Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

Психические свойства – это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.

Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое  единство, образуя целостность психической  жизни человека. Категорией, интегрирующей  все психические проявления и  факты в сложную, но единую систему, является «личность».

4.3. Сознание  как высшая форма психического  отражения. Состояния сознания

Фундаментальной характеристикой  человеческого бытия является его  осознанность. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого существования. Проблема содержания, механизмов и  структуры человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной  из принципиально важных и наиболее сложных. Это связано, в частности, с тем, что сознание выступает  объектом исследования многих наук, причем круг таких наук все более и  более расширяется. Исследованием  сознания занимаются философы, антропологи, социологи, психологи, педагоги, физиологи  и другие представители естественных и гуманитарных наук, каждая из которых  изучает определенные явления сознания. Эти явления достаточно далеки друг от друга и не соотносятся с  сознанием как с целым.

В философии проблема сознания освещается в связи с  соотношением идеального и материального (сознание и бытие), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с позиции отражения (отражение  объективного мира). В более узком  значении сознание понимается как человеческое отражение бытия, воплощаемое в  социально выраженных формах идеального. Появление сознания связывается  в философской науке с возникновением труда и воздействием на природу  в ходе коллективной трудовой деятельности, породившим осознание свойств и  закономерных связей явлений, которое  закреплялось в языке, сформировавшемся в процессе общения. В труде и  реальном общении видится также  основа для возникновения самосознания – осознания собственного отношения  к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в  системе социальных отношений. Специфика  человеческого отражения бытия  определяется прежде всего тем, что  сознание не только отражает объективный  мир, но и творит его.

В психологии сознание рассматривается как наивысшая  форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется  сложной, многомерной психологической  структурой. А.Н. Леонтьев выделял в  структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную  ткань образа, значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

Личностный  смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

Чувственная ткань  образа, значения и смысл находятся  в тесном взаимодействии, взаимно  обогащая друг друга, образуют единую ткань сознания личности.

Другой аспект психологического анализа категории сознания в  психологии близок к тому, как понимают сознание в естественных науках: физиологии, психофизиологии, медицине. Этот путь изучения сознания представлен исследованиями состояний сознания и их изменений. Состояния сознания рассматриваются  как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс  психического отражения окружающего  мира и деятельность. Традиционно  в западной психологии выделяют два  состояния сознания: сон и бодрствование.

К числу основных законов психической деятельности человека относится циклическое  чередование сна и бодрствования. Потребность в сне зависит  от возраста. Общая продолжительность  сна новорожденного – 20–23 ч в сутки, от шести месяцев до одного года – около 18 ч, в возрасте от двух до четырех лет – около 16 ч, в возрасте от четырех до восьми лет – около 12 ч. В среднем человеческий организм функционирует следующим образом: 16 ч – бодрствование, 8 ч – сон. Однако экспериментальные исследования ритмов человеческой жизни показали, что такое соотношение между состояниями сна и бодрствования не является обязательным и универсальным. В США были проведены опыты по изменению ритма: цикл в 24 ч был заменен на цикл в 21, 28 и 48 ч. По 48-часовому циклу испытуемые жили во время длительных пребываний в пещере. На каждые 36 ч бодрствования у них приходилось по 12 ч сна, а значит, в каждые обычные, «земные» сутки они экономили два часа бодрствования. Многие из них вполне приспособились к новому ритму и сохранили работоспособность.

Лишенный сна  человек погибает в течение двух недель. В результате 60-80-часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация  в окружающей среде, резко снижается  работоспособность, теряется способность  к сосредоточению внимания, могут  возникнуть различные нарушения  моторики, возможны галлюцинации, иногда наблюдается потеря памяти и сбивчивость  речи. Ранее считалось, что сон  – это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстановить силы. Современные представления о  функциях сна доказывают: это не просто восстановительный период, а  главное – это вовсе не однородное состояние. Новое понимание сна  стало возможным с началом  применения психофизиологических методов  анализа: записи биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), регистрации мышечного  тонуса и движений глаз. Было обнаружено, что сон состоит из пяти фаз, сменяющихся  каждые полтора часа, и включает в себя два качественно различных  состояния – медленный и быстрый  сон, – которые отличаются друг от друга по типам электрической активности мозга, вегетативным показателям, тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон имеет  четыре стадии:

1) дремота – на этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования – альфа-ритмы, они сменяются низкоамплитудными колебаниями; могут возникать сноподобные галлюцинации;

2) поверхностный сон – появляются веретена сна (веретенообразный ритм – 14–18 колебаний в секунду); при появлении первых веретен сознание отключается;

3) и 4) дельта-сон – появляются высокоамплитудные, медленные колебания ЭЭГ. Дельта-сон подразделяется на две стадии: на 3-й стадии волны занимают 30–40 % всей ЭЭГ, на 4-й – более 50 %. Это глубокий сон: мышечный тонус снижен, движения глаз отсутствуют, ритм дыхания и пульс становятся реже, температура понижается. Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (сокращает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сон характеризуется  ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при  сильном мышечном расслаблении с  резкими подергиваниями в отдельных  группах мышц. Подобное сочетание  активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет второе название этой стадии сна – парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты  сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов  чередуются паузами), эпизодический  подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. Именно стадия быстрого сна сопровождается сновидениями, и  если человека разбудить в этот период, то он довольно связанно расскажет, что  ему приснилось.

