Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.
Что касается нашей страны, то в 1990 году в Красноярске прошла первая в стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта Конфликт в конструктивной психологии.
Введение……………………………………………………….........3
I. Теоретический раздел
1. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов в малой группе…………………………………………5
1) Общая характеристика и определение понятий «Конфликт» и «Малая группа»………………………………....5
2) Возникновение, причины конфликтов……………….…..8
3) Функции конфликтов в малых группах………………....10
4) Последствия конфликтов…………………………...……11
5) Подходы к изучению конфликтов в малой группе…….13
2. Способы выхода из конфликтов…………...…………………15
1) Формы завершения конфликтов………………………...15
2) Конструктивное разрешение конфликтов………………16
3. Заключение…………………………………………………….17
II. Изучение конфликтов в малых группах на примере конфликтов в семье………...……………………..……...........................18
III. Использованная литература……………………………………25
Приложения:
Программа исследования……………………………………………26
Анкета………………………………………………………………....32
Анализ результатов исследования…………………………………..36
По степени открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества выделяют Открытые - Закрытые группы.
Исходя из фактора
продолжительности
По степени значимости для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок, группы подразделяют на группы Членства и Референтные группы. Группа может рассматриваться просто как место пребывания индивида в социуме, далеко от его установок и ценностных ориентаций. Это группа членства. Референтная группа - это группа, чьи нормы и ценности индивид разделяет, соотнося с ней свои установки, причем делает это независимо от членства в данной группе.
Английский психолог
М.Аргайл предложил иную классификацию
малых групп, в основу которой
он положил специфику
- семью;
- подростково-юношеские группы;
- рабочие группы;
- комитеты и группы по решению проблем;
- тренинговые и терапевтические группы.
Семья - модель малой группы, в которой
теснейшим образом переплетены элементы
внутриорганизационного взаимодействия
и неформальных отношений. Подростково-
2) Возникновение, причины конфликтов
В работе по семейным конфликтам Курт Левин описывает основные факторы возникновения конфликтов в малой группе. Его исходной посылкой является представление о том, что большую часть своей жизни взрослый человек действует не просто как индивид, но и как член социальной группы.
В качестве наиболее важного фактора, определяющего частоту конфликтов в группах, Левин называет общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту - в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение, по его мнению, при этом приобретают:
1. Степень удовлетворенности - неудовлетворенности потребностей человека, особенно базисных, например потребности в безопасности. Конфликты будут более серьезными, если вовлекаются центральные потребности. Неудовлетворенные потребности имеют тенденцию становиться доминирующими, что объективно увеличивает вероятность конфликтов.
2. «Количество пространства свободного движения» человека. Достаточное пространство свободного движения является условием удовлетворения индивидуальных потребностей и адаптации к группе. Напротив, ограниченность «свободного движения» ведет к росту напряжения.
3. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможностей выйти из неприятной ситуации. Напряжение или конфликт часто ведут к тенденции покинуть эту ситуацию. Если это возможно, сильное напряжение не будет развиваться. Напротив, отсутствие такой возможности провоцирует развитие сильного напряжения и конфликта.
4. Степень совпадения или расхождения целей членов группы. Левин отмечает, что в групповом взаимодействии конфликты зависят от степени, в которой цели участников противоречат друг другу, и от их готовности учитывать точку зрения другого Гришина В.Н. Психология конфликта. Стр 116..
Т. Полозова, автор ряда работ по проблемам внутригрупповых отношений и конфликтов, считает, что конфликтообразующие факторы делятся на две категории:
«1) несовместимость индивидуально-прагматических намерений, характеризующая поверхностный слой эмоциональных непосредственных отношений в группе, и
2) противоречивость
сложной системы предметно-
Автором было выделено два вида внутригрупповых конфликтов:
- предметно-деловые,
- личностно-прагматические.
Чем выше уровень
развития группы, чем реже личностно-прагматические
интересы являются причиной конфликтов
внутри группы. И напротив, наиболее
частыми причинами конфликтов становятся
предметно-деловые разногласия
Робер М.-А. и Тильман
Ф. в своей книге «Психология
индивида и группы» классифицируют
различные источники
1. Личный конфликт. Источник конфликта А - Б находится либо в А, либо в Б, или даже в А, с одной стороны, и в Б, с другой. Эта зона характеризуется личностным напряжением, вызывающим групповую напряженность и завершающимся перестройкой группы.
Пример: супружеский конфликт из-за чрезмерной зависимости одного из супругов.
2. Межличностный конфликт. В данном случае источник конфликта кроется в отношениях между двумя или несколькими членами группы. В этом случае конфликт коренится в жизни группы, групповой динамике.
Пример: супружеский конфликт из-за эмоциональных трудностей на уровне пары.
3. Конфликты принадлежности.
а) А и Б образуют группу внутри какой-то большей группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на конфликте А и Б.
Пример: трудности, причиной которых являются родственники (родители супругов, дети) отражаются на супружеской паре
б) А и Б образуют одну группу, в то время как Б составляет группу также с В. двойная принадлежность Б может вызвать конфликты в группе А - Б.
Пример: конфликт супружеской пары, вызванный отношениями или требованиями, связанными с профессией мужа.
4. Межгрупповой конфликт. А и Б составляют группу. Как группа они могут вступить в конфликт с другой группой, в которую не входит ни А, ни Б. Этот внешний конфликт может породить конфликт внутренний.
Пример: конфликт
или напряженность между
5. Социальный конфликт. А и Б могут испытывать на себе последствия разного рода давлений (религиозных, моральных, культурных, административных, экономических) общества, в котором они живут. Возможно, А и Б могут подвергаться каждый разным давлениям (например: культурные различия) и вступить в конфликт.
Пример: во время экономического кризиса муж - безработный, а жена нашла работу. В результате экономического положения, причина которого находится вне семьи, но последствия которого влияют на супружескую пару, возникает напряженность Робер М.-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. Стр114 - 115. .
3) Функции конфликтов в малых группах
Л. Козер в своей революционной книге «Функции социальных конфликтов», вышедшей в 1956 г., говорит, что социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции - негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные), а также уделил довольно много внимания позитивным возможностям внутригрупповых конфликтов. Его основные идеи сводятся к следующему.
Благодаря конфликту
оказывается возможным
Характер группы будет существенно влиять на особенности возникающих в них конфликтов, в частности на их функции.
Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер. В группах, члены которых не столь тесно связаны между собой, конфликт будет с известной вероятностью менее деструктивным.
Значение имеет характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов и к подавлению отклонений от группового единства. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых с внешней средой более уравновешены Гришина В.Н. Психология конфликта. Стр 114 - 115.
Л.Козер: Позитивными для группы будут являться те конфликты, которые не затрагивают основы существования группы, способствуя лишь переориентации норм и отношений, принятых в группе, соответственно возникшей необходимости. Напротив, если конфликт связан с важнейшими ценностями группы, он подрывает ее основы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:
1. ухудшение социального
климата, снижение
2. неадекватное
восприятие и непонимание
3. уменьшение сотрудничества
между конфликтующими
4. дух конфронтации,
затягивающий людей в борьбу
и заставляющий их стремиться
больше к победе во что бы
то ни стало, чем к решению
реальных проблем и
5. материальные и эмоциональные затраты на решение конфликта.
Главными позитивными функциями конфликта являются:
1. конфликт не
дает сложившейся системе
2. он играет
информационную и связующую
3. конфликт способствует
структурированию социальных
4. он снимает
«синдром покорности»,
5. он стимулирует
развитие личности, рост у людей
чувства ответственности,
6. в возникающих
при конфликте критических
7. развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;
8. конфликт выполняет
диагностическую функцию (
Центральное место
проблема функциональных последствий
конфликта занимает в концепции
М. Дойча. Деструктивным, по мнению М. Дойча,
конфликт является в том случае «если
его участники недовольны исходом
конфликта и чувствуют, что что-то
потеряли». Если же все участники
удовлетворены и что-то получают
в результате конфликта, конфликт продуктивен.
Автор проводит зависимость внутригрупповой
ситуации при конфликте от характера
взаимосвязей между членами группы.
И делает вывод о том, что конфликт
между сторонами, находящимися в
кооперативной взаимосвязи, менее
разрушителен, нежели имеющий место
между участниками
4) Последствия конфликтов
Конфликт по существу - дисгармонизация межличностных или внутригрупповых отношений, но это не означает указание на исключительно разрушительные для жизнедеятельности малой группы последствия его протекания. Среди специалистов общепринято мнение, что конфликты могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.
Роль конфликта
в развитии группы. Тот факт, что
благодаря наличию
Робер М.-А и Тильман Ф. в книге «Психология индивида и группы» выделяют следующие последствия конфликтов в группе:
1. Образование подгрупп. Одним из стихийных выходов из напряжения, испытываемого группой, является образование подгруппы или изменение в их распределении. Этот феномен наблюдается особенно в тех случаях, когда конфликт возникает между двумя значительными членами группы (борьба за лидерство). Разделение на две подгруппы и скрытое разделение целей (иногда лично для лидеров) и сфер влияния может снять - по крайней мере на время - напряжение.
Пример: отношение между старым мастером и молодым инженером. Подгруппы молодых и людей более старшего возраста. Каждый создает свою сферу влияния. И в результате достигается почти полное равновесие.
2. Удаление инакомыслящих членов. Вынужденное или стихийное удаление (бегство) одного или нескольких членов, разобщенных или составляющих незначительное меньшинство, также может ослабить напряжение в группе, возникшее в результате конфликта между ее членами. Если влияние одного из этих членов равно нулю или сильно уменьшается, группа стремиться изгнать его (если он «спонтанно» уходит из группы ).
3. Выбор «козла отпущения». Конфликт может сопровождаться агрессивной разрядкой напряжения направленной на одного человека или на меньшинство, которых считают виновными в возникших трудностях. Агрессивность, вылившаяся на «козла отпущения», избавляет группу от напряжения. Она может сопровождаться или не сопровождаться изгнанием козлов отпущения. Козлом отпущения может быть маловлиятельный индивид, руководитель, подгруппа меньшинства или какая-нибудь другая группа.
4. Организационные изменения в группе. В результате напряжения в группе происходят:
ь Изменения групповой цели или фиксация общей цели.