Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.
Что касается нашей страны, то в 1990 году в Красноярске прошла первая в стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта Конфликт в конструктивной психологии.
Введение……………………………………………………….........3
I. Теоретический раздел
1. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов в малой группе…………………………………………5
1) Общая характеристика и определение понятий «Конфликт» и «Малая группа»………………………………....5
2) Возникновение, причины конфликтов……………….…..8
3) Функции конфликтов в малых группах………………....10
4) Последствия конфликтов…………………………...……11
5) Подходы к изучению конфликтов в малой группе…….13
2. Способы выхода из конфликтов…………...…………………15
1) Формы завершения конфликтов………………………...15
2) Конструктивное разрешение конфликтов………………16
3. Заключение…………………………………………………….17
II. Изучение конфликтов в малых группах на примере конфликтов в семье………...……………………..……...........................18
III. Использованная литература……………………………………25
Приложения:
Программа исследования……………………………………………26
Анкета………………………………………………………………....32
Анализ результатов исследования…………………………………..36
При конфликте с матерями у отцов происходит значительное понижение нейротизма, т.е. конфликт для них в отличие от матерей служит средством разрядки накопившегося нервного напряжения. В отличие от отцов у матерей понижение нервного напряжения происходит в конфликте с ребенком. Принятие на себя роли отца и в связи с этим большая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повышает их нервное напряжение, учащает конфликты с ребенком и тем самым ускоряет процесс его невротизации.
Преимущественно
невротические изменения
Были рассмотрены
показатели и многопрофильного личностного
опросника ММРI, относящиеся к
матерям и отцам, по-разному оценивающим
свои отношения в семье. У матерей,
определяющих отношения с отцами
как конфликтные, эти показатели
умеренно возрастают по шкале шизофрения,
что можно расценивать как
недостаточную эмоциональную
Методом незаконченных предложений установили, что невротическая структура личности родителей проявляется в конфликтных отношениях (переживаниях) прежде всего в сфере воспитания себя, т.е. в существовании постоянных страхов и опасений, чувств вины, недовольства собой, неустойчивой и пониженной личностной самооценки.
Невротические и
отчасти характерологические
Незримо конфликтуя с дочерью - матерью ребенка и его отцом, бабушка, по существу вытесняет дочь из ее материнской роли, относясь тем самым к внуку как к своему ребенку. Тогда в семье возникает парадоксальная ситуация, когда бабушка вытесняет отца ребенка, а сам отец, оказавшись в роли третьего лишнего, не принимает участия в жизни семьи или уходит из нее.
Невротическая структура личности отцов, неустойчивость и мягкость их характера - в немалой степени следствие недостаточного мужского влияния в детстве, отсутствия идентификации с отцом (дедушкой ребенка) и замещающего, избыточно опекающего и тревожного отношения матери (бабушки ребенка).
Влияние предшествующих
неблагоприятных условий
Персонификация
супругами друг друга по образу своих
родителей мотивирует их взаимно
дополняющий выбор черт характера.
Он может облегчать установление
эмоционального контакта в начале брака,
но после рождения ребенка и связанных
с ним проблем развития способствует
возникновению разногласий по поводу
его воспитания, так как каждый
из родителей не принимает в ребенке
нежелательные, с точки зрения, черты
характера друг друга. Проявляя негативные
чувства к друг другу не прямо,
а опосредованно через ребенка,
вымещая на нем свои напряжения и
конфликты, родители тем самым уменьшают
напряженность в своих
Можно также отметить наибольшую в данном возрасте родителей (35 - 37 лет) межличностную напряженность, обусловленную проблемами самоопределения и переходной структурой взаимоотношений в браке, своеобразным кризисом этих отношений. Этот семейный кризис возникает тогда, когда «прошлое уже не устраивает, а новое еще не определилось», когда надо дать себе ответ: «кто я есть и для чего я живу», критично подходить к недостаткам своего характера и быть терпимее к другим, когда надо менять некоторые из своих устоявшихся, но мешающих привычек и установок, когда следует проявлять большую настойчивость и уступчивость, когда требуется принять другого таким, какой он есть, и развивать, а не подавлять его индивидуальность, т.е. быть более зрелой и созидающей личностью.
Подобный кризис сопровождается нарастанием еще большей личностной напряженности. В этом случае родители «разрешают» свои проблемы увеличением крайностей в общении с детьми, чрезмерно строго ограничивая и наказывая их в то же время тревожно привязывая к себе, окружая кольцом предохранений, и настраивая друг против друга. Таким образом, родители «преодолевают» свой личностный кризис по существу ценой развития невроза у ребенка.
Таким образом, неврозы в детском и подростковом возрасте являются клинико-психологическим выражением проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение характерологических изменений, в максимальной мере выраженных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе изменений личности, которые в наибольшей степени представлены неврозом ребенка.
Здесь необходима семейная психотерапия, целью которой является восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.
III. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. 2000.
2. Бородкин Ф. М., Коряк И. М. Внимание: конфликт!
3. Вопросы психологии.
№ 3. 1981 год. А. И. Захаров
«Психологические особенности
4. Гришина В.Н. Психология конфликта.
5. Конфликтология: учебник. Аллахвердова О.В. и др.
6. Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. Психология малой группы.
7. Психологический
журнал. № 3. 1985 год. Левкович В.
П., Зуськова О. Э. Социально-
8. Психологический
журнал. № 6. 1980 г. Проблема конфликта
в западной социальной
9. Робер М.-А,
Тильман Ф. Психология
10. Хасан Б. Н.
Психология конфликта и
11. Хасан Б.Н.
Конструктивная психология
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
На тему: «Конфликты в семье»
1. Анализ ситуации в исследуемой области.
Постановка проблемы.
Конфликты в семье
как в малой группе основанной
на браке и родстве обусловлены
действием разнообразных
На основе чего могут возникать конфликты в семье?
Уменьшение числа
детей в семье и наличие
в ней нередко единственного
ребенка способствует возникновению
некоторых конфликтных
Конфликт в семье может протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуюсь определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта) - недоверие, безразличие, недовольство и др. Переход конфликта на поведенческий уровень является свидетельством его обострения и перерастания от скрытой в открытую стадию.
Конфликты могут
возникать как следствие
Возникновение супружеского конфликта зависит не только от объективных причин (например, от специфики условий протекания конфликта и характеристик его участников), но и от субъективных факторов - представления участников конфликта о самих себе (о своих потребностях, ценностях, мотивах и т.д.) и представления о брачном партнере; они могут быть причиной супружеских конфликтов.
Конфликт в семье
может возникать из-за противоречий
в потребностной сфере
Также проблемы в
семьях могут быть вызваны недостаточной
психологической
Конфликт выступает не
обязательно как фактор дестабилизации
семьи, выполняя не только деструктивную,
но и конструктивную функцию. В семьях
при общем фоне позитивных взаимоотношений
супругов, их взаимной удовлетворенности
и эмоциональной привязанности
конфликт способствует успешной адаптации
партнеров к браку, т.е. выполняют
конструктивную функцию. В семьях при
негативных отношениях супругов, их взаимной
неудовлетворенности и
.
Психологический
выход из семейного конфликта
прямо или косвенно реализуется
через изменение общения между
членами семьи. При этом обнаруживается
парадоксальное на первый взгляд отношение
людей к формам своего конфликтного
общения. С одной стороны, они
предпочли бы разрешать повседневные
конфликтные затруднения
В то же время формы
общения в конфликтных
Постановка проблемы
На мой взгляд, в конфликтном взаимодействии внутри семьи происходит некое противоречие, которое выражается в том, что зачастую выбираемая нами линия поведения в конфликте не соответствует тому поведению, которое в данном конфликте было бы оптимальным и конструктивным. Почему во время конфликта часто мы выбираем деструктивные методы его разрешения (бойкот, применение силы, оскорбления и т.п.) вместо конструктивных (объяснения в корректной форме, компромисс, избегание и т.п.) В этом противоречии я вижу главную проблему конфликтов в семье и считаю необходимым проведение специального исследования по данной проблематике.
2. Объект, предмет, цель и задачи исследования
Объект - люди, состоящие в браке, имеющие детей.
Предмет - конфликты в семье.
Цель исследования - определить, какие причины возникновения конфликта влияют на выбор супругами того или иного способа разрешения конфликта (конструктивного или деструктивного).
Задачи:
1) определить основные причины конфликтов в семье;
2) определить основные способы поведения (разрешения) в конфликте
3) определить влияние причин
возникновения конфликта на
4) определить частоту выбора
конструктивного метода
5) определить частоту выбора
деструктивного метода
3. Теоретическое уточнение и интерпретация
основных понятий
Конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Малая группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов