Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:04, контрольная работа

Краткое описание

1. Отрасли психологической науки. 2. Ощущения. Основные принципы их классификации.
3. Проблемы нравственного воспитания в современной педагогике.

Файлы: 1 файл

Экзаменационная работа Психология и педагогика.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

1. Отрасли психологической науки.

 

   Психология — наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики. Она включает различные области психологического знания. Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Отрасли психологии формируются на основе следующих критериев:  
- предмет, с которым они связаны;  
- связи с другими отраслями знания;  
- общие или частные проблемы, которые они изучают;  
- методы, которые они используют.                                                   

Все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные и прикладные.                                                              Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются.

Прикладные – это те отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления.

К числу отраслей психологии относятся: 

1)Общая психология - изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

2)Социальная психология - исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

3)Зоопсихология - раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

4)Педагогическая психология - занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения.

5)Возрастная психология - изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности.

6)Инженерная психология - разрешает проблемы соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания.

7)Психология искусства - изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств, особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

8)Психология спорта - занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

9)Космическая психология - изучает особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.

9)Юридическая психология - исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.

10)Военная психология - изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

11)Медицинская психология - занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействует разработке рациональных методов их лечения.

12)Патопсихология - занимается особенностями нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма.

13)Парапсихология - исследует аномальные индивидуально и социально-психологические явления.

   Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. В каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям, т.к. научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

 

2. Ощущения.  Основные принципы  их классификации.

 

Основным источником наших знаний о внешнем мире и  о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими явлениями, предметами, вещами. Этот контакт осуществляется в процессах ощущения и восприятия.                                                                     Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира, который воздействует в данный момент на мозг человека через соответствующие чувства. В процессе ощущения предмета в сознании постепенно формируется образ этого предмета.                        Органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определённых видов энергий, определённых свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств. Из внешнего мира информация поступает в мозг по специальным каналам - анализаторам.

Анализатор — это  сложный нервный аппарат, который  производит анализ окружающей среды. Каждый анализатор состоит из трёх отделов:

- Периферический отдел, или рецептор, являющийся специальным преобразователем внешней энергии в нервный процесс.

- Проводниковый отдел обеспечивает проведение нервного возбуждения от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге посредством центростремительных нервов и от центра к периферийному отделу — посредством центробежных нервов.

- Мозговой, или центральный отдел осуществляет сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые.

Ощущение — это  не только чувственный образ или компонент его, но также и деятельность. Ощущение, как психическое явление, при отсутствии ответной реакции организма или при её неадекватности невозможны. Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в получении информации.

В настоящее время  насчитывают около двух десятков различных анализаторских систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы. Классификация позволяет сгруппировать их в системы и представить связи и взаимозависимости.

Выделяют следующие  основания классификации ощущений:

1.Наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение

1.1.Дистантная реакция (зрение, слух, обоняние)

1.2.Контактная реакция (вкусовые, болевые, тактильные ощущения)

2.Место расположения рецепторов

2.1.Экстроцептивные ощущения - возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные)

2.2.Интероцептивные ощущения - возникают при раздражении рецепторов, находящихся внутри организма (ощущения холода и жажды)    

2.3.Проприоцептивные ощущения - возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях

3.Время возникновения в ходе эволюции

    3.1.Древняя  чувствительность

    3.2.Новая чувствительность

4.Вид раздражителя

4.1.Зрительные ощущения

 4.2.Слуховые ощущения

4.3.Обонятельные ощущения

4.4.Вкусовые ощущения

4.5.Тактильныеощущения

4.6.Статические ощущения

4.7.Кинестезические ощущения

4.8.Температурные ощущения

4.9.Болевые ощущения

4.10.Ощущения жажды

4.11.Ощущения голода

Ощущения включаются во все виды человеческой деятельности, только через эту деятельность и  происходит их развитие. Совершенствование ощущений в процессе индивидуальной жизни человека может состоять как в повышении общей чувствительности отдельных анализаторов, так и в развитии способности различия — более чёткого выделения отдельных элементов в сложных раздражителях.

 

3. Проблемы нравственного воспитания в современной педагогике.

 

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека и занимает определённое место в системе человекознания и гуманитарных наук.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики.

В современной науке  под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Главная цель воспитания в современных условиях – это создание материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого человека целостного комплекса ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Главную задачу воспитания коротко можно определить как передачу подростку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему его миру.                                                                     Во все века подрастающему поколению прививали нравственную воспитанность. Заметим, что нравственное воспитание подразумевает не развитие одних способностей  и интеллекта, а, прежде всего, речь идет о воспитании личности творческой, активной, целостной. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем нашей страны, так как в настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. В современной России в жизнедеятельности людей, когда общество поглотили проблемы освоения рыночных отношений, нестабильность экономики, политические сложности, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к снижению гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, упадку внутреннего мира личности, вакууму духовности. Если перефразировать, современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Стремление к духовному и нравственному совершенству подменяется стремлением к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Все больше отдается предпочтение материальным ценностям, а не духовным.

Как складывается формирование  молодёжи на сегодняшний день? Роль семьи в воспитании  сегодня  чрезвычайно низка, хотя воспитательная работа в первую очередь должна начинаться в семье. Современное состояние российских семей является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы — распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети — результат такого подхода. 
Большая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в семье, в средствах массовой информации и других источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Общеобразовательная школа, как социальный институт воспитания, в настоящее время также испытывает определённые трудности. Современная система образования не в состоянии ответить на все вызовы времени, удовлетворить весь спектр интеллектуальных и духовных потребностей человека. В её рамках не могут быть полностью решены вопросы информационной и правовой культуры, здорового образа жизни, санитарного и экологического просвещения и многие другие. Прежде всего, в действующей системе образования нет четко обозначенной системы воспитания, само понятие «воспитание» сведено к идее «адаптации». Идет процесс вытеснения воспитательного процесса в систему дополнительного образования и перевода на коммерческую основу, не соблюдается принцип культуросообразности в воспитании, допускается проникновение в школу идей половой распущенности, потребительства, жестокости, оккультизма. Современная школа частично отказывается от своей воспитательной функции, перекладывая всю ответственность на семью. Школа находится в растерянности из-за непонимания того, какой цели в деле воспитания она должна придерживаться, к какому идеалу вести ребенка. В большей части это не вина современной школы, поскольку за прошедшее столетие не один раз рушилась сложившаяся в нашей стране система воспитания. В начале, коммунистический режим полностью разрушил систему религиозного воспитания, затем была разрушена система атеистического советского воспитания, полноценной замены которой на государственном уровне нет до сих пор. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Современное общество утратило традиционные моральные и духовные ценности, а новые пока еще на стадии приобретения. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ, большей частью телевидение и интернет, которые не выдерживают никакой цензуры. Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения своих задач.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"