Контрольная работа по "Психология и педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:04, контрольная работа

Краткое описание

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».

Оглавление

Акцентуации характера
Психологические «корни» пословиц и поговорок. И какие психологические закономерности в них отражены?
Литература

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 38.51 Кб (Скачать)

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А

 

 

По предмету:   Психология и педагогика

 

Вариант № 7

 

 

Содержание:

  1. Акцентуации характера
  2. Психологические «корни» пословиц и поговорок. И какие психологические закономерности в них отражены?
  3. Литература

 

1.Акцентуации характера

 

 

           В периоде становления характера  его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».           

 Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда –“акцентуированная личность”. Личко А.Е. уточнила этот термин, так как личность, по её мнению, понятие сложное, скорее подходящие для психопатий. Она предложила называть это явление акцентуацией характера.         

 Акцентуации характера — это крайние варианты  нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.           

 Типы акцентуаций характера  весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Но акцентуации – это крайний вариант нормы, а психопатии – патологические аномалии характера. Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина — О. В. Кербикова.            

 Психопатии — это такие аномалии характера, которые «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде».             

 При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех  ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Особенности характера  при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. Прикаждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.                         

 Акцентуация всегда, в  общем, предполагает усиление  степени определенной черты. Эта  черта личности, таким образом,  становится акцентуированной. Акцентуированные  черты далеко не так многочисленны,  как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты,  но обладающие тенденцией к  переходу в патологическое состояние.  При большей выраженности они  накладывают отпечаток на личность  как таковую и, наконец, могут  приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Типы акцентуаций.          

 Существуют две классификации  типов акцентуаций характера.  Первая предложена K. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко.

Тип акцентуированной

личности, по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера,

по А. Е. Личко

Лабильный

Лабильный циклоид

Сверхподвижный 

Эмотивный

Лабильный

Демонстративный

Истероидный

Сверхпунктуальный

Психастенический

Ригидно-аффективный

Неуправляемый

Эпилептоидный

Интравертный

Шизоидный

Боязливый

Сенситивный

Неконцентрированный или  неврастенический

Астено-невротический

Экстравертный

Конформный

Слабовольный

Неустойчивый

Гипертимный

Циклоидный 


 

 

2. Психологические «корни»  пословиц и поговорок. И какие  психологические закономерности  в них отражены?

 

В XIX в. многие писатели, лингвисты, этнографы занимались собиранием фольклора, описаний обрядов, поверий. Именно этот период в истории  нашей страны был связан с накоплением  материалов указанного рода и осознанием своеобразия национальных культур  России. Среди интереснейшего для  психологов материала, собранного в  этот период и до сих пор тщательно  не изученного (именно в контексте  психологического знания), большой  интерес представляют пословицы  и поговорки, отражающие сферу трудовой жизни народа.

Конечно, собранные в XIX в. пословицы и поговорки  могли возникнуть многие века назад  или отражать новые условия хозяйственной  и политической жизни народа в XIX в. Несмотря на то что уже в первую половину XIX в. начали применять в сельском хозяйстве машины (паровые молотилки, конные жатки, косилки и пр.), в основной своей массе земледельческое хозяйство сохраняло традиции, сформировавшиеся в течение многих веков.

Возьмем в качестве первоисточника сборник  пословиц и поговорок России, составленный В. Далем и насчитывающий порядка 30 тысяч образцов.

Если  выбрать из этого набора пословицы, имеющие отношение к сфере  труда, и упорядочить их в группы соответственно смысловому содержанию, мы получим некоторую семантическую  структуру, которую можно соотнести  с сеткой понятий и проблем  психологии труда как отрасли  науки. Может быть проведен и количественный анализ частоты встречаемости группы пословиц определенного смыслового содержания, который может дать материал, косвенно свидетельствующий о степени  значимости именно данной стороны труда  в народном сознании. Но это - особая задача.

Не претендуя  на полноту охвата всего материала, мы ограничимся попыткой выделения  в нем элементов, созвучных, аналогичных  проблематике современного научно-психологического знания, а именно: представлений  о трудовой деятельности как ведущей  форме деятельности в онтогенетическом развитии личности, понятий, характеризующих  человека как субъекта труда с  точки зрения его формирования, функционирования и принципов рациональной организации  конкретной трудовой деятельности. Так, в контексте этих вопросов среди пословиц и поговорок можно найти утверждение обязательного характера труда, его основополагающего значения в жизни -крестьянина: "Масло само не родится"; "Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра"; "Без труда не вынешь и рыбку из пруда"; "Не от росы (урожай), а от поту"; "Бобы - не грибы: не посеяв, не взойдут"; "С разговоров сыт не будешь".

Здесь отражено и представление о труде, основе нравственности и морали человека:

"Не  то забота, что много работы, а  то забота, как ее нет";

"Трутни - горазды на плутни"; "Праздность - мать пороков"; "Без дела жить - только небо коптить".

Воспитание  потребности в труде, умение трудиться  оказывается несравненно важнее для крестьянина, нежели вера в бога, религиозные обряды:

"На  бога уповай, а без дела не  бывай"; "Гребено (прялка) не бог, а рубаху дает".

Мы видим  характеристику желательных результатов (продуктов) труда, а именно, осуждается труд низкопроизводительный: "Три дня молол, а в полтора съел". Осуждается "псевдотруд": как поведение, лишенное главного психологического признака труда: "Ты что делаешь? - Ничего. - А ты что? - Да я ему помощник"; "Он служит за козла на конюшне"; "И козлу недосуг: надо лошадей на водопой провожать"; "Пошел черных кобелей набело перемывать".

