Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:20, контрольная работа
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.1
Введение
1.психология как наука
2.предмет психологии
3.связь психологии с другими науками
4.методы исследования в психологии
5. Место психологии в системе наук
Заключение
Список использованной литературы
- осознание
влияния взаимодействия на
В этих отношениях присутствуют сложные связи субъективного и объективного, идеального и реального, внутреннего и внешнего, духовного и материального, сознания и бытия.
Психология изучает сознание как причину и следствие взаимодействия субъекта с окружающим миром, внутренние и внешние влияния на состояние сознания. В процессе переработки информации об окружающем мире и о себе в нем появляется новый продукт, новое знание, новое содержание. 4
Вместе с тем имеют место не только естественные, но и искусственные, волевые процессы. Воля как психический механизм характеризует процессы, которые называют произвольными: произвольное внимание, т.е. сопровождаемое установкой «обратить внимание», произвольное восприятие — «воспринять», произвольная память — «запомнить». Эти психические процессы происходят под контролем, под управлением, в них отслеживается результат. Такого типа процессы отличаются включенностью в деятельность. Психика в деятельности характеризуется не только состоянием, но и процессами, главный среди которых — осознание, включающее в себя осознание мотивов («для чего?»), содержания («что?») и способов деятельности («как?»). Этот процесс может носить импульсивный, неорганизованный характер, когда во время деятельности возникает тот или иной из перечисленных вопросов, в разные моменты, в разной последовательности. А может быть четко организован циклом осознания действий «до» и «после» их свершения, последовательными ответами на вопросы: «для чего?», «что?», «как?». Человечество, вступившее в новое тысячелетие, накопило огромный объем информации. Ее систематизация отразилась в отраслях научных знаний об окружающем мире. А что человек знает о себе? Эти знания сфокусированы в системе психологической науки, которая в XX в. получила статус самостоятельной отрасли научного знания, встала на путь систематизации имеющихся знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предмет психологии, т.е. то, что является для психологии сферой исследования, стремительно расширяется.
• Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» — душа, «логос» — учение).
• Затем психология расширила свой предмет и изучает сознание, семантический смысл которого — сопряженный непрерывный переход информации в знание (сознание).
• На следующем этапе психология опять расширила свой предмет и, разомкнув круг сознания, поставила вопрос о психических процессах и явлениях, обусловленных взаимовлиянием внутреннего и внешнего.
• Дальнейшее
расширение предмета исследования произошло
в процессе рассмотрения психологии
коллективного субъекта (семьи, группы,
коллектива, общества) и деятельности.
Расширение предмета психологии по изучению
понятия «деятельность» было новым
этапом, в котором немалые заслуги
принадлежат советской
Второй этап
становления психологической
• Функция осознания целей проявляется в реальной деятельности как самоопределение, основанное на соответствии внутреннего и внешнего, потребностей и условий. Эти процессы получили название мотивации (активизации внутренних потребностей), адаптации (приспособления к внешним условиям).
• Функция
осознания критериев
• Функция осознанности способов деятельности проявляется в осознании метода, соотнесенного с осознанием собственных способностей.
Таким образом,
связь внутреннего и внешнего
состоит из «прямой» и «обратной».
Первичное осознание —
3.СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ СДРУГИМИ НАУКАМИ
Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов сознания образует его целостность. Однако их следует различать. Физиология, изучая механизмы функционирования организма, позволяет психологам понять сложнейшие формы психической деятельности, установить отношения между здоровьем физическим и здоровьем психическим. Важнейшая психологическая категория — саморегуляция — разрабатывается на основе физиологии высшей нервной деятельности, обеспечивающей «уравновешивание» организма со средой, понимание себя в ней.
Многие
явления психической
Связь психологии с философией, как говорилось ранее, самая непосредственная. Еще со времен Платона рассматривалась связь между душой (иррациональное) и духом (рациональное). Ограничение предмета современной психологии изучением души неправомерно, и его расширение включает понятие духа как силы самоопределения, как активной целеустремленности, реализующей разумные потребности. В отношениях с людьми дух проявляется как духовность, как чувство долга, совесть, желание делать добро; в отношениях с природой — как стремление творить красоту, созидать, препятствовать разрушению в духовном и материальном, стремиться к гармонии.
Категория
сознания — междисциплинарное понятие.
Огромное количество учебных дисциплин,
отраслей научного знания считают ее
своим предметом изучения, исследования.
Философия и религия, наука и
искусство, мораль и право многие
века пытаются понять, объяснить сущность
и явление человеческого
Сознание
как совокупность знания об окружающем
мире и о себе в нем формируется
в непрерывном
Воздействие на окружающий мир, его преобразование в сознании зарождается как стремление улучшить мир, устранить то, чем недоволен, что не устраивает. Сознанию присуща активность, творческое переосмысление действительности. В этой связи сложилось понятие общественного сознания, которое также включает уровень потребностей конкретного социума, уровень развития способностей и культуру, применительно к элементам социума — субкультуру. Общественное сознание в сложившемся понимании — это сознание общества, в атмосферу которого погружены его элементы: семья, группа, коллектив, общность. Оно активно формирует представления, понятия, определения для систем более низкого порядка, подвергая деформации их субъективные состояния осознания мира.
Главное
свойство сознания как всякой системы
— целостность, которую обеспечивают
внутренние и внешние потоки информации.
Будучи непрерывными и различными по
интенсивности, они и определяют
состояние сознания. Разрывы в
потоках информации, нарушение сопряженности,
плавного перехода одной дозы информации
к другой воспринимаются как нарушение
целостности, отклонение от устойчивого
состояния и вызывают внутреннее
беспокойство. Возникает потребность
устранить разрыв, совершить действия,
направленные на получение необходимой
информации: что-то увидеть, что-то услышать,
что-то понять, что-то почувствовать. Действия
— самые разнообразные: открыть
глаза, открыть окно, открыть книгу,
напрячь свое внимание, свое восприятие,
свою память, организовать свое мышление,
произвести мысль (в поисках связей),
оформить ее в тезис и т.д. Таким
образом, разрыв в сознании может
быть устранен в процессе производства
собственных мыслей, в процессе потребления
внешней информации. Два эти процесса
производства и потребления —
равнозначны и обеспечивают внутреннюю
гармонию. Их равная значимость в сознании
адекватна равной значимости в бытии.
Таким образом формируется
Информация о работе Контрольная работа по "Психология и педагогика"