Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:33, контрольная работа
Цель данной работы: Проанализировать способности и экстрасенсорику человека.
Задачи:
1. Изучить понятие человеческих способностей.
2. Рассмотреть экстрасенсорные способности человека.
Введение
1. Понятие человеческих способностей 4
1.1 Определение способностей 4
1.2. Виды способностей 5
1.3 Способности и задатки 6
1.4 Способности и одаренность 7
2. Экстрасенсорные способности человека 8
Заключение
Список литературы
2
Содержание
Введение
1. Понятие человеческих способностей 4
1.1 Определение способностей 4
1.2. Виды способностей 5
1.3 Способности и задатки 6
1.4 Способности и одаренность 7
2. Экстрасенсорные способности человека 8
Заключение
Список литературы
Анализ проблемы развития способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
Значительные трудности в определении понятия способности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этого термина. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.
Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
На протяжении многих лет психологии вели дискуссию о природе человеческих способностей. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение отношения к мозгу - субстрату всех психологических процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.
Цель данной работы: Проанализировать способности и экстрасенсорику человека.
Задачи:
1. Изучить понятие человеческих способностей.
2. Рассмотреть экстрасенсорные способности человека.
Способности являются системным психологическим образованием такого уровня сложности, который соответствует уровню целостного функционирования личности. Именно поэтому способности обычно рассматриваются в ряду таких понятий, как темперамент, характер, личность.
Б.Г. Ананьев считает способности и талант высшей интеграцией свойств человека как субъекта деятельности, исходными характеристиками которого являются сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности)[1]. Способности, «сшивая» на уровне осознанной, целенаправленной, культурно обусловленной деятельности отдельные психические процессы, «квалифицируют личность как субъекта деятельности».
Выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов предложил следующие три признака, которые «всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте».
Во-первых, «под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого». Свойства, в отношении которых все люди равны, не являются способностями. Таким образом, такие общечеловеческие качества, как способность говорить, воспринимать, мыслить, и т.д., как таковые не являются способностями в специфическом смысле этого термина, поскольку они являются родовыми признаками человека.
Во-вторых, «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей». Такие индивидуальные особенности, как, например, вспыльчивость или тревожность, не являются способностями. Хотя, по мнению К.К. Платонова, те или иные личностные особенности могут входить составной частью в те или иные способности. Например, медлительность, неторопливость может оказаться важным качеством в работе бухгалтера.
В-третьих, «понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»[2]. Способности — это «результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются». Способности обнаруживаются в том, «насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности»[3].
Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение способностей. Способности — это такая совокупность (врожденных и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием ее успешного выполнения.
Способности можно классифицировать на:
1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Каждый человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств, определяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какие виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами — осознанностью, целенаправленностью и т.д.). Врожденные свойства являются только некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержание которой задается конкретными культурно-историческими условиями.
Врожденные индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению или выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками. По Б.Г. Ананьеву, задатки наряду с темпераментом представляют собой результат высшей интеграции так называемых индивидных характеристик человека — возрастных, половых, конституциональных характеристик, нейродинамических свойств мозга, функциональных отношений между большими полушариями, а также вторичных от перечисленных психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и структуры органических потребностей. Задатки определяются наследственными факторами и факторами внутриутробного развития, которые в совокупности и составляют группу врожденных факторов[4].
Для того чтобы задатки превратились в способности, необходима встреча врожденных качеств с определенными социальными условиями.
С понятием «способности» тесно связано понятие одаренности. Именно при исследовании одаренных детей подтверждается тезис о том, что для формирования и развития способностей врожденных задатков еще недостаточно и что важную роль здесь играет интенсивная, основанная на глубоком интересе, постоянная деятельность в какой-то одной или нескольких сферах, а также наличие определенных личностных особенностей, способствующих этому.
Одаренных детей помимо способности к сосредоточению внимания, быстроты мыслительных процессов; повышенных возможностей анализа и обобщения отличает также энергичная любознательность, особая настроенность на познавание, на умственную работу (Н.С. Лейтес). В исследованиях американских ученых Абрахама, Кларка, Челлинждера, Ньюланда было обнаружено, что одаренные дети помимо превосходных интеллектуальных способностей характеризуются тем, что они склонны к соревновательности и независимости, отличаются более высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны..., упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость[5].
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
«Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен. Он никогда не будет познан до конца. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при его постижении мы постоянно сталкиваемся с или иными белыми пятнами. Были времена, когда их тщательно обходили, старались не замечать вовсе. Сейчас становится ясно, что игнорировать и впредь в практической деятельности целый ряд «запредельных» проблем просто нельзя - это, если хотите не научно. Вот поэтому требуется атака по всему фронту изучения непознанного, используя все, пусть даже кажущиеся поначалу, взаимоисключающие возможности. Для объяснения неразгаданных тайн и «чудес мира» целесообразно принимать во внимание любые «безумные идеи». Пусть большинство из них будут недолговечными, но другие могут оказаться способными к объяснению новых данных, а третьи, возможно, позволят взглянуть на какую-либо проблему с совершенно неожиданной стороны» (Академик В. Казначеев).
Парапсихология - область исследований, изучающая в основном:
1. Формы чувствительности, обеспечивающие способы приёма информации, не объяснимые деятельностью отдельных органов чувств;
2. Соответствующие формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие вне организма, без посредства мышечных усилий (желанием, мысленным воздействием и т.п.),
Экстрасенсо́рика (от «экстра» (вне) и «сенсус» (опыт)) — это внечувственное восприятие мира и воздействие на него. Проявления экстрасенсорики (телепатия, ясновидение, телекинез, проскопия, некоторые случаи спонтанно возникающей у человека способности к целительству, гипноз и прочее), вероятно, могут быть естественного происхождения — врожденного или приобретенного специальным обучением.
Некоторые ученые считают, что каждый человек по своей природе экстрасенс. Стоит только создать условия для проявления этих способностей и они проявятся.
Иногда эти способности проявляются после какого-то стресса, заболевания, удара током и другого «толчка», а в основном многие экстрасенсы стали таковыми благодаря систематическим тренировкам, работе над собой.
Как правило, овладевшие каким-то одним из способов экстрасенсорного восприятия или воздействия, не останавливаются на достигнутом, а идут дальше. Каждая новая грань их многообразных «талантов» достигается меньшими усилиями, чем предыдущая.
Это напоминает изучение иностранных языков: каждый последующий язык дается легче, так как он усваивается на базе предыдущих знаний.
Знаменитая Нинель Сергеевна Кулагина, неоднократно демонстрировавшая необыкновенные способности по телекинезу, в том числе дистанционное перемещение стеклянного графина весом 380 граммов, первоначально могла только определять цвета. Сравнительно незначительные тренировки позволили ей усовершенствовать свою способность к кожному зрению настолько, что она научилась определять цвета и читать печатный текст (в том числе газетный) любым открытым участком тела, даже в полной темноте.
Все члены семьи помогали Н.С. Кулагиной в постановке экспериментов и дальнейших тренировках. Нинель Сергеевна ежедневно тренировалась до сильного утомления, головных болей, до позывов к рвоте.
Профессор Л.Л. Васильев, исследовавший способности Кулагиной, высказывал ей предположение, что она, возможно, сможет повторить опыты по телекинезу, проводимые в 1930-1931 г. в Париже. С большим желанием и верой в свои силы Н. Кулагина приступила к новым тренировкам.Она знала чего хочет достигнуть - переместить черный конверт, находясь от него на расстоянии двух метров, но не знала того особого состояния и ощущения, которые сопутствуют этому, не знала как именно это сделать. Она просто сосредоточенно смотрела на конверт, полностью сосредоточившись на поставленной цели, как при аутотренинге. Долгое время ничего не получалось, были новые и новые попытки. И, наконец, конверт начал двигаться. То особое внутреннее состояние, при котором случился телекинез, удалось запомнить и воспроизводить впоследствии при многочисленных демонстрациях телекинеза. Затем, только путем упорных тренировок Нинель Сергеевна научилась «засвечивать» руками запечатанные фотоматериалы таким образом, что при проявлении на них обнаруживались заданные фигуры: крест, звезда, буквы и т. д. Каждый ее новый «талант», в том числе и ее способность к исцелению, достигался систематическими тренировками. Даже небольшой перерыв в занятиях сильно отбрасывал назад. Вышеперечисленные способности с трудом восстанавливались примерно через месяц тренировок.