Контрольная работа по "Психология и педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:20, контрольная работа

Краткое описание

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.1

Оглавление

Введение
1.психология как наука
2.предмет психологии
3.связь психологии с другими науками
4.методы исследования в психологии
5. Место психологии в системе наук
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 50.16 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Психология и педагогика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 

1.психология  как наука 

2.предмет психологии 

3.связь  психологии с другими науками 

4.методы исследования в психологии 

5. Место  психологии в системе наук 

Заключение 

Список  использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Психология  – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.1

Для чего изучают психологию? Все мы живем  среди людей и волей обстоятельств  должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени  психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология  прошла длинный путь развития, происходило  изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

Психологию  определяют как научное исследование поведения и внутренних психических  процессов и практическое применение получаемых знаний.

1.ПСИХОЛОГИЯ  КАК НАУКА

Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система  жизненных явлений психология знакома  каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические  явления мы непосредственно можем  обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном  употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.2

Человек не просто проникает в мир с помощью  своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью  удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает  определенные поступки. Для того чтобы  понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность так же поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются  и исследуются отдельно, хотя в  действительности они тесно связаны  друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в  биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и  отношения между людьми в различных  человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.3

2.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики  человека и формирование психологических  особенностей его личности как сознательного  субъекта деятельности и активного  деятеля социально-исторического  развития общества.

История человечества состоит из периодов, характеризующихся  качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с  тем — это процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного в общественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания. Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о себе и об окружающем мире, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела. Значительный импульс для выделения в самостоятельную научную дисциплину психология получила и от сложившегося понимания физического здоровья индивида и накопившихся наблюдений о влиянии состояния души на состояние тела. Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование остается актуальным и сегодня и обусловливает поиск системных подходов, системобразующих методов структурирования накопленного знания. Долгие годы с разной степенью обострения велись философские дискуссии о первичности-вторичности бытия-сознания. Философия материализма отводила сознанию функцию отражения бытия, утверждая приоритеты материального, обусловливающего процессы в сознании, детерминирующего их. Философия идеализма утверждала противоположную детерминацию — обусловленность событий сознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции, достигшие крайностей, и породили множество психологических теорий, не поддающихся согласованию между собой. В начале XX века философским баталиям был положен конец. Открытый Н. Бором (1927 г.) принцип дополнительности (комплементарности) перечеркнул в очередной раз «основной вопрос» философии. Универсальное правило, сформулированное Н. Бором, — «Противоположности — не противоречия, они дополнения» — послужило новой методологией не только для естественных, но и гуманитарных наук. Оно сформировало новую методологию для развития психологических теорий, новую логику рассмотрения структуры систем, новое мышление, новую технологию коммуникаций и поведения. Принцип дополнительности служит методологическим основанием теории самоорганизующихся систем (синергетики), самой сложной из которых является человек со своим сознанием, динамичность состояния которого можно описать на шкале: «хаос — порядок». Самоорганизация предполагает вместо борьбы противоположностей, неизбежно влекущей разрушение, переход к их взаимному дополнению, созиданию, сотрудничеству, сотворчеству. Новая философия предполагает самостоятельность, самоопределение — свободу выбора решений, правил, способов поведения и деятельности, понимания всего внутреннего (самого себя) и внешнего (конкретных ситуаций), их дополнение и взаимопроникновение. Все это — процессы самоорганизации сознания.

Новая психологическая  парадигма, основанная на синергетических  подходах, требует прежде всего системного подхода в понимании сущности сознания, которое нельзя рассматривать вне зависимости от окружающего мира, его структуры и наполнения. 1. Каждый из нас часть природы, ее вид, причем особенный, называемый индивидом. Сознание индивида обусловлено природой, рождением, родом, т.е. обладает свойствами, переданными по наследству. Специфично сознание женщины и мужчины (не зря мы говорим «женская логика», «мужской поступок»), отличительные черты вносит в сознание возраст (вспомните пословицу: «Если бы молодость знала, если бы старость могла»), как наследственный признак проявляется темперамент и отдельные черты характера. Доказано, что взаимодействие с природой обусловливает состояние здоровья, психического (души) и физического (тела), так же, как доказана их взаимосвязь и взаимовлияние.

Все это  определяет индивидуальность каждого  из нас, как во внешнем виде, так  и во внутреннем образе, которые  дополняют друг друга, находятся  во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.

1. Неодухотворенное лицо не может быть красивым, а если такая красота и признается, то называется холодной.

2. Индивиды, вступая во взаимодействие, обретают  определенную значимость для  себе подобных, обретают социальное  лицо. Общение, взаимодействие с  другими людьми наполняет сознание  определенным содержанием, образуя  его социальную сущность. В социуме  каждый предстает как личность, которая приносит другим определенную  пользу, размер которой и определяется  личностностью и сопровождается  соразмерным уважением (обратите  внимание на близость с понятием  важность). Кто-то уважению уделяет  больше внимания, кто-то меньше. Кто-то  его добивается целенаправленно  разнообразными средствами, к кому-то  оно приходит само собой, но  соразмерно заслугам перед социумом (личность — семья — группа  — общность — общество —  мировое сообщество). В этом процессе  становления личности, обретения  индивидом личностности немалое  значение имеют особенности индивида, подбирающего для себя «социальные  мундиры», которые не могут быть  ни велики и ни малы, а должны  быть в самый раз. Личностная  позиция проявляется во множестве  социальных ролей (пассажир, покупатель, ученик, учитель и т.д.), которые  либо краткосрочны, либо долгосрочны  и требуют от индивида способности  владеть этой ролью, научиться  ее исполнять. Плохое исполнение  воспринимается окружающими как  плохое поведение. Именно социальную  составляющую нашей жизни характеризует  мудрое высказывание У. Шекспира: «Вся жизнь — театр, все  женщины, мужчины в ней —  актеры». Груз исполнения социальных  ролей напрягает, влияет на  состояние психического здоровья, а через него и физического.  Это важно понимать и отслеживать  соответствие социальной ноши  собственным способностям, регулировать  их, уравновешивать.

3. Особенность  индивида состоит в том, что  рождается он с предрасположенностью  к мышлению, производству собственных  мыслей, творчеству, разумности, духовности, что и составляет в сознании  человеческое, духовную сущность, что  придает индивиду особый статус  «гомо сапиенс» — человека  разумного. Это еще одна детерминация  сознания — причастность к  духовному пространству. Ограничимся  и мы в нашей учебной дисциплине  рассмотрением понятий сообразно предмету психологии, изучающей дух, душу, сознание, его статику и динамику, процессы и явления, правила и закономерности. Некоторые отождествляют «дух» с запредельным, трансцендентным, божественным и потому не одобряют его упоминание всуе. Вероятно, они правы, как правы и те, кто не представляет нашу обыденную жизнь без духовности, понимает ее каждодневное влияние на конкретные события и ратует за то, чтобы вернуть ее в нашу жизнь, распространить и усилить. Наверное, у каждого есть свое субъективное представление о духе в нашем сознании и бытии, и это хорошо, потому что свидетельствует об определенном интересе к данному вопросу и, стало быть, к тому, что думают по данному поводу другие. Например, Л.Н. Толстой определил дух как стержень сознания. Вполне приемлемый образ, ибо, когда нам не хватает веры и силы — мы говорим «пал духом», «духа не хватило», и наоборот, слова «сильный духом», «воспрял духом» говорят об обретении твердости, уверенности, способности к действиям. Именно в духе существует вера, надежда, любовь, и проявляется он, по словам Н.А. Бердяева, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу духа и духовности посвящено огромное количество размышлений в культуре восточной и западной, и соединяющей их культуре российской. Все сходятся, например, в том, что дух поднимает над обыденным, над бытием, событиями, именно он выделяет человека из природы, позволяет «не оскотиниться». Все пространство сознания можно условно представить в виде трех составных частей: пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, где происходят процессы осознания, и сверхсознание — пространство, где «душа одухотворенная» (Ф.М. Достоевский). Психология также может быть разделена на психологию бессознательного, психологию осознания, психологию духа. В отношениях с окружающим миром человек выступает как субъект собственных действий, взаимодействий. Его субъективность в осознании взаимодействий с миром можно описать по цепочке:

- осознание  контакта с окружающим миром

- осознание  состояния своего сознания (внутреннего);

- осознание  окружающего мира (внешнего); (взаимодействие  внутреннего и внешнего);

Информация о работе Контрольная работа по "Психология и педагогика"