Контрольная работа по «Психологии и педагогике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Трудность изучения внимания и практической работы с ним заключается в том, что оно как бы не имеет своего субстрата. Если каждому интуитивно ясно, что именно является результатом восприятия, памяти или мышления, то для внимания такой результат найти, по-видимому, невозможно. Оно не имеет своего продукта, оказываясь лишь стороной или свойством какого-то другого процесса.

Оглавление

1 Основные свойства внимания в практической деятельности……….3


2 Характер и его основные черты………………………………………6


3 Характеристика методов стимулирования…………………………..14


4 Используемая литература…………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Психология и педогогика.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФГОУ  ВПО) 
 

Институт  Коммерции Менеджмента и Инновационных технологий 
 

Контрольная работа

     по  дисциплине

«Психология и педагогика» 

Студентки ____заочного  отделения______ курс ____2 _______ 

Специальность    351300   (080301)      - «Коммерция»_________

      

     Ветошкиной Ольги Владимировны                                 

(Ф.И.О.) 
 

 
 
 
 
 
Преподаватель: ____________________
   
Оценка: ___________________________
   
Подпись преподавателя: _____________
   
Дата  проверки: «____» _________ 2009г.
 
 
 

Киров,  2009г. 

                                        Содержание. 

1 Основные свойства внимания в практической деятельности……….3 

2 Характер и его основные черты………………………………………6 

3 Характеристика методов стимулирования…………………………..14 

4 Используемая литература…………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Основные свойства внимания. 

Трудность изучения внимания и практической работы с  ним заключается в том, что  оно как бы не имеет своего субстрата. Если каждому интуитивно ясно, что  именно является результатом восприятия, памяти или мышления, то для внимания такой результат найти, по-видимому, невозможно. Оно не имеет своего продукта, оказываясь лишь стороной или свойством какого-то другого процесса. 

Другая проблема, связанная со вниманием, заключается  в том, что в обыденной жизни оно крайне редко или вообще никогда не становится предметом целенаправленного развития или формирования. Невнимательных людей (особенно детей) упрекают, наказывают (двойками или записями в дневнике), хотя, например, никто не будет упрекать ребенка, что он не умеет читать или складывать числа, если его этому не научили. Между тем, если сравнить психологическую структуру внимания и, например, выполнения арифметических действий, то между ними найдется гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. 

Обе отмеченные проблемы решает так называемая теория поэтапного формирования умственных действий отечественного психолога П.Я. Гальперина в ее приложении ко вниманию. 

В рамках данной теории проводится аналогия между познавательными  процессами (внутренними, умственными действиями) и внешними движениями и действиями человека. Некоторые формы и тех, и других являются врожденными и не требуют никакого обучения. Так, каждый человек без какого-либо обучения умеет дышать, глотать и выполнять некоторые другие действия. Точно так же у каждого без всякого обучения существует НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, то есть сосредоточение на объекте и явлении, не требующее специальных усилий. Объект привлекает непроизвольное внимание, так как обладает некими значимыми для человека свойствами. К таким свойствам относится новизна (появление того, чего раньше не было), интенсивность воздействия на ощущения (величина, яркость, громкость и т.п.), а также соответствие потребностям (внимание голодного привлечет вывеска кафе или продовольственного магазина). То есть непроизвольное внимание привлечет все новое, яркое (большое, громкое), важное. Именно эти свойства непроизвольного внимания, кстати, активно используют создатели рекламы. 

Продолжая сравнение  внешних и внутренних действий, следует отметить, что большинство внешних действий требует достаточно длительного процесса отработки, который проходит в несколько этапов. Чтобы понять сущность этого процесса, каждый может вспомнить, как он обучался писать, играть на музыкальном инструменте, ездить на велосипеде или водить автомобиль. На первом этапе происходит освоение отдельных элементов действия в их развернутом варианте (например, написание палочек, кружков, а потом отдельных букв); затем начинается постепенное ускорение и усовершенствование навыка. Когда действие сформировано, оно автоматизируется и его выполнение не требует участия сознания, которое может быть занято чем-то другим (например, мыслями о содержании того, что пишется, или слушанием музыки за рулем). 

