Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством  с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного  и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность  мышления, как его опосредованность.

Таким образом, традиционные определения мышления, которые можно  встретить в большинстве учебников  по психологии, обычно фиксируют два  его признака: обобщенность и опосредованность. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Важно отметить еще  две особенности мышления:

1) связь с действием. С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»;

2) связь с речью. Человеческое мышление – это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Мышление как  высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует  роль речи в его развитии:

– во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;

– во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем – системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т. е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;

– в-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;

– в-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т. е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

Для описания проявлений мышления в психологии применяется  определение мышления в широком  смысле как активной познавательной деятельности субъекта, необходимой  для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке  говорят о мышлении в узком  смысле как процессе решения задач.

Любая задача имеет  объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуры. Объективно задача включает в себя: 1) набор определенных условий и 2) требование, которого нужно  достичь. С психологической стороны  требованию задачи соответствует субъективно  поставленная цель, а условиям –  средства ее достижения. Таким образом, задача – это цель, заданная в определенных условиях, а решение задачи – процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств. Если в прошлом опыте субъекта имеются готовые средства достижения цели, то решение задачи фактически сводится к использованию сформированного мыслительного действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления называют репродуктивным.

Отсутствие готовых  средств решения характеризует  особый вид интеллектуальных задач  – проблему. То, что является проблемой для одного человека, для другого может ею и не быть. Проблемная ситуация возникает при недостатке информации и неудовлетворенности потребностей, когда есть конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. В ситуации отсутствия готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска и созидания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Противоречия между целью и средствами являются движущей силой процесса мышления.

Решение проблемной ситуации осуществляется в несколько  этапов: первый этап связан с осознанием проблемной ситуации; на втором этапе  происходит анализ условий, выделение  того, что известно, и того, что  неизвестно, в результате чего проблема превращается в задачу; на третьем  этапе осуществляется ограничение  зоны поиска исходя из прошлого опыта  субъекта; на четвертом этапе появляются гипотезы как предположения о способах решения задачи; пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; а шестой – ее проверку, в которой гипотеза соотносится с исходными условиями. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Если нет – то процесс решения продолжается снова и происходит до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

Важное значение для принятия правильного решения  и успешного решения задачи имеют  знания, они составляют основу для  выдвижения гипотез. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных  образов, схем, чертежей.

8.2. Мышление  и речь

Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря  речи становится возможным отвлечь  от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать  представление или понятие о  нем в специальном слове. Мысль  обретает в слове необходимую  материальную оболочку, в которой  она и становится непосредственной действительностью для ее субъекта, других людей и нас самих. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается  в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана  та или иная мысль, тем более четко  и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и  понятнее становится сама эта мысль.

Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует  их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в  словах помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому  ее пониманию. Благодаря этому и  становится возможным развернутое, последовательное, систематическое  рассуждение, т. е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

В слове заключены  важнейшие предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

Вопрос о связи  мышления и речи является для психологии крайне важным. Он привлекал к себе внимание ученых на протяжении всей истории  развития психологических исследований. Предлагаемые решения были различными – от полного разделения речи и  мышления и признания их совершенно независимыми друг от друга функциями  до столь же однозначного и безусловного их соединения вплоть до абсолютного  отождествления. Современная психология рассматривает мышление и речь как  неразрывно связанные, но в то же время  самостоятельные реальности.

Значительный вклад  в решение проблемы соотношения  мышления и речи внес Л.С. Выготский. Он писал: «Слово так же относится  к речи, как и к мышлению. Оно  представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это  не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального  названия на отдельный предмет: оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово – это также и средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».

С точки зрения Л.С. Выготского, первоначально мышление и речь выполняли различные функции  и развивались относительно самостоятельно. В филогенезе и онтогенезе мышления и речи отчетливо выделяется доречевая  фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. У маленьких  детей и высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением, – выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением, – в свою очередь есть такие виды мышления, которые не связаны с речью.

Л.С. Выготский считал, что в возрасте около двух лет  наступает критический, переломный момент: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Признаками наступления перелома в развитии обеих функций являются быстрое  и активное расширение словарного запаса ребенка и стремительное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок  впервые открывает для себя символическую  функцию речи, осознает обобщающее значение слова как средства общения  и начинает пользоваться им как для  коммуникации, так и для решения  задач. Ребенок начинает называть разные предметы одним и тем же словом – это прямое доказательство того, что он усваивает понятия.

В окружающем нас  мире бесконечно много различных  предметов и явлений. Если бы мы стремились назвать каждое из них отдельным  словом, то тот словарный запас, которым  мы должны были бы пользоваться, стал бы необозримым, а сам язык – недоступным  человеку. Такой язык не мог бы служить  средством коммуникации. Однако нам  нет необходимости придумывать  специфическое название, отдельное  слово для каждого отдельно существующего  предмета или явления. В своем  общении и мышлении мы вполне обходимся  словарным запасом, количество слов в котором намного меньше числа  обозначаемых с их помощью предметов  и явлений. Это возможно потому, что  каждое слово представляет собой  понятие, относящееся не к одному предмету, а к целому классу однотипных предметов, выделяемых по совокупности общих, специфических и существенных признаков. Понятие определяется как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятие позволяет  обобщать и углублять знания об объекте, выходя в его познании за пределы  непосредственно воспринимаемого. Понятие выступает как важный элемент не только мышления и речи, но и восприятия, внимания, памяти. Оно  придает всем этим процессам избирательность  и глубину. Пользуясь понятием для  обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим  в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем  нам дано непосредственно через  органы чувств.

Из множества  качеств и свойств, заключенных  в слове-понятии, ребенок сначала  усваивает лишь те, которые непосредственно  выступают в совершаемых им действиях  с соответствующими предметами. В  дальнейшем, по мере получения и  обогащения жизненного опыта, им усваивается  более глубокий смысл понятия, включая  и те качества соответствующих предметов, которые прямо не воспринимаются. Процесс формирования понятия начинается задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда  ребенок уже достаточно овладел  речью как средством общения  и развил свой практический интеллект.

Первое слово  ребенка выступает по своему значению как целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В  развитии семантической (смысловой) стороны  речи ребенок начинает с целого предложения  и только затем переходит к  использованию частных смысловых  единиц, таких как отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической (звуковой) сторон речи идет разными, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

Для понимания отношения  мысли к слову важное значение имеет внутренняя речь. В отличие от внешней речи она обладает особым синтаксисом. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения. Основной синтаксической формой внутренней речи является предикативность. Примеры предикативности обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь. Таким людям нет, например, никакой необходимости в том, чтобы всегда называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: в большинстве случаев оно им хорошо известно.

Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т. е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным смыслом, взятым по отдельности от каждого объединенного в нем слова. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно не похожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями.

Информация о работе Лекции по "Психологии"