях, мотивах и  т.д.) и представления о брачном  партнере; они могут быть причиной супружеских конфликтов.

Объектом данного  исследования были избраны молодые  супружеские пары, проживающие в  Москве, в возрасте до 35 лет, состоящие  в браке не менее одного года, имеющие детей.

Определяя предмет  исследования, авторы исходили из того, что современный брак основывается на совместимости супругов как личностей. Совместимость супругов определяется в значительной мере возможностью совместного  удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей, потребности  в защите «Я-концепции»). Таким образом, предметом проведенного исследования является обнаружение противоречий в потребностной сфере супругов, приводящих к нарушению взаимодействия между супругами, к возникновению  конфликтов. Объект взаимодействия - совместное удовлетворение супругами ряда потребностей.

Выделено пять групп потребностей (блоков):

1. Потребность  супругов в исполнении определенных  ролей в семье: матери - отца, мужа - жены, хозяина - хозяйки, женщины  - мужчины, главы семьи, большинство  из которых являются новыми  для вступающих в брак. Одной  из причин конфликтов в семье  служит расхождение представлений  супругов об исполнении каждым  из них семейных ролей.

2. Потребность  супругов в общении друг с  другом и с друзьями.

а) Брачные партнеры рассматривались как совместимые  или несовместимые по параметру  общительность - замкнутость. Предполагалось, что асимметрия этих качеств может  провоцировать возникновение конфликта.

б) Если общение  в семье основано на взаимном отчуждении, то оно формирует у супругов чувство  одиночества, незащищенности, взаимной неудовлетворенности, провоцируя семейные конфликты.

3. Познавательные  потребности супругов - духовный  рост и совершенствование. При  наличии асимметрии в супружеской  диаде возможен конфликт.

4. Материальные  потребности, включающие потребности  в совместном приобретении необходимых  семье материальных ценностей.  Предполагалось, эгоистические тенденции  одного или обоих супругов  могут привести к конфликту.

5. Потребность  в защите «Я-концепции» как  совокупности образов «Я», обеспечивающих  представление человека о самом  себе как об известной целостности  и определенности, которая возникает  не только на основе самовосприятия  индивида, но и как результат  восприятия его другими, социальным  окружением. Особенно важно в  этом плане мнение значимых  других, в соответствии с которым  человек ожидает и определенного  отношения к себе окружающих, устойчивых проявлений в общении  с ними, поддерживающих у него  чувство своей определенности, значимости  и важности.

В условия взаимодействия были включены следующие факторы:

1. Культура общения  супругов в семье, т.е. соблюдение  или несоблюдение ими норм  повседневной жизни: вежливость, чуткость, тактичность, доброжелательность, внимательность и др.

2. Взаимная информированность  супругов о различных сторонах  жизни и личных особенностях  друг друга.

3. Уровень моральной  мотивации супругов в различных  сферах семейного взаимодействия  как показатель развития их  морального сознания и самосознания.

4. Проведение досуга. Потребность супругов в совместном  проведении досуга является одним  из важнейших показателей уровня  стабильности семьи.

Существенное значение в возникновении конфликта имеют  те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту вступления в брак, что нередко является основой  конфликта при несовпадении этих ожиданий с действительностью.

Исследование проводилось  с помощью разработанной нами методики изучения межличностного семейного  конфликта (МСК), которая представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 164 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих направлениях:

1) семейные роли,

2) потребность  в общении,

3) познавательные  потребности,

4) материальные  потребности,

5) потребность  в защите «Я-концепции»,

6) культура общения,

7) взаимная информированность,

8) уровень моральной  мотивации,

9) проведение досуга,

10) частота конфликтов  и способы их разрешения,

11) субъективная  оценка удовлетворенности каждого  супруга своим браком.

Специализированные  измерения с помощью опросника  МСК проводились в процессе консультирования конфликтных и разводящихся семей. Были выделены три группы семей:

1) пары, не преодолевающие  конфликт при наличии негативной  семейной мотивации, или нестабильные (супруги, принявшие решение о расторжении брака);

2) пары, которые  недостаточно овладевают конфликтом  при наличии позитивной семейной  мотивации, или проблемные (пары, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его);

3) пары, преодолевающие  конфликт, или стабильные (субъективно удовлетворенные своим браком, оцениваемые окружающими как благополучные).

Задачи исследования состояли, во-первых, в апробации  методики МСК и, во-вторых, в анализе  с ее помощью основных причин и  выявлении наиболее конфликтогенных  зон в различных сферах жизнедеятельности  семьи.

Была сформулирована гипотеза: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в  результате рассогласования представлений  супругов относительно реализации собственных  потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.

Данная гипотеза в ходе исследования подтвердилась.

Исследование показало, что в каждом из трех типов семей  имеет место различие в : 1) общем  уровне конфликтности, 2) частоте конфликтов, 3)способах их разрешения. В нестабильных и проблемных семьях общий уровень  конфликтности практически одинаков и почти в 3 раза превышает уровень  конфликтности в стабильных семьях. Частота конфликтов в нестабильных и проблемных семьях в 2 раза выше, чем  в стабильных. В способах разрешения в стабильных семьях отдается предпочтение объяснению партнеров в корректной форме, компромиссу, стремлению различными способами избежать конфликта. В  проблемных и нестабильных семьях наряду с объяснением и компромиссом имеют место такие способы  как бойкот и применение силы.

Анализ результатов  исследования позволяет сделать  вывод о том, что причины для  возникновения конфликтов имеются  в любом типе семей, что обусловлено  индивидуальными различиями супругов. Однако конфликт выступает не обязательно  как фактор дестабилизации семьи, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. В стабильных семьях конфликт способствует успешной адаптации партнеров  к браку. В нестабильных и отчасти  в проблемных семьях конфликты приводят к дезорганизации общения и сотрудничества между супругами.

