Понятие о способностях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:38, лекция

Краткое описание

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

Файлы: 1 файл

Понятие о способностях МПП.docx

— 30.83 Кб (Скачать)

Понятие о способностях

 

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его  возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в  овладении деятельностью, так и  к высоким показателям труда.

 

При прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее  способными людьми.

 

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических  свойств требованиям деятельности.

 

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет  различные требования к психическим  и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек  способен успешно и на высоком  уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к  данному виду деятельности.

 

Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

 

Каждая способность  имеет свою структуру, где можно  различить опорные и ведущие  свойства. Опорным свойством способности  к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся  в процессе деятельности: чувство  линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

 

К опорным свойствам  относятся также сенсомоторные  качества руки художника и, наконец, высокоразвитая образная память.

 

К ведущим свойствам  относятся свойства художественного  творческого воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.

 

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся  на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать  знания, овладевать деятельностью и  осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

 

Самый высокий уровень  развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и  «гений».

 

Следует выделять виды способностей по их направленности, или специализации. Различают общие и специальные  способности.

 

Под общими способностями  понимается такая система индивидуально-волевых  свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении  различных видов деятельности.

 

Под специальными способностями  понимают такую систему свойств  личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности.

76. Концепции способностей 

 

Теория наследственности способностей. Способности, по мнению представителей этой концепции, – биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются не только некоторые профессиональные психологи, но и представители различных областей науки и искусства. Первые пытаются обосновать свои взгляды данными конкретных исследований. Гальтон в XIX в. пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Коте в XX в. определял степень одаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. Гальтон и Коте пришли к выводу, что талант наследуется, что богатой наследственностью обладают исключительно представители привилегированных сословий.

 

В Новейшее время приверженцы  концепции о наследственной предопределенности способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучением однояйцовых  близнецов. На основании немногочисленных случаев совпадения поведения и  интеллектуальных качеств близнецов была сделана попытка установить закон о полной наследственной предопределенности способностей.

 

Теория приобретенных  способностей. По данной концепции  способности всецело определяются средой и воспитанием, приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая  программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей  жизни. У одного программа позволяет  решать творческие задачи, а у другого  – только репродуктивные. Вторым фактором способностей является работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный  тот, кто после второй попытки  оставляет задачу нерешенной.

 

На первый взгляд кажется, что вторая концепция не устанавливает границу развития человеческой личности и выражает веру в человеческие возможности. Однако она встречала и встречает научные возражения.

 

Жизненные наблюдения и  специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде специальных  деятельностей они имеют особо  важное значение. Поэтому в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития. Ученые отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга, что не может не сказаться на его функциях.

77. Задатки и способности 

 

Под задатками следует  усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения  деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

 

Природные предпосылки  способности состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей  деятельностью. Решающее значение имеют  первые пробы сил в областях, которым  соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

 

Иными словами, под задатками  следует понимать первичную природную  основу способности, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.

 

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и  трудовой деятельности.

 

Врожденные способности  мозга непосредственно проявляются  в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

 

Типологические особенности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные  предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов оказывают  влияние на образование способностей.

 

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

 

Склонности – это  первый и наиболее ранний признак  зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении  ребенка (или взрослого) к определенной деятельности. Это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью  происходит даже в неблагоприятных  условиях жизни. Склонность свидетельствует  о наличии определенных природных  предпосылок к развитию способностей.

 

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная (мнимая). При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

78. Педагогическая способность  и ее структура 

 

Склонность к педагогической деятельности составляет внутреннее условие  для формирования страстной любви  к педагогической работе. Если у  человека есть склонность к работе учителя, то он испытывает удовлетворение от педагогической деятельности и стремится  отдать все силы любимому делу. В  основе склонности, а затем и страстного отношения к делу лежит глубокое, сначала неосознанно проявляющееся  чувство привязанности, а потом  и отчетливо сознаваемая любовь к детям.

 

Склонность к педагогической деятельности может проявиться уже  в школьные годы. Она выражается не только в желании стать учителем, но и в интересе к общественной работе с младшими детьми.

 

По силе и постоянству  склонности к педагогической деятельности можно судить о наличии педагогических способностей. В процессе деятельности не только выявляются, но и развиваются  основные свойства педагогических способностей.

 

Опорным свойством педагогической способности является острая, специфическая  наблюдательность учителя. Она помогает понять ученика, источники его различных  эмоциональных состояний, испытываемых трудностей. Благодаря наблюдательности учитель подмечает еле заметные изменения в поведении, характере  ребенка и может прогнозировать его. Такая специфически педагогическая наблюдательность дает достаточный  материал, опираясь на который учитель  со знанием дела осуществит обучение и воспитание учащихся.

 

Ведущее свойство педагогической способности – педагогическое воображение. Оно нужно учителю для того, чтобы проектировать развитие ученика. Опираясь на глубокое знание прошлого и настоящего ребенка, учитель может  отчетливо представить, каким станет школьник в будущем и при каких  условиях.

 

Творческое воображение, спаянное со строгим логическим мышлением, обеспечивает педагогическую изобретательность, которая характеризует педагогический талант. Талантливый учитель