Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

в зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

в зависимости от временной организации: сплошное и  выборочное. В процессе сплошного  наблюдения ход событий фиксируется  постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает  только определенные моменты наблюдаемого процесса;

в зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется  по определенной, заранее разработанной  схеме. Свободное наблюдение не имеет  заданной программы и четких параметров.

В психологических  исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором  открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.

Каждый из названных  видов наблюдения имеет свои достоинства  и недостатки, собственные возможности  для получения наиболее полных и  достоверных данных. Однако в целом  организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят  от личности наблюдателя, его установок  и отношения к наблюдаемым  явлениям. Для снижения высокой степени  субъективности в получении и  интерпретации данных необходимо строгое  следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука.

С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:

1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление – в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

лабораторный эксперимент  проводится в специально создаваемых  и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях  используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность  получаемых данных. Недостатком этого  вида исследования является трудность  переноса результатов, полученных в  эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность  и абстрактность лабораторных условий  существенно отличаются от условий  жизнедеятельности человека;

естественный эксперимент  снимает ограничения лабораторного  эксперимента Основное достоинство  данного метода заключается в  сочетании экспериментальности  исследования с естественностью  условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит  отечественному психологу А.Ф. Лазурскомуформирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;

констатирующий  эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень  развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных  основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

беседа (интервью) – получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

тестирование –  психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и  задачи. В психологии создано большое  количество специализированных тестов, предназначенных для измерения  различных психических свойств  и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные  и многие др. Их применение требует  профессиональной психологической  подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они  публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием  и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

анализ продуктов  деятельности, основанный на общей  предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних  форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических  особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному  анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные  предметы и явления, нарисованные рисунки  и т. д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как  средства повышения надежности, объективности  и точности получаемых результатов.

1.4. Структура  современной психологии

В настоящее время  психология представляет собой сложную  и разветвленную систему направлений  научных исследований, структуру  которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры  психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией  ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного  изучения новых психологических  реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют  постоянно расширять горизонты  психологии. Сегодня насчитывают  до ста отраслей психологии, которые  находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение  среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда; медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала; педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания; юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях; инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек – машина»; спортивная психологиярассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки; а также отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе – ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология; сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека; психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом, этнопсихологияакцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах; и т. д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся  в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько  многогранна эта наука. Вместе с  тем психология представляет собой  единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и  едином методе и включенную в общенаучный  контекст.

1.5. Место  психологии в системе научного  познания

Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:

– превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;

– возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений;

– современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

В системе тех  или иных связей человек изучается  как продукт биологической эволюции – вид Homo sapiens; субъект и объект исторического процесса – личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости; основная производительная сила общества – субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания. Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.

Наряду с процессом  дифференциации научного знания о человеке наблюдается встречный процесс  интеграции. Тенденция к объединению  различных наук, аспектов и методов  исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к  возникновению новых пограничных  дисциплин и соединению посредством  их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и  истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным  разделом – моделированием мозговых систем, и прежде всего анализаторов внешней среды. На границах между  кибернетикой, физиологией, психологией  и педагогикой разрабатывается  теория программированного обучения.

Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении  и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной  науки коренным образом изменяет положение психологии в системе  наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения  различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном, знании о человеке.

Преодолеть междисциплинарную  разобщенность в понимании человека, создать общую картину его  мира возможно только рассматривая его  как некую систему. В своей  книге «Человек как предмет познания»  Б.Г. Ананьев указывает: «Человекознание  – это та область, где системный  подход органически обусловлен и  интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих  как бы в разных плоскостях, но неизменно  пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными  в исследования самых различных  гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые  перспективы осмысления психического».

Отечественный психолог Б.Ф. Ломов писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными – через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими – через медицинскую психологию, с педагогическими – через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими – через инженерную психологию, и т. д.

Информация о работе Лекции по "Психологии"