Если рассматривать  все затронутые сферы (блоки) жизнедеятельности  семьи с точки зрения их конфликтности, то на первом месте для всех групп  семей стоит блок «культура общения»; вторым является недостаточная удовлетворенность  потребности в защите «Я-концепции» в процессе взаимодействия супругов; третье место по конфликтности занимают две сферы: ролевая и взаимная информированность о различных  сторонах жизни и личностных особенностях партнера.

Результаты исследования дали основания предположить, что  уровень конфликтности коррелирует  с уровнем моральной мотивации  брачных партнеров, т.е. чем выше уровень моральной мотивации  супругов, тем ниже уровень конфликтности  в семьях.

Исследование показало, что каждой группе супружеских пар  присущи характерные для них  конфликтогенные блоки.

1. В группе стабильных  супружеских пар имеет место  неоднозначное представление супругов  о некоторых из семейных ролей,  что приводит к возникновению  конфликтов в ролевой сфере.  Однако, протекая на фоне позитивных  межличностных отношений, конфликты  решаются конструктивно. В остальных  сферах взаимодействия потребности  супругов непротиворечивы и удовлетворяются  у обоих супругов. В стабильной  группе у супружеских диад  имеет место высокий уровень  удовлетворения потребности в  защите «Я-концепции», в духовном  росте и совершенствовании. Успешность  взаимодействия супругов обеспечивается  за счет высокого уровня моральной  мотивации обоих супругов, культуры  общения, высокого уровня взаимной  информированности и предпочтения  совместного проведения досуга.

2. В группе нестабильных  супружеских пар не удовлетворена  потребность в защите «Я-концепции», в культуре общения, в однозначном  понимании семейных ролей. Информированность  супругов этой группы друг  о друге очень поверхностна  и касается поведенческих, а  не личностных особенностей партнера. Супруги не стремятся проникнуться  в духовный мир друг друга,  что приводит к отсутствию  у них взаимопонимания. При  достаточной согласованности мнений  супругов этой группы относительно  сфер разлада каждый партнер  ищет причину разлада прежде  всего в неправильном, с его  точки зрения, поведении партнера, а не в своем собственном.  Низкая взаимная оценка уровня  моральной мотивации у нестабильных  супругов свидетельствует о том,  что они перекладывают друг  на друга вину за распад  семьи, считая, что именно партнер  не осознает в должной мере  своей ответственности за судьбу  семьи и не выполняет своего  долга перед ней. При низком  уровне удовлетворенности браком  и потере эмоциональной привязанности  конфликты в этой группе семей  носят деструктивный характер.

3. Проблемные супружеские  пары занимают промежуточное  положение между стабильными  и нестабильными. В отличие  от нестабильной группы в проблемных  семьях сохраняется определенная  эмоциональная привязанность партнеров,  но она значительно ниже, чем  в стабильных семьях. В то же  время уровень удовлетворенности  браком в проблемной группе  почти в 3 раза иже, чем в  стабильной. Субъективная низкая  оценка удовлетворенности браком  обусловлена неудовлетворенностью  потребности супругов в духовном  росте и совершенствовании. Взаимодействие  партнеров осуществляется на  фоне низкой культуры общения  и низкого уровня взаимной  информированности. В отличии  от нестабильных семей у проблемных  супругов выше уровень удовлетворения  в защите «Я-концепции». Уровень  моральной мотивации супругов  проблемной группы ниже, чем устабильных  пар, но значительно выше, чем  у нестабильных, что позволяет  им осознавать свою ответственность  перед семьей и стремиться  ее сохранить.

Немного другого  взгляда на проблему конфликтов в  семье придерживается автор статьи «Психологические особенности диагностики  и оптимизации взаимоотношений  в конфликтной семье» А. И. Захаров  Вопросы психологии. № 3. 1981 год. А. И. Захаров «Психологические особенности  диагностики и оптимизации взаимоотношений  в конфликтной семье». .

К разряду проблемных или конфликтных семей автор  относит семьи с отклоняющимся  от нормы (девиантным) поведением, семьи  с некоторыми психопатическими и  психическими заболеваниями у ее членов, семьи, в которых имеют  место случаи хронического алкоголизма, дебоширства, аморального поведения  и т.д.

В данной статье сосредоточено  внимание на общем психотерапевтическом подходе к семье, в которой  родители обеспокоены вопросами  нервного состояния детей, их воспитания и развития и в которой межличностные  взаимоотношения приобретают конфликтный, нередко неразрешимый характер.

В первую очередь  обращают на себя внимание личностные изменения у самих родителей, которые во многом объясняют конфликтную  структуру семьи и отклонения в воспитательном подходе к детям.

По форме В  личностного опросника Айзенка  наблюдаются достоверные различия по критерию Стьюдента в отношении  более выраженного интровертированного  типа реагирования и меньшей общительности  родителей тех детей, которые  страдают неврозами. Этим объясняются  трудности общения родителей  и детей, их одинаковый импрессивный (внутренний) способ переработки и  выражения эмоций и затруднения  в установлении легких и непринужденных отношений. Достоверно более высокий  уровень нейротизма у матерей  детей, страдающих неврозами по сравнению  с контрольной группой, является отражением их невротического состояния, обусловленного неблагоприятно складывающимися  отношениями в семье и общей  неудовлетворенностью браком. Кроме этого нейротизм у этих матерей повышается в связи с длительностью заболевания ребенка, что свидетельствует о их настроении безысходности в связи со сложившейся ситуацией в семье.

Информация о работе Конфликты в малых группах