Контрольная работа по "Психология и педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:04, контрольная работа

Краткое описание

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».

Оглавление

Акцентуации характера
Психологические «корни» пословиц и поговорок. И какие психологические закономерности в них отражены?
Литература

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 38.51 Кб (Скачать)

Другой  признак лени - болтливость: "Работа с зубами, а леность с языком".

Негодный  работник - тот, кто не умеет достичь  нужного результата: "У него дело из рук валится"; "Работа в руках  плеснеет (гниет)". Либо тот, у кого несерьезное отношение к жизни: "Лентяй да шалопай - два родных брата".

Фиксация  презрения к лени, воспитание негативного  отношения к плохим и ленивым  работникам выражены в поговорках. характеризующих поведение человека в труде и потреблении (в отношении к еде): "Ленивый к обеду, ретивый к работе"; "Ест руками, а работает брюхом".

Пословицы содержат и представление о формах взаимосоответствия требований профессии и человека, идею индивидуально-психологических различий людей в труде, в учении: "Пошел бы журавль в мерщики, так не берут, а в молотильщики не хочется"; "Кто дятла прозвал дровосеком, а желну бортником?", "Всяк годится, да не на всякое дело"; "Волк- не пастух, свинья - не огородник"; "Молодой - на битву, старый - на думу"; "Приставили козла к огороду"; "Стрельба да борьба - ученье, а конское сиденье - кому бог даст"; "Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч".

Есть  идея, отстаивающая право человека на индивидуальный стиль деятельности, на творческую самостоятельность и  своеобразие: "Мастер - мастеру не указ"; "Кто как знает, тот  так и тачает"; "Всякий мастер про себя смастерит".

Народная  мудрость зафиксировала представление  о ценности профессионального мастерства, об особом уважении среди людей мастеров своего дела: "Не кует железа молот, кует кузнец"; "Не топор тешет, а плотник"; "Не работа дорога - уменье"; "Из одной мучки, да не одни ручки"; "Коли не коваль, так  и рук не погань"; "И медведь  костоправ, да самоучка"; "Не учась  и лаптя не сплетешь"; "Кто  больше знает, с того больше и спрашивается".

Интересны "формулы" народного опыта, относящиеся  к процессу, методам обучения мастерству, ремеслу: "Учи других и сам поймешь"; "Мудрено тому учить, чего сами не знаем".

Подчеркнута особая сложность работы учителя-мастера: "Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает".

Есть идея возрастных ограничений при наборе учеников ремеслу: "Старого учить, что мертвого лечить".

Глубокая  и очень важная мысль содержится в пословице: "Недоученый хуже неученого". На языке современной психологии можно здесь говорить о формировании неадекватной завышенной самооценки, уровня притязаний у "недоучки", о снижении "порога бдительности" у него, что может привести к несчастным случаям или низкому качеству работы, может быть причиной конфликтов в трудовом коллективе.

В пословицах можно обнаружить следы древности, наводящие на мысль о том, что  это фонд многослойной, многовековой народной памяти, не случайно сохранившейся, но имевшей особую функциональную роль в жизни людей. Так, например, поговорка "Он на этом собаку съел" в наше время (как, вероятно, и в XIX в.) понимается так, что данный человек в данном деле - мастер, познал все его тонкости, ему нет в нем равных. Здесь можно увидеть следы тотемизма, ибо "собака" в древности выступала в роли тотема (в то время, когда ее удалось впервые приручить и она стала помощницей охотников и скотоводов). Мы уже писали о том, чтобы овладеть тайными свойствами, качествами тотема, лучшее средство - его съесть. Собак было не принято потреблять в пищу у славян, их можно было съесть только с магической целью. Утраченное со временем мифическое значение образа собаки и процедуры ее поедания в данной поговорке заменилось другим - устройчивым значением - приобретения особого опыта применительно к конкретному делу.

Другой  пример - свидетельство эпохи анимизма: "У него лень за пазухой гнездо свила". Здесь причина дефекта  трудоспособности - "лень" представляется в виде невидимого, мифического существа, поселившегося на теле человека, аналогично "криксе", заставляющей ребенка  плакать, "трясце" - причине болезни и пр.

Пословицы и поговорки живучи и потому, что  создают яркий наглядный образ, играющий функцию некоторого эталона  социального поведения: "Есть - так губа титькой, а работать - так нос окован"; "Тит, поди молотить! - Брюхо болит. - Тит, поди кисель есть! - А где моя большая ложка?"; "Собака собаку в гости звала. - Нет, нельзя, недосуг. - А что? - Да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперед забегать, да лаять".

Здесь, по сути, в этих сценках содержатся "диагностические портреты", помогающие разобраться в людях, дать им общественную оценку как членам общества, как  труженикам.

Другой  вариант "живучих" пословиц - выражения, использующие минимум слов, максимально  обобщенные, пригодные для разных типовых ситуаций, имеющие глубокий смысл, фиксирующий народный опыт в  виде легко запоминающихся словесных "формул": "Учи других и сам поймешь". Здесь, в частности, содержится замечательная мысль о том, что двигателем общественного познания является необходимость воспроизводить новые поколения тружеников. Можно быть хорошим мастером-исполнителем, но не понимать до конца тонкости своего дела. Проблемы, неясности вскрываются именно при обучении, при передаче своего мастерства.

Конечно, и сама лингвистическая форма  пословиц содействует их запоминанию  и применению многими поколениями. Имеется в виду их поэтический, размерный  ритм, музыкальность фразы, повторяющиеся  обороты речи. Это часто строчки  стиха: "Хочешь есть калачи, так не сиди на печи"; "Каков строитель, такова и обитель".

Понятно, что критерий сохранности в народной памяти пословиц и поговорок, как  свидетельство полезности их использования  в жизненной практике, еще не является достаточным основанием для прямого  перенесения их значения в сферу  научно-психологического знания о труде. Необходимо каждый случай соотнести  с системой современных психологических  представлений, учитывая исторический контекст, социально-исторические условия жизни народа. Так, пословица "Кто к чему родится, тот к тому и пригодится" еще не означает общепринятого понимания "прирожденности профессиональных способностей". Здесь, может быть, скорее отражена реальная ситуация выбора профессии, передачи ремесла, профессии по наследству в условиях сословного общества и отсутствия начальной грамотности детей трудящихся, что создавало реальные препятствия свободного выбора профессии, жестко социально регламентировало профессиональное будущее обстоятельствами рождения человека. Такая трактовка опирается па разносторонне и богато представленное указание роли учения, мотивация (охоты) в профессиональной успешности.

Итак, пословицы, поговорки - это не только способ хранения и передачи морально-нравственных норм и ценностей, важных для общественной трудовой жизни в условиях, когда  население в своей основной массе  не владеет письменностью. Это знаковые (вербальные) орудия для фиксации социального  опыта, необходимого для воспитания новых поколений тружеников, для  выбора наиболее рациональных способов организации коллективного и  индивидуального труда, подбора  и оценки работников.

В целом  мир пословиц и поговорок - богатая  кладовая народного опыта, источник сведений не только для писателей  и лингвистов, но и для этнопсихологии, психологии труда и ее истории.

 

3.Литература

 

1.  Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004.

2.  Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

3.  Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005.

4.  Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005.

5.  Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

6.  Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

7. Волкова А.И. и др. Психология и педагогика для технических вузов / Волкова А.И., Дмитриева И.А., Кукушин В.С. - Ростов н/Д.: Март, 2005.

8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

9.  Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003.

10.  Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003.

11.  Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005.

12.  Данилова Е.Е Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений. - М: Академия, 2000.

13.  Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004.


Информация о работе Контрольная работа по "Психология и педагогика"