Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

2) неосознаваемые установки – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Фактов, демонстрирующих готовность или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. В качестве примеров неосознаваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия – моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом – перцептивную установку, готовность решать проблемы и задачи определенным способом – умственную установку, и т. д. Установки имеют очень важное функциональное значение: субъект, подготовленный к действию, способен осуществить его более эффективно и экономично;

3) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другиеподготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим боль, имеет горестное выражение лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются также объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека – его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание – скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде – как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, – оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, – они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе – психоанализе.

Выдающийся отечественный  психолог А.Н. Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознаются. Но, по его  мнению, мотивы могут проявляться  в эмоциональной окраске тех  или иных объектов или явлений, в  форме отражения их личностного  смысла. Человек способен осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога. Однако это представляет собой специальную задачу. Нередко  осознание мотива подменяется мотивировкой – рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.

Надсознательные процессы – это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня в день в течение длительного времени. Размышляя над проблемой, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется: иногда это возникает неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, в действительности является интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако человек не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное» – это процессы, происходящие над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

Выделенные классы неосознаваемых психических явлений  расширяют наше представление о  психике, не ограничивая ее только фактами  сознательного отражения реальности. Следует особенно подчеркнуть, что  сознательное и бессознательное  – это не противоположности, а  частные проявления психического.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое психика и каковы ее основные функции?

2. Каковы основные уровни психического отражения?

3. Что такое сознание?

4. Что такое состояния сознания? Какие состояния сознания вы знаете?

5. Что такое неосознаваемые психические явления? Какие классы неосознаваемых психических явлений выделяет Ю.Б. Гиппенрейтер?

Литература

Основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лекц. 5 и 6.

2. Психология: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003. Гл. 5.

Дополнительная

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

Тема 5. Развитие психики в онтогенезе

5.1. Проблема  движущих сил психического развития

В отличие от развития вида – филогенеза – развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.

Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими  словами, вопрос о движущих силах  психического развития, является одним  из самых важных и сложных в  психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают  его, но так и не могут прийти к  однозначному решению. Традиционно  выделяют две основные категории  факторов, определяющих психическое  развитие: биологические и социальные.

Сторонники представлений  о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой  продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление – социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Дж. Локк. Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно написать все что захочется. Ученый придерживался того мнения, что любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Этот взгляд на развитие человека существует до сих пор. Например, концепции современного «ситуационализма» в теориях личности настаивают на том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, добрых и злых, альтруистов и эгоистов – они становятся такими под давлением ситуации.

Противоположной точки  зрения придерживались французские  философы Р. Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему.

Идеи, сформулированные Локком и Руссо в самой общей  форме, на долгое время предопределили извечный спор относительно того, что  определяет ход психического развития человека: природа или воспитание, наследственность или среда, гены или  образ жизни, и т. д. Однако сегодня становится все более очевидным, что процесс влияния рассматривается в обоих направлениях механистично и однозначно. Современная психология приходит к пониманию того, что сама формулировка проблемы – «наследственность или воспитание» – некорректна, и это явилось причиной бесплодных дебатов в течение многих столетий.

Выход из сложившегося положения, казалось, был найден в  двухфакторных теориях детерминации развития личности. Одна из этих теорий называется теорией конвергенции двух факторов и принадлежит В. Штерну. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Штерн писал: «Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: “Происходит ли оно извне или изнутри?”... так как и то, и другое принимает участие в его осуществлении».

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием X-элементов наследственности и Y-элементов среды. Это самая распространенная концепция современной, прежде всего западной, психологии. Так, например, английский психолог Г. Айзенк считает, что интеллект на 80 % определяется влиянием среды и лишь на 20 % – влиянием наследственности.

Но тем не менее  следует отметить, что сторонники теории конвергенции определяющую роль все же отводили наследственности, среда рассматривалась ими лишь в качестве регулятора условий, в  которых эта наследственность реализуется. Ограниченность теории конвергенции проявляется  в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущности развития человека в природе и обществе.

Другой подход к  решению вопроса о детерминации развития с позиций влияния двух факторов сформировался в рамках психоанализа З. Фрейда и многих неофрейдистских  концепций. В этих теориях, в отличие  от позиции В. Штерна, развитие рассматривается  как результат конфронтации, или  противоборства, двух факторов: биологического и социального.

З. Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов  – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Благодаря воспитанию удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Таким образом, конфронтация двух факторов предстает как конфликт между обществом и влечениями личности, а во внутреннем плане выражается изначальным конфликтом между различными инстанциями самой личности – «Сверх-Я» и «Оно». «Сверх-Я» представляет собой усвоенные личностью социальные нормы, правила поведения, а «Оно» содержит глубинные влечения, отражающие природное начало в человеке.

Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии и прежде всего  в силу того, что предложенная схема  влечет за собой резкое противопоставление Личности и Общества. В неофрейдизме были предприняты попытки «социологизации» психоанализа, но основные теоретические установки остались прежними.

Отечественной психологии в рамках культурно-исторического  направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С. Выготский, удалось преодолеть дуализм в  решении вопроса о движущих силах  психического развития. Одна из главных  идей Л.С. Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка  надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными  способами поведения и мышления (социализацию).

Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического  развития: языком, письмом, счетными системами  и др. Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний  прием как бы «вращивается» и  становится внутренним, – этот процесс называется «интериоризация».

Ранняя смерть помешала Л.С. Выготскому завершить оформление целостной теоретической системы. Дальнейшее развитие его идей осуществили  психологи Харьковской школы  А.Н. Леонтьев,А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др. в комплексной программе исследований развития психики ребенка. Концептуальным стержнем программы стало понятие предметной деятельности.

Как отмечал Д.Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» позволяет совершенно по-иному взглянуть на процесс психического развития и указывает путь выхода из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта – это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, – факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.

5.2. Понятие  возраста. Психологический возраст  и периодизация психического  развития

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий  психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:

Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального  развития человека показывает, что  категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Информация о работе Лекции по "Психологии"