Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций
Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия
Таким образом, современное
состояние психологии представляет
собой множественность взглядов
на природу человеческой психики
и ее развитие. Эта вариативность
научных школ и направлений исторически
обусловлена и представляет собой
результат поисков многими
2.4. Основные
направления психологической
Наряду с развитием
психологии как самостоятельной
научной дисциплины происходило
развитие психологической практики,
предназначенной оказывать
Развитие практической психологии определяется, с одной стороны, интенсивным развитием психологической теории, с другой – социальным заказом общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера. Становление практической психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности, основу которых составляют теоретические принципы и методы психологического познания, закономерности существования и развития психической реальности.
В круг основных задач
практической психологии входят познание
психической реальности и выработка
средств практической помощи и психологической
поддержки личности, испытывающей затруднения
в решении жизненных проблем,
в организации оптимальных
Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога можно выделить следующие: 1) психодиагностическая работа; 2) психологическое консультирование; 3) психотерапия; 4) коррекционно-развивающая деятельность; 5) психопрофилактическая работа.
Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, обеспечивающих надежность и достоверность данных, позволяющих получать значимую информацию о конкретном человеке или группе людей. В психодиагностическом обследовании просматриваются три основных этапа: сбор данных, их обработка и интерпретация, вынесение решения (диагноз, прогноз или составление психологического портрета личности).
Психологическое консультирование является важным направлением деятельности практического психолога, включающим в себя индивидуальное консультирование, педагогическое консультирование, профконсультирование, управленческое консультирование, консультирование руководителей и др. Фактически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной форме применяется консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом.
Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является семейное консультирование, связанное с нормализацией детско-родительских отношений, решением добрачных и супружеских проблем, предразводных и послеразводных состояний. Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка, в том числе в периоды возрастных кризисов. Значительное место занимает консультирование организаций, связанное с проблемами отбора персонала, управления персоналом, формирования команды, планирования карьеры отдельных работников, прогнозом развития организации в целом. Специфическим видом консультирования является «телефон доверия», позволяющий человеку обратиться за психологической поддержкой в наиболее трудные моменты жизни и предупредить нежелательные действия и поступки.
Психологическое консультирование
можно определить как непосредственную
работу с людьми, направленную на решение
различного рода психологических проблем,
связанных с преодолением трудностей
в межличностных отношениях, где
основным средством воздействия
является определенным образом построенная
беседа. Психологический смысл
Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием психологическое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или группу с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья и т. д. Однако за последние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом привело к успешному распространению ее влияния на значительно более широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевтические знания и даже некоторые техники стали представлять интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Сегодня уже можно говорить о формировании особого психотерапевтического мировоззрения, центром которого является целостная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность.
Коррекционно-развивающая деяте
Психопрофилактическая деятельность связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается, – родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др. – с целью предупреждения возможных нарушений условий развития, повышения психологической компетенции. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятиях. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.
Таким образом, основное содержание и цель практической психологии – это психологическая помощь и психологическая поддержка человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, обеспечение психологического комфорта личности в отношении к самому себе, во взаимодействиях с другими людьми, в отношениях к миру в целом. В данном аспекте можно говорить о психологическом здоровье личности. Психологическое здоровье находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, делает личность самодостаточной, вооруженной средствами самопознания, самопринятия, самоуважения и саморазвития в контексте взаимодействий с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Вопросы для самопроверки
1. Какие этапы выделяют в истории психологии?
2. В чем проявился открытый кризис психологии?
3. Каковы основные тенденции современного развития психологии?
4. В чем состоит сущность гуманистического направления в психологии?
5. Какие основные направления практической психологии вам известны?
Литература
Основная
1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М., 1992. Гл. 2.
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учеб. пособие. М., 1996.
3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 2.
Дополнительная
1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник. М., 2001.
2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ. / Под ред. В.С. Магуна. М., 2000.
3. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». М., 1997.
4. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии: Пер. с англ. СПб., 1998.
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
3.1. Возникновение психики в процессе эволюции
Для того чтобы понять
природу психического, необходимо ответить
на вопросы о том, когда и почему
в ходе эволюции возникла психика, как
она развивалась и усложнялась.
Процесс возникновения и
Теория биопсихизма наделяет психикой всю живую материю и в соответствии с этим относит время ее появления к периоду зарождения жизни. В учении о всеобщей одухотворенности природы – панпсихизме – выдвигается тезис о наличии души не только у живой природы, но и у неживой, например у камней; возникновение психики отдаляется при этом в еще более далекое прошлое.
Существует также такой способ решения проблемы возникновения психики, при котором она признается свойственной не всякой материи вообще и не всякой живой материи, но только организмам, имеющим нервную систему. Эта концепция получила название нейропсихизм.
Во всех перечисленных теориях психика приписывается какому-либо существу не потому, что оно обнаруживает определенные свойства поведения, а просто потому, что оно принадлежит к определенному классу объектов. Таким образом, ни одна из вышеприведенных точек зрения не дает нам четкого представления об объективном, но внутреннем (исходящем из сущности самой психики) критерии психического – данные критерии являются внешними по отношению к форме существования организма.
Принципиально иной
взгляд на проблему возникновения психики
содержится в трудах А.Н. Леонтьева.
Гипотеза этого ученого получила
наибольшее развитие и признание. В
качестве объективного критерия психики
он предложил рассматривать
Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости и является, с точки зрения А.Н. Леонтьева, исходным моментом развития психики, обеспечивающим более эффективное приспособление к среде. Простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для обеспечения жизни им было достаточно простой раздражимости. Решающим условием для возникновения чувствительности явился переход от жизни в однородной среде к жизни в более сложной среде дискретных предметов, переход от неоформленных источников жизни к вещно-оформленным.
Развитие психики в животном мире тесно связано с эволюцией нервной системы от ее наиболее древней составляющей – сетевидной нервной системы – к самому сложному уровню развития нервной системы – мозгу. Нервная система обусловила функционирование организма как единого целого.
Важную роль в
развитии психики играло также изменение
характера взаимоотношения
Таким образом, психическое
развитие живых организмов определялось
усложнением нервной системы, изменением
среды существования и
3.2. Стадии и уровни развития психики и поведения животных
А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.
Животные с элементарной сенсорной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, чья психика находится на низшем уровне этой стадии, т. е. существует только в зачатке, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Простейшие способны к элементарным формам научения, т. е. к формированию условных реакций. В ряде опытов сосуд, в котором находились инфузории туфельки, был поделен на две части. Одна часть была освещена, а другая нет, при этом свет сочетался с «наказанием» (повышенной температурой, электрическим током). В результате животные, ранее безразличные к характеру освещения, начинали предпочитать безопасную часть сосуда даже в отсутствие отрицательных подкреплений, ориентируясь только на ее освещение. С возрастанием уровня филогенетического развития происходит усложнение поведения. У червей и моллюсков появляются целые цепочки врожденных таксисов.