Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

Таким образом, современное  состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики  и ее развитие. Эта вариативность  научных школ и направлений исторически  обусловлена и представляет собой  результат поисков многими мыслителями  в течение нескольких тысячелетий  ответов на вопросы о сущности человека и факторах, определяющих его развитие и поведение.

2.4. Основные  направления психологической практики

Наряду с развитием  психологии как самостоятельной  научной дисциплины происходило  развитие психологической практики, предназначенной оказывать помощь человеку в сложных жизненных  ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткая  система профессионального отбора и конкуренции в деловом мире. Возможности оказания психологической  помощи и поддержки населению  получили реальное воплощение лишь несколько  десятилетий тому назад.

Развитие практической психологии определяется, с одной  стороны, интенсивным развитием  психологической теории, с другой – социальным заказом общества в  условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий  кризисного и катастрофического  характера. Становление практической психологии происходит в тесной взаимосвязи  с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности, основу которых  составляют теоретические принципы и методы психологического познания, закономерности существования и  развития психической реальности.

В круг основных задач  практической психологии входят познание психической реальности и выработка  средств практической помощи и психологической  поддержки личности, испытывающей затруднения  в решении жизненных проблем, в организации оптимальных условий  жизнедеятельности, способствующих наилучшей  социальной и психологической адаптации.

Среди разнообразных  направлений деятельности практического  психолога можно выделить следующие: 1) психодиагностическая работа; 2) психологическое  консультирование; 3) психотерапия; 4) коррекционно-развивающая  деятельность; 5) психопрофилактическая  работа.

Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, обеспечивающих надежность и достоверность данных, позволяющих получать значимую информацию о конкретном человеке или группе людей. В психодиагностическом обследовании просматриваются три основных этапа: сбор данных, их обработка и интерпретация, вынесение решения (диагноз, прогноз или составление психологического портрета личности).

Психологическое консультирование является важным направлением деятельности практического психолога, включающим в себя индивидуальное консультирование, педагогическое консультирование, профконсультирование, управленческое консультирование, консультирование руководителей и др. Фактически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной форме применяется консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом.

Наиболее широкой  сферой применения психологического консультирования является семейное консультирование, связанное с нормализацией детско-родительских отношений, решением добрачных и супружеских проблем, предразводных и послеразводных состояний. Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка, в том числе в периоды возрастных кризисов. Значительное место занимает консультирование организаций, связанное с проблемами отбора персонала, управления персоналом, формирования команды, планирования карьеры отдельных работников, прогнозом развития организации в целом. Специфическим видом консультирования является «телефон доверия», позволяющий человеку обратиться за психологической поддержкой в наиболее трудные моменты жизни и предупредить нежелательные действия и поступки.

Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение  различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где  основным средством воздействия  является определенным образом построенная  беседа. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем  социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах. Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность взглянуть  на свои проблемы и житейские сложности  со стороны, изменить психологические  установки.

Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием психологическое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или группу с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья и т. д. Однако за последние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом привело к успешному распространению ее влияния на значительно более широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевтические знания и даже некоторые техники стали представлять интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Сегодня уже можно говорить о формировании особого психотерапевтического мировоззрения, центром которого является целостная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность.

Коррекционно-развивающая деятельность психолога наиболее востребована в работе с детьми, где она направлена на устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка. Эта деятельность тесно связана с психологической диагностикой. Практический психолог не только ставит диагноз, но и разрабатывает на его основе коррекционную программу, а также самостоятельно осуществляет значительную часть коррекционной работы. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются устранение отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Психопрофилактическая деятельность связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается, – родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др. – с целью предупреждения возможных нарушений условий развития, повышения психологической компетенции. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятиях. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.

Таким образом, основное содержание и цель практической психологии – это психологическая помощь и психологическая поддержка  человека, оказавшегося в сложной  жизненной ситуации, обеспечение  психологического комфорта личности в  отношении к самому себе, во взаимодействиях  с другими людьми, в отношениях к миру в целом. В данном аспекте  можно говорить о психологическом  здоровье личности. Психологическое  здоровье находится в тесной связи  с высшими проявлениями человеческого  духа, делает личность самодостаточной, вооруженной средствами самопознания, самопринятия, самоуважения и саморазвития в контексте взаимодействий с  окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических  и экологических реальностей  окружающего мира.

Вопросы для самопроверки

1. Какие этапы выделяют в истории психологии?

2. В чем проявился открытый кризис психологии?

3. Каковы основные тенденции современного развития психологии?

4. В чем состоит сущность гуманистического направления в психологии?

5. Какие основные направления практической психологии вам известны?

Литература

Основная

1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М., 1992. Гл. 2.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учеб. пособие. М., 1996.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 2.

Дополнительная

1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник. М., 2001.

2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ. / Под ред. В.С. Магуна. М., 2000.

3. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». М., 1997.

4. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии: Пер. с англ. СПб., 1998.

Тема 3. Биологические  основы и предпосылки психического отражения

3.1. Возникновение  психики в процессе эволюции

Для того чтобы понять природу психического, необходимо ответить на вопросы о том, когда и почему в ходе эволюции возникла психика, как  она развивалась и усложнялась. Процесс возникновения и изменения  психики как продукта эволюции называется филогенезом. Направление, которое можно обозначить как антропопсихизм, исходит из того, что психика есть только у человека, и связывает ее возникновение с появлением человека.

Теория биопсихизма наделяет психикой всю живую материю и в соответствии с этим относит время ее появления к периоду зарождения жизни. В учении о всеобщей одухотворенности природы – панпсихизме – выдвигается тезис о наличии души не только у живой природы, но и у неживой, например у камней; возникновение психики отдаляется при этом в еще более далекое прошлое.

Существует также  такой способ решения проблемы возникновения  психики, при котором она признается свойственной не всякой материи вообще и не всякой живой материи, но только организмам, имеющим нервную систему. Эта концепция получила название нейропсихизм.

Во всех перечисленных  теориях психика приписывается  какому-либо существу не потому, что  оно обнаруживает определенные свойства поведения, а просто потому, что оно  принадлежит к определенному  классу объектов. Таким образом, ни одна из вышеприведенных точек зрения не дает нам четкого представления  об объективном, но внутреннем (исходящем  из сущности самой психики) критерии психического – данные критерии являются внешними по отношению к форме  существования организма.

Принципиально иной взгляд на проблему возникновения психики  содержится в трудах А.Н. Леонтьева. Гипотеза этого ученого получила наибольшее развитие и признание. В  качестве объективного критерия психики  он предложил рассматривать способность  живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (абиотические) воздействия – это те виды энергии  или свойства предметов, которые  не участвуют непосредственно в  обмене веществ. Сами по себе эти воздействия  не вредны и не полезны, однако они  находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми  объектами и, следовательно, могут  сигнализировать организму об их наличии. Если живой организм приобретает  способность отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать  их связь с биологически существенными  свойствами, то возможности его выживания  оказываются несравненно более  широкими. Свойственная всей живой  материи способность отражать жизненно значимые воздействия среды, соответствующая  допсихическому уровню развития, называется простой раздражимостью. Существование живых организмов в усложняющейся и изменчивой среде приводит к дальнейшему усложнению отражения окружающей действительности и возникновению более сложной формы раздражимости – чувствительности. Чувствительность представляет собой способность некоторых живых организмов отражать биологически нейтральные раздражители, обладающие сигнальным значением, т. е. объективно связанные с биотическими свойствами.

Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости  и является, с точки зрения А.Н. Леонтьева, исходным моментом развития психики, обеспечивающим более эффективное  приспособление к среде. Простейшие живые организмы существовали в  гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для обеспечения жизни  им было достаточно простой раздражимости. Решающим условием для возникновения  чувствительности явился переход от жизни в однородной среде к  жизни в более сложной среде  дискретных предметов, переход от неоформленных  источников жизни к вещно-оформленным.

Развитие психики  в животном мире тесно связано  с эволюцией нервной системы  от ее наиболее древней составляющей – сетевидной нервной системы  – к самому сложному уровню развития нервной системы – мозгу. Нервная  система обусловила функционирование организма как единого целого.

Важную роль в  развитии психики играло также изменение  характера взаимоотношения живых  организмов с окружающей средой. Допсихические  процессы жизнедеятельности сводились  к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т. д. Отражение биологически нейтральных свойств оказалось неразрывно связанным с качественно иной активностью живых существ – поведением. Смысл новой формы активности заключался в том, чтобы обеспечивать биологический результат там, где условия не позволяли ему реализовываться непосредственно, сразу.

Таким образом, психическое  развитие живых организмов определялось усложнением нервной системы, изменением среды существования и возникновением поведенческой активности.

3.2. Стадии  и уровни развития психики  и поведения животных

А.Н. Леонтьев выделил  в развитии психики животных три  стадии: стадию элементарной сенсорной  психики, стадию перцептивной психики  и стадию интеллекта.

Животные с элементарной сенсорной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, чья психика находится на низшем уровне этой стадии, т. е. существует только в зачатке, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Простейшие способны к элементарным формам научения, т. е. к формированию условных реакций. В ряде опытов сосуд, в котором находились инфузории туфельки, был поделен на две части. Одна часть была освещена, а другая нет, при этом свет сочетался с «наказанием» (повышенной температурой, электрическим током). В результате животные, ранее безразличные к характеру освещения, начинали предпочитать безопасную часть сосуда даже в отсутствие отрицательных подкреплений, ориентируясь только на ее освещение. С возрастанием уровня филогенетического развития происходит усложнение поведения. У червей и моллюсков появляются целые цепочки врожденных таксисов.

Информация о работе Лекции по "Психологии"