Здесь речь идет о случаях, когда у человека не сформирована (или утрачена) осознанная потребность быть полезным обществу членом. Он озабочен неким трудоподобным процессом, не имеющим социальной ценности.

Общественно ценный (а не любой!) труд объявляется  основой здорового образа жизни (хорошего сна, аппетита, профилактики болезней): "Шевелись, работай - ночь будет короче" (т. е. хорошо уснешь); "Лежа цела одежа, да брюхо со свищом"; "Кто много лежит, у того и бок болит"; "Работай до поту, так поешь в охоту"

Но труд непосильный, подневольный несет несчастье  людям: "Уходили сивку крутые горки"; "На мир не наработаешься"; "Работа молчит, а плеча кряхтит".

Труд - верное средство управления своим настроением, способ борьбы со скукой, это источник счастья, радости, не зависящий от случайных  обстоятельств жизни: "Не сиди, сложа  руки, так не будет и скуки"; "Скучен день до вечера, коли делать нечего"; "Он в святцы не глядит, ему душа праздники сказывает".

Чтобы в  жизни был не только труд, но и  отдых и не только отдых, но и труд, чтобы они чередовались: "Мешай  дело с бездельем, проживешь век  с весельем" (или "с ума не сойдешь") ; "После дела и гулять хорошо".

Далее важно  знать правила, принципы эффективной  организации труда. Так, наряду с  идеей о естественности и закономерности траты себя, своего здоровья в труде, для получения желаемого продукта труда, отраженной в пословицах ("Где  бабы гладки, там нет воды в кадке"; "Лежит на боку, да глядит на реку"; "Лежа не работают"; "Не отрубить дубка, не надсадя пупка"), отмечается необходимость рассчитывать свои силы в труде, управлять своим функциональным состоянием, предвидеть последствия чрезмерных усилий, переутомления; призыв к степенности, ритмичности в работе был средством дольше сохранить трудоспособность: "Ретивая лошадка недолго живет"; "Ретивый надсадится"; "Горяченький скоро надорвется"; "Лошадка с ленцой хозяина бережет".

К принципам  эффективной организации труда  относится также представление  о важности плана, замысла, представлений  о конечном результате труда: "Фасон дороже приклада"; "Швецу - гривна, закройщику рубль"; "Как скроишь, так и тачать начнешь"; "Не трудно сделать, да трудно задумать"; указана идея систематичности, постепенного, длительного характера труда: "За один раз дерево не срубишь"; идея необходимости доводить начатое дело до конца, требующая волевых качеств: "Сегодняшней работы на завтра не покидай".

Отмечается  важность регулирования работы во времени, отношение ко времени, как особой ценности: "Время деньгу дает, а  на деньги времени не купишь"; "Век  долог, да час дорог"; "Куй железо, пока не остыло" (или "пока горячо"); "Работе время, а досугу час".

Вот пример заповеди, выделяющей набор важных требований к организации труда, процессу его исполнения: "Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно".

Интересны представления о роли продуманной  организации коллективного труда, о психологии управления: "В согласном  стаде волк не страшен"; "У семи нянек дитя без глазу"; "От беспорядка и сильная рать погибает"; "Без пригляду одни только муравьи плодятся"; "Порядок дела не портит"; "Одна дверь на замок, другая настежь".

Нередко опыт осуждает нерационально организованный труд, неэффективное распределение  обязанностей, "имитацию" трудовой деятельности: "Один с сошкой (работник), а семеро с ложкой"; "Двое пашут, а семеро руками машут"; "Один рубит, семеро в кулаки трубят".

Подчеркивается  значение положительных мотивов  труда, необходимости желания, "охоты" трудиться для достижения хороших  результатов в труде: "Сытое  брюхо к работе (к ученью) глухо"; "Послал бог работу, да отнял черт охоту"; "Была бы охота, а впереди  еще много работы". Указана  важность осознания смысла труда  для себя как способа повышения  результативности труда при снижении субъективных ощущений усталости: "Своя ноша не тянет".

Для успешных результатов дела существенно значимы волевые качества субъекта труда, позволяющие продолжать работу, несмотря на ее трудности: "Люблю сивка за обычай: кряхтит, да везет"; "Терпенье и труд - все перетрут".

К воспитанию волевых качеств можно отнести  и умение человека-труженика начать и продолжить дело, требующее огромных физических, душевных затрат, решимость  и мужество выполнять так называемые "слоновые задачи": "Глаза страшат, а руки делают"; "Муравей не велик, а горы копает".

Пословицы содержат мысль о неэффективности  одновременного выполнения действий разного  содержания, о важности концентрации сил на одном предмете: "Либо ткать, либо прясть, либо песни петь"; "Орать (пахать) - так в дуду не играть"; "За все браться - ничего не сделать".

В труде  необходима полная отдача сил, добросовестность: "Дело шутки не любит"; "Делать как-нибудь, так никак и не будет".

Разносторонне развита в народных пословицах проблема негодности работников, во-первых, по причине "лени". Зафиксирован внешний, поведенческий  признак ленивого человека (сонливость): "От лени опузырился (распух)"; "Кто ленив, тот и сонлив"; "Сонливый да ленивый - два родные братца"; "Сонливого не добудишься, ленивого не дошлешься".

Информация о работе Контрольная работа по "Психология и педагогика"