Сны как психологическую  реальность ввел в психологию З. Фрейд (см. 2.2). Он рассматривал сны как яркое выражение бессознательного. В понимании современных ученых во сне продолжается переработка информации, полученной в течение дня. Причем центральное место в структуре сновидений играет подпороговая информация, на которую в течение дня не было обращено должного внимания, или информация, не ставшая достоянием сознательной обработки. Таким образом, сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивает необходимую психологическую защиту.

Состояние бодрствования  также неоднородно: в течение  дня уровень активации постоянно  меняется в зависимости от влияния  внешних и внутренних факторов. Можно  выделить напряженное бодрствование, моменты которого соответствуют  периодам самой интенсивной умственной и физической деятельности, нормальное бодрствование и расслабленное  бодрствование. Напряженное и нормальное бодрствования называют экстравертированными состояниями сознания, так как  именно в этих состояниях человек  способен на полноценное и эффективное  взаимодействие с окружающим миром  и другими людьми. Эффективность  выполняемой деятельности и продуктивность решения жизненных задач в  большой мере определяются уровнем  бодрствования и активации. Поведение  тем эффективнее, чем ближе уровень  бодрствования к некоторому оптимуму: он не должен быть слишком низким и  слишком высоким. При низких уровнях  готовность человека к деятельности невысока и он может вскоре заснуть, при высокой активации человек  взволнован и напряжен, что может  привести к дезорганизации деятельности.

Кроме сна и бодрствования  в психологии выделяют ряд состояний, которые называются измененными  состояниями сознания. К ним относятся, например, медитация и гипноз. Медитацией является особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Практика введения в такое состояние известна на Востоке в течение многих столетий. В основе всех видов медитации лежит сосредоточение внимания с тем, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания и заставить мозг ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. После сеанса медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышаются психическая активность и общий жизненный тонус.

Гипноз представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии (внушения), включая и самовнушение. В гипнозе выявляется нечто общее с медитацией и сном: подобно им, гипноз достигается уменьшением притока сигналов к мозгу. Однако эти состояния не следует отождествлять. Существенными компонентами гипноза являются внушение и внушаемость. Между гипнотизируемым и гипнотизирующим устанавливается рапорт – единственная связь с окружающим миром, которая сохраняется у человека в состоянии гипнотического транса.

С древних времен люди использовали специальные вещества с целью изменения состояния  своего сознания. Вещества, которые  воздействуют на поведение, сознание и  настроение, называются психоактивными, или психотропными. К одному из классов  таких веществ относятся наркотики, приводящие человека в состояние  «невесомости», эйфории и создающие  ощущение пребывания вне времени  и пространства. Большинство наркотических  веществ производят из растений, прежде всего мака, из которого получают опиум. Собственно наркотиками в узком  смысле называются именно опиаты –  производные опиума: морфин, героин и др. К наркотикам человек быстро привыкает, у него формируется физическая и психическая зависимость.

Другой класс  психотропных веществ составляют стимуляторы, возбуждающие средства. К малым возбуждающим средствам относятся чай, кофе и  никотин – многие люди используют их, чтобы взбодриться. Более сильными возбуждающими средствами являются амфетамины – они вызывают прилив сил, в том числе и творческих, возбуждение, эйфорию, уверенность  в себе, ощущение безграничности своих  возможностей. Последействием употребления этих веществ могут быть появление  психотической симптоматики, галлюцинаций, паранойи, упадок сил. Нейродепрессанты, барбитураты и транквилизаторы  уменьшают беспокойство, успокаивают, снижают эмоциональное напряжение, некоторые действуют как снотворные средства. Галлюциногены и психоделики (ЛСД, марихуана, гашиш) искажают восприятие времени, пространства, вызывают галлюцинации, эйфорию, изменяют мышление, расширяют  сознание. Содержание, структура и  состояния человеческого сознания весьма многообразны. Они вызывают острый интерес и имеют несомненную  практическую значимость, однако изучены  крайне мало. Сознание до сих пор  остается самой большой загадкой человечества.

4.4. Сознание  и бессознательное

Важным шагом  в изучении сознательного отражения  окружающей реальности является определение  круга явлений, которые принято  называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; 2) неосознаваемые побудители сознательных действий; 3) надсознательные процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

1) неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, или автоматическими действиями. Они либо являются врожденными, либо сформировались очень рано – в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, схватывание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые известны как вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;

Информация о работе Лекции по "Психологии"