Формирование  умственных действий проходит аналогичные этапы. Принципиальное различие между внешними и внутренними действиями заключается в том, что в ходе своего формирования умственные действия полностью переносятся во внутренний, психический план, или ИНТЕРИОРИЗУЮТСЯ. Однако на начальных этапах планомерного формирования умственных действий их развернутый характер и материальная основа часто достаточно очевидны. Так, дети, обучаясь сложению, проходят этапы прибавления по одному, счет в пределах десяти, счет с переходом через десяток (7+6) и лишь затем осваивают сложение в пределах первой сотни. На начальных этапах обучения они активно используют материальный план действий (считают на палочках или на пальцах), а на более поздних – проговаривание последовательности действий (шепотом или про себя, возможно, шевеля губами). Когда действие уже сформировано, но возникают трудности в его выполнении, процесс замедляется и переходит от сокращенного варианта к развернутому, а также происходит возвращение от внутреннего умственного действия к этапу проговаривания или внешнего действия (счет на пальцах). 

После этого  необходимого отступления вернемся к проблеме внимания. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это активное, сознательное сосредоточение на объекте, требующее  усилий. Согласно П.Я. Гальперину, произвольное внимание – умственное действие, которое представляет собой КОНТРОЛЬ за правильностью выполнения какого-то другого действия, например, чтения, письма или счета. Однако в отличие от умственных действий, формируемых относительно планомерно (например, в рамках школьного обучения), произвольное внимание, так же, как и многие другие умственные действия, формируется у каждого человека стихийно и самостоятельно. Поэтому невнимательный человек – тот, кто не умеет быть внимательным, чье соответствующее умственное действие оказалось сформированным неправильно или не полностью. Такого человека необходимо учить быть внимательным, заново формируя внимание – через развертывание контроля за правильностью деятельности с четким уяснением порядка действий (что именно и в какой последовательности надо проверять), по возможности на начальном этапе освоения контроля проводя его на материальном уровне или на уровне проговаривания. 

Что же стоит  за процессом формирования внимания – стихийного или целенаправленного? Прежде всего, это увеличение УСТОЙЧИВОСТИ внимания, то есть длительности сосредоточения на объекте или деятельности. Увеличивается и ОБЪЕМ внимания – количество объектов, которые индивид способен одновременно удерживать в поле внимания. Как правило, объем внимания взрослого равен 5–9. Формируется способность к КОНЦЕНТРАЦИИ внимания – фиксации внимания на объекте при наличии помех. Формируется также ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимания – способность быстро и эффективно переносить внимание на другой объект или деятельность. Относительно существования еще одного классического свойства внимания – РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, или способности выполнять несколько действий одновременно, – психологи до сих пор не могут прийти к окончательному выводу: не ясно, существует ли способность к распределению внимания как таковая или «феномен Юлия Цезаря» – очень быстрое и эффективное переключение внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             ХАРАКТЕР. 

ПЕРВАЯ ГРУППА —

ИСКРЕННИЙ, ТОЧНЫЙ, СОБРАННЫЙ 

1. Искренний 

Противоположность искренности — фальшивость. Кто притворяется, тот неискренний. Искренность образует «фундамент и основу» человека. У неискреннего человека отсутствует основа, и на него нельзя возложить большую ответственность. Искренность характера — это способность жертвовать собой ради других. Недостаточно быть только честным — нужно быть искренним. Может быть, вначале люди будут хорошо относиться к неискреннему человеку, но их хорошее отношение продлится недолго. С течением времени только искренность сможет завоевать сердца людей. Чтобы вызвать в людях чувство доверия, человек должен обладать искренним характером. 

2. Точный 

Многие люди небрежны. По-настоящему точных людей  мало. Пунктуальный человек не задерживается  и не мешкает. На человека, точного  в своих словах, можно положиться, и тот, кто тщательно выполняет свою работу, заслуживает доверия. Редко встречаются абсолютно точные люди, и они очень ценны. 

3. Собранный 

Следствием искренности  и аккуратности является точность, которая, в свою очередь, проявляется в собранности. Небрежность приводит к неточности. Точный человек всегда строгий. Секрет пунктуального человека — это его собранность. Только проявляя собранность, человек может быть искренним и точным. 

ВТОРАЯ ГРУППА —

СТАРАТЕЛЬНЫЙ, ШИРОКИЙ, ТЩАТЕЛЬНЫЙ 

1. Старательный 

Старательных  людей мало. Большинство предпочитают досуг работе. Когда человек становится ленивым, он ничего не может совершить. В Рим. 12:11 говорится: «В рвении не будьте ленивы», а в Прит. 6:6 сказано: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым». Почему лень, обжорство и сон идут рука об руку (Тит. 1:12)? Потому что все ленивые люди жалеют и любят себя, и поэтому, естественно, любят поесть и поспать. Однако во 2 Фес. 3:10 сказано: «Если кто-то не хочет работать, пусть и не ест». 

Все четыре вышеупомянутых пункта относятся к тому, что человек  должен со всей строгостью подойти  к работе над собой. 

2. Широкий 

Человеку, который  обладает приведёнными выше чертами  характера, легко стать узким. Поэтому  ему нужно следить за тем, чтобы его характер был «широким». В китайском языке используется выражение, обозначающее «океан», для описания человека, способного быть широким, как океан. «И дал Бог Соломону… обширный ум (букв. — сердце), как песок на берегу моря» (3 Цар. 4:29). Поскольку песок окружает море, библейское требование относительно широты выше, чем требование, передаваемое китайским выражением. Результат того, что человек сделает за всю свою жизнь, во многом зависит от того, широкий он или узкий. Ограниченный человек не сможет совершить больших дел. 

3. Тщательный 

Человек с широкой  натурой часто не умеет быть тщательным, что приводит к неаккуратности и  неминуемым потерям. Человек должен быть широким, но при этом не быть небрежным, он должен быть тщательным, но при этом не быть узким. 

ТРЕТЬЯ ГРУППА —

РОВНЫЙ, ТЕРПЕЛИВЫЙ, ГЛУБОКИЙ 

1. Ровный 

Ровный человек  — это твёрдый человек, которого не так просто поколебать, который  не паникует, не торопится и не беспокоится. Однако ровность отличается от медлительности. Медлительный человек бездействует в то время, когда нужно действовать, тогда как ровный человек предоставляет возможность времени совершить свою работу. Ровный человек не принимает легкомысленных и необдуманных решений, не хвалит и не осуждает людей с лёгкостью. Когда у него нет ясности в отношении какой-либо ситуации, он останавливается и не высказывает, не выражает, своего мнения необдуманно. Кроме того, он не проявляет небрежности в подходе к серьёзным, не вполне ясным и непонятным делам. Павел, будучи ровным человеком, сказал коринфянам: «Наше слово к вам — не „да” и „нет”» (2 Кор. 1:18). 

2. Терпеливый 

Под терпеливостью  здесь понимается не выносливость, а способность ждать, о которой  говорится в Иак. 5:7: «Земледелец  дожидается драгоценного плода земли». Терпеливость отличается от медлительности. Медлительный человек упускает представившуюся ему возможность, тогда как терпеливый человек ждёт подходящей возможности. Человек должен не медлить, а уметь ждать, работая со старанием и никогда не теряя надежды. Но одна только надежда напрасна. Человек должен верить в свою способность что-то совершить. Терпеливый человек умеет спокойно переносить боль. Земледелец, терпеливо дожидающийся своего урожая, даёт возможность времени совершить свою работу. Терпеливость — это не пассивность; это напористость при отсутствии беспокойства. 

3. Глубокий 

Глубокий человек  — это не поверхностный человек. Он судит не по внешнему виду, а основываясь  на фактах. Это не придирчивый и  не докучливый человек, а просто серьёзный. Во всяком случае, нужно быть глубоким, но при этом не слишком любознательным, так как любопытный человек бесполезен. 

ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА —

ЧИСТЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ, СПОКОЙНЫЙ 

1. Чистый 

Чистота и беспримесность человека связаны с его побуждениями, с отсутствием у него скрытых намерений. 

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии и педагогике»