Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

Американские ученые Л.Р. Шеррод и О.Г. Брим (младший) резюмируют современные представления о жизненном пути человека следующим образом.

1. Развитие является принципиально плюралистическим как в процессе, так и в результате: ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию.

2. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению сохраняется на всем протяжении жизни. Это значит, что развитие человека не ограничивается отдельным периодом его жизни и пережитое в одном периоде не обязательно важнее того, что будет испытано в другие периоды. Различные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и развитие в разных областях не обязательно имеет сходные траектории или даже сходные принципы.

3. Развитие разных людей протекает крайне неодинаково. Межиндивидуальные различия могут включать биосоциальные процессы дифференциации, зависящие от половой, социально-классовой и иной принадлежности. Это значит, что межиндивидуальная изменчивость (вариабельность) может отражать изменчивость процесса развития.

4. Развитие в разных областях жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые также могут быть взаимосвязаны: оно не сводится к одной-единственной системе влияний, например биологии (развитие не является простым процессом созревания, развертывания чего-то заранее данного) или среды (развитие не является простым процессом воспитания и научения).

Структурным воплощением  жизненного процесса и жизненной  перспективы является жизненный  план, который представляет собой  стратегию жизни. Совокупность жизненных  тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два  подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его  планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому  подходу, представленному работами отечественных авторов (С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и др.), личность осознанно  выбирает и регулирует процесс жизни. При этом важную роль в формировании представлений ребенка о целях  и структуре жизненного пути играют родители. В конечном счете, по выражению  С.Л. Рубинштейна, «человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между  собой трагедию, драму и комедию». Ученый полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих  чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения  человека к типичным ситуациям жизни.

Сторонники второго  подхода (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) настаивают на преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно их концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни – как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности. В качестве факторов, влияющих на выбор жизненного сценария, называются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей, дедушек и бабушек (их действий, оценок, эмоциональной поддержки, или депривации, и др.), принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое онтогенез?

2. В чем состоит проблема движущих сил психического развития? Какие подходы к решению этой проблемы существовали в истории науки?

3. Как решается вопрос о детерминации психического развития в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

4. Какие периодизации психического развития вы знаете?

5. Что представляет собой жизненный путь личности? Какие подходы к его изучению вы знаете?

Литература

Основная

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. Гл. II, VI, VII.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М., 2001. Гл. 3, 4, 7, 11.

Дополнительная

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.

3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. М., 2000.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Тема 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие

6.1. Ощущения  и их анатомо-физиологические  механизмы

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для  полноценной ориентации в нем, для  достижения человеком собственных  целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.

В познании принято  выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

Ощущение – это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

Ощущения являются наиболее простой формой психической  деятельности. Они возникают как  рефлекторная реакция нервной системы  на тот или иной раздражитель. Физиологической  основой ощущения является нервный  процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит  из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), трансформирующего внешнюю  энергию в нервный процесс; 2) проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии); 3) подкорковых и корковых отделов  анализатора, где происходит переработка  нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Клеткам периферических отделов анализатора соответствуют  определенные участки корковых клеток. Многочисленные эксперименты позволяют  четко установить локализацию в  коре тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен  главным образом в затылочных зонах коры, слуховой – в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т. д.

Для возникновения  ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в  превращении внешней энергии  в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс  по афферентным путям достигает  коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма  на раздражение – человек ощущает  свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней  или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным  путям и приводит к тому, что  зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т. д. Весь описанный путь называется рефлекторным кольцом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования.

6.2. Виды  и свойства ощущений

Со времен Аристотеля в сфере внимания многих поколений  ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов – вестибулярных, вибрационных мышечно-суставных, или кинестетических, и т. д., – а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание – это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.

Известны несколько  попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам  Наиболее удачной и продуманной  считается классификация, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч. Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.

Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений Ч. Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. В процессе эволюции именно дистантные экстероцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего мира и в организации поведения, поскольку они обеспечивают важное преимущество, позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в среде и реагировать на них.

С точки зрения современной  науки, предложенное Ч. Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений – например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы – можно считать внешне-внутренними.

Ощущения – это  форма отражения адекватных раздражителей. Так, например, зрительные ощущения возникают  при воздействии электромагнитных волн длиной в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон, слуховые ощущения –  при воздействии механических колебаний  частотой от 16 до 20 000 гц, громкостью от 16–18 до 120 децибел, тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи, вибрационные порождаются вибрацией  предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Тесно связана  с адекватностью раздражителю ограниченность ощущений, обусловленная особенностями  строения органов чувств. Человеческое ухо не улавливает ультразвуки, хотя некоторые животные, например дельфины, обладают такой способностью. Глаза  человека чувствительны лишь к небольшому участку спектра. Значительная часть  физических воздействий, не имеющих  жизненного значения, нами не воспринимается. Для восприятия радиации и некоторых  других воздействий, встречающихся  на Земле в чистом виде и в количествах, угрожающих жизни человека, у нас  просто нет органов чувств.

К общим свойствам  ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию.

Качества – это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные – по насыщенности и цветовому тону; вкусовые – по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким).

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.

Длительность ощущения – это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом – временем действия раздражителя и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Пространственная  локализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.

6.3. Чувствительность  и ее изменения

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии  окружающего мира, могут быть более  или менее чувствительны к  отображаемым ими явлениям, т. е. могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой Е = 1/Р, где Е – чувствительность, Р – пороговая величина.

Информация о работе Лекции по "Психологии"