Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

Связь перечисленных  мнемических действий с процессами мышления можно продемонстрировать на всем известном действии повторения. Как установлено в психологии, продуктивность повторения в значительной степени зависит от того, насколько  оно выходит за пределы простого воспроизведения и превращается в реконструкцию материала, связанную  с его новым, углубленным осмысливанием.

2. Сохранение – это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала.

3. Воспроизведение – актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи; 2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).

4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях – даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

3абывание особенно  интенсивно происходит сразу  после заучивания. Данная закономерность  является общей, хотя содержательный  зрительный или вербальный материал  забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или  бессмысленных слогов. В процессе  забывания заученный материал  не только уменьшается в объеме, но и претерпевает качественные  изменения. Наиболее полно и  прочно сохраняется основное  содержание материала; второстепенные  детали забываются быстрее. В  связи с этим сохраняемый в  памяти материал приобретает  со временем все более обобщенный, схематический характер. Наличие  интереса к запоминаемому материалу  ведет к его более длительному  сохранению. Материал, связанный с  потребностями, целями действий  человека, забывается медленнее,  а многое из того, что имеет  для данного субъекта особое  значение, не забывается совсем.

Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с  двумя гипотезами, впервые сформулированными  немецкими психологами Г.Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г.

1. Ослабление следов. Следом памяти называют результат работы мнемической системы, а ослаблением следов – уменьшение с течением времени силы ассоциативных связей. Впервые силу следа экспериментально изучил немецкий психолог Г. Эббингауз, построив знаменитую кривую забывания, согласно которой основной объем информации забывается в первый час после запечатления.

2. Интерференция – тормозящее влияние на процесс запоминания нового материала предшествующей или последующей деятельности. Существуют два вида интерферирующего влияния:ретроактивная интерференция («назад действующее»), при которой новый материал ухудшает сохранение предшествующего, и проактивная интерференция, состоящая в том, что предшествующий материал ухудшает запоминание последующего. Вероятность интерференции тем сильнее, чем больше сходство между предшествующей и последующей деятельностью, меньше степень научения и осмысленности, сложнее запоминаемый материал.

Своеобразное толкование забывания было предложено основателем  психоанализа З. Фрейдом. Он рассматривает  забывание как результат работы защитных механизмов, вытесняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих  в него травмирующие и неприятные воспоминания: в первую очередь забывается то, что представляет угрозу целостности  и самооценке личности.

Многочисленные  наблюдения и эксперименты показывают, что забывание далеко не всегда бывает абсолютным. Изменение функционального  состояния, реконструкция условий, в которых происходило запоминание, применение более эффективной стратегии  воспроизведения и поиска в памяти зачастую оказываются достаточными для восстановления, казалось бы, утраченной информации. Большое значение для  предотвращения забывания имеют  активное повторение и особенно организация  материала, осуществляющаяся путем  его включения в системы все  более и более богатых семантических  связей.

7.4. Классификация  видов памяти

Память занимает особое место среди психических  функций: ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Другими словами, каждая психическая  функция имеет свой мнемический  компонент. В связи с этим формы  проявления памяти весьма разнообразны. Множество видов памяти можно  представить в ряде классификаций.

1. По времени сохранения материала выделяются:

– сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения – 0,3–1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая(зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;

– кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

– долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Таким образом, описанное выше явление реминисценциизаключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным;

– оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят:

– двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

– эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

– образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

– словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

– механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

3. По характеру целей деятельности память может быть:

– непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

– произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно  запоминаются:

– материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

– информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

– все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

– незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное  запоминание подчинено законам  ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация – это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Со времен Аристотеля различают три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, сходству и контрасту.

4. По использованным для запоминания средствам память бывает:

– непосредственной натуральной памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, – это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане;

– внешне опосредованной памятью, характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания В данном случае стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры. Благодаря этим и другим

– внутренне опосредствованной памятью, являющей собой высшую форму памяти– логическую память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для того чтобы такой переход мог осуществиться, сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению.

Вопросы для самопроверки

1. Какие базовые теоретические концепции внимания существуют в психологии?

2. Каковы главные свойства и виды внимания?

3. В чем состоят основополагающие взгляды на нейрофизиологическую природу внимания?

4. Каковы основные мнемические процессы?

5. Какие виды памяти вы знаете?

Литература

Основная

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995. Гл. 6.

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б Психология: Учебник. М, 2004. Гл. 6 и 8.

Дополнительная

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под ред. Ю.М. Забродина. М, 1980.

2. Дормашев Ю.Б, Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

4. Солсо РЛ. Когнитивная психология. М, 1996.

Тема 8. Познавательные процессы. Мышление и воображение. интеллект

8.1. Мышление  как высшая форма познавательной  деятельности

Жизнь постоянно  ставит перед человеком разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей  и связей. Каждый человек в своей  жизни делает множество открытий, и необязательно эти открытия являются великими и ценными в  масштабах всего человечества.

Проблема мышления долгое время изучалась в рамках философии и логики. В настоящее  время вместе с философией и логикой  исследованием мышления занимаются психология и многие другие научные  дисциплины: физиология, кибернетика, лингвистика и т. д. Специфика психологии состоит в том, что она изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности.

Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания. Для ориентации человека в природном  и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия. Во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно  не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию. Во-вторых, сложные  явления природного и социального  мира недоступны восприятию – они  не выражены в наглядных свойствах. В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия  на органы чувств человека, с помощью  восприятия невозможно познать то, что уже случилось (прошлое), и  то, чего еще нет (будущее).

Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством  отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.

Информация о работе Лекции по "Психологии"