Конфликты в малых группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.
Что касается нашей страны, то в 1990 году в Красноярске прошла первая в стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта Конфликт в конструктивной психологии.

Оглавление

Введение……………………………………………………….........3
I. Теоретический раздел
1. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов в малой группе…………………………………………5
1) Общая характеристика и определение понятий «Конфликт» и «Малая группа»………………………………....5
2) Возникновение, причины конфликтов……………….…..8
3) Функции конфликтов в малых группах………………....10
4) Последствия конфликтов…………………………...……11
5) Подходы к изучению конфликтов в малой группе…….13
2. Способы выхода из конфликтов…………...…………………15
1) Формы завершения конфликтов………………………...15
2) Конструктивное разрешение конфликтов………………16
3. Заключение…………………………………………………….17
II. Изучение конфликтов в малых группах на примере конфликтов в семье………...……………………..……...........................18
III. Использованная литература……………………………………25
Приложения:
Программа исследования……………………………………………26
Анкета………………………………………………………………....32
Анализ результатов исследования…………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая по социальной психологии.docx

— 94.39 Кб (Скачать)

При конфликте  с матерями у отцов происходит значительное понижение нейротизма, т.е. конфликт для них в отличие  от матерей служит средством разрядки накопившегося нервного напряжения. В отличие от отцов у матерей  понижение нервного напряжения происходит в конфликте с ребенком. Принятие на себя роли отца и в связи с  этим большая эмоциональная и  физическая перегрузка матерей еще  в большей степени повышает их нервное напряжение, учащает конфликты  с ребенком и тем самым ускоряет процесс его невротизации.

Преимущественно невротические изменения личности матерей осложняют их взаимоотношения  с людьми. В первую очередь это  проявляется в сфере семейных отношений, где излишняя принципиальность и негибкость матери, ее неспособность  пойти на уступки и компромиссы, перестроить свои отношения создают  предпосылки для возникновения  семейного конфликта. С этими  чертами матерей, особенно с недостаточной  эмоциональной отзывчивостью, связаны  холодность к детям, неспособность  проникнуть в их внутренний мир и  переживания, быть душевно доброй и  щедрой.

Были рассмотрены  показатели и многопрофильного личностного  опросника ММРI, относящиеся к  матерям и отцам, по-разному оценивающим  свои отношения в семье. У матерей, определяющих отношения с отцами как конфликтные, эти показатели умеренно возрастают по шкале шизофрения, что можно расценивать как  недостаточную эмоциональную отзывчивость и довольно формальное восприятие роли супруга. У отцов, находящих отношения  с матерями конфликтными, отмечается подъем по шкале женственности, что  свидетельствует о мягкости характера  таких отцов, их повышенной эмоциональной  чувствительности и сентиментальности, неспособности стабилизировать  конфликтные напряжения в семье.

Методом незаконченных  предложений установили, что невротическая  структура личности родителей проявляется  в конфликтных отношениях (переживаниях) прежде всего в сфере воспитания себя, т.е. в существовании постоянных страхов и опасений, чувств вины, недовольства собой, неустойчивой и  пониженной личностной самооценки.

Невротические и  отчасти характерологические изменения  личности родителей в основном являются результатом неблагоприятных условий  формирования личности в прародительской  семье в детском и подростковом периоде жизни. В плане характерологических  изменений выделяется бабушка ребенка  по материнской линии, обладающая авторитарно-паранойяльными и сензитивно-тревожными чертами  характера и дедушка ребенка  по отцовской линии, имеющий контрастно-мягкие и аффективно-неустойчивые черты  характера.

Незримо конфликтуя с дочерью - матерью ребенка и  его отцом, бабушка, по существу вытесняет  дочь из ее материнской роли, относясь тем самым к внуку как к  своему ребенку. Тогда в семье  возникает парадоксальная ситуация, когда бабушка вытесняет отца ребенка, а сам отец, оказавшись в  роли третьего лишнего, не принимает  участия в жизни семьи или  уходит из нее.

Невротическая структура  личности отцов, неустойчивость и мягкость их характера - в немалой степени  следствие недостаточного мужского влияния в детстве, отсутствия идентификации  с отцом (дедушкой ребенка) и замещающего, избыточно опекающего и тревожного отношения матери (бабушки ребенка).

Влияние предшествующих неблагоприятных условий формирования личности в прародительской семье  сказывается на построении у родителей  отношений в браке. Мать ребенка  выбирает мужа по признаку похожести  со своим отцом. Отец же ребенка относится  к жене как к матери и ожидает  от нее такой же степени заботы и внимания.

Персонификация  супругами друг друга по образу своих  родителей мотивирует их взаимно  дополняющий выбор черт характера. Он может облегчать установление эмоционального контакта в начале брака, но после рождения ребенка и связанных  с ним проблем развития способствует возникновению разногласий по поводу его воспитания, так как каждый из родителей не принимает в ребенке  нежелательные, с точки зрения, черты  характера друг друга. Проявляя негативные чувства к друг другу не прямо, а опосредованно через ребенка, вымещая на нем свои напряжения и  конфликты, родители тем самым уменьшают  напряженность в своих отношениях. Персонифицируя ребенка по конфликтно-неприемлемому  образу друг друга, и реагирую на него агрессивно, родители неизбежно вступают в конфликт с ребенком, не принимая во внимание его духовные запросы  и индивидуальность.

Можно также отметить наибольшую в данном возрасте родителей (35 - 37 лет) межличностную напряженность, обусловленную проблемами самоопределения  и переходной структурой взаимоотношений  в браке, своеобразным кризисом этих отношений. Этот семейный кризис возникает  тогда, когда «прошлое уже не устраивает, а новое еще не определилось», когда надо дать себе ответ: «кто я есть и для чего я живу», критично подходить к недостаткам своего характера и быть терпимее к другим, когда надо менять некоторые из своих устоявшихся, но мешающих привычек и установок, когда следует проявлять большую настойчивость и уступчивость, когда требуется принять другого таким, какой он есть, и развивать, а не подавлять его индивидуальность, т.е. быть более зрелой и созидающей личностью.

Подобный кризис сопровождается нарастанием еще  большей личностной напряженности. В этом случае родители «разрешают»  свои проблемы увеличением крайностей в общении с детьми, чрезмерно  строго ограничивая и наказывая  их в то же время тревожно привязывая к себе, окружая кольцом предохранений, и настраивая друг против друга. Таким  образом, родители «преодолевают» свой личностный кризис по существу ценой  развития невроза у ребенка.

Таким образом, неврозы  в детском и подростковом возрасте являются клинико-психологическим  выражением проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей  и детей. В этих поколениях происходит уменьшение характерологических изменений, в максимальной мере выраженных в  прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в  своей основе изменений личности, которые в наибольшей степени  представлены неврозом ребенка.

Здесь необходима семейная психотерапия, целью которой  является восстановление функционального  единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.

III. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М.  Социальная психология. 2000.

2. Бородкин Ф.  М., Коряк И. М. Внимание: конфликт!

3. Вопросы психологии. № 3. 1981 год. А. И. Захаров  «Психологические особенности диагностики  и оптимизации взаимоотношений  в конфликтной семье».

4. Гришина В.Н.  Психология конфликта.

5. Конфликтология: учебник. Аллахвердова О.В. и  др.

6. Кричевский Р.Л.  и Дубовская Е.М. Психология  малой группы.

7. Психологический  журнал. № 3. 1985 год. Левкович В.  П., Зуськова О. Э. Социально-психологический  подход к изучению супружеских  конфликтов.

8. Психологический  журнал. № 6. 1980 г. Проблема конфликта  в западной социальной психологии. А. И. Донцов, Т. А. Полозова.

9. Робер М.-А,  Тильман Ф. Психология индивида  и группы.

10. Хасан Б. Н.  Психология конфликта и переговоры. М. - 2001.

11. Хасан Б.Н.  Конструктивная психология конфликта.  М. - 2000.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

На тему: «Конфликты в семье»

1. Анализ ситуации в исследуемой области.

Постановка  проблемы.

Конфликты в семье  как в малой группе основанной на браке и родстве обусловлены  действием разнообразных факторов бытового, социально-психологического и личностного порядка.

На основе чего могут возникать конфликты в  семье?

Уменьшение числа  детей в семье и наличие  в ней нередко единственного  ребенка способствует возникновению  некоторых конфликтных ситуаций, связанных с заострением внимания родителей на вопросах воспитания и  ведущей роли в них со стороны  одного из родителей, использования  ребенка как единственного аффективно воспринимаемого критерия социально-психологической детерминации жизненных ценностей Вопросы психологии. № 3. 1981 год. А. И. Захаров «Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье» стр.58.

Конфликт в семье  может протекать на уровне взаимоотношений  супругов, не реализуюсь определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта) - недоверие, безразличие, недовольство и др. Переход конфликта на поведенческий  уровень является свидетельством его  обострения и перерастания от скрытой  в открытую стадию.

Конфликты могут  возникать как следствие дезорганизации общения супругов. Например, несоблюдение супругами элементарных норм повседневной жизни, выражающиеся в язвительности, грубости, невнимательности, провоцирует  конфликты именно на поведенческом  уровне.

Возникновение супружеского конфликта зависит не только от объективных  причин (например, от специфики условий  протекания конфликта и характеристик  его участников), но и от субъективных факторов - представления участников конфликта о самих себе (о своих  потребностях, ценностях, мотивах и  т.д.) и представления о брачном  партнере; они могут быть причиной супружеских конфликтов.

Конфликт в семье  может возникать из-за противоречий в потребностной сфере супругов, приводящих к нарушению взаимопонимания  между супругами. . Совместимость  супругов определяется в значительной мере возможностью совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и  ролевых потребностей, потребности  в защите «Я-концепции»). Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет  сложившиеся потребности, которые  не могут быть идентичными у обоих  брачных партнеров.

Также проблемы в  семьях могут быть вызваны недостаточной  психологической подготовленностью  к браку, выражающейся в переоценке бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу.

Конфликт выступает не обязательно как фактор дестабилизации семьи, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. В семьях при общем фоне позитивных взаимоотношений  супругов, их взаимной удовлетворенности  и эмоциональной привязанности  конфликт способствует успешной адаптации  партнеров к браку, т.е. выполняют  конструктивную функцию. В семьях при  негативных отношениях супругов, их взаимной неудовлетворенности и ослаблении или потере эмоциональной привлекательности  партнеров конфликты приводят к  дезорганизации общения и сотрудничества между супругами, к дезадаптации, мешают выработать супругам единую точку  зрения, таким образом, имеют деструктивный  характер Психологический журнал. № 3. 1985 год. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Социально-психологический  подход к изучению супружеских конфликтов. Стр. 134.

.

Психологический выход из семейного конфликта  прямо или косвенно реализуется  через изменение общения между  членами семьи. При этом обнаруживается парадоксальное на первый взгляд отношение  людей к формам своего конфликтного общения. С одной стороны, они  предпочли бы разрешать повседневные конфликтные затруднения мирными  способами и без тягостных  переживаний. С другой стороны, не научившись справляться с конфликтными ситуациями, они усугубляют конфликтность общения  тем, что или бессильно отказываются овладеть собой, или сосредоточиваются  на обвинении других, или обреченно  ссылаются на непреодолимые объективные  обстоятельства, или убедили себя в том, что иных форм общения не существует.

В то же время формы  общения в конфликтных ситуациях  отличаются крайней неоднозначностью. Из повседневной жизни мы знаем, что  иногда за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность  и любовь, а за подчеркнутой вежливостью - эмоциональный разрыв, хронический  конфликт и даже ненависть. Таким  образом, казалось бы, открыто конфликтогенные  способы общения могут не отражать или не порождать конфликта, а  иные, по форме вполне корректные, способы  могут не только не сдерживать конфликта, но напротив, способствовать его эскалации  Вопросы психологии. № 4. 1985 год. Смехов В. А. Опыт психологической диагностики  и коррекции конфликтного общения  в семье. Стр. 83..

Постановка  проблемы

На мой взгляд, в конфликтном взаимодействии внутри семьи происходит некое противоречие, которое выражается в том, что  зачастую выбираемая нами линия поведения  в конфликте не соответствует  тому поведению, которое в данном конфликте было бы оптимальным и  конструктивным. Почему во время конфликта часто мы выбираем деструктивные методы его разрешения (бойкот, применение силы, оскорбления и т.п.) вместо конструктивных (объяснения в корректной форме, компромисс, избегание и т.п.) В этом противоречии я вижу главную проблему конфликтов в семье и считаю необходимым проведение специального исследования по данной проблематике.

2. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект - люди, состоящие в браке, имеющие детей.

Предмет - конфликты в семье.

Цель исследования - определить, какие причины возникновения конфликта влияют на выбор супругами того или иного способа разрешения конфликта (конструктивного или деструктивного).

Задачи:

1) определить основные  причины конфликтов в семье;

2) определить основные  способы поведения (разрешения) в  конфликте

3) определить влияние причин  возникновения конфликта на выбор  способа его разрешения;

4) определить частоту выбора  конструктивного метода разрешения  конфликта;

5) определить частоту выбора  деструктивного метода разрешения  конфликта;

3. Теоретическое уточнение и интерпретация

основных понятий

Конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Малая группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов

Информация о работе Конфликты в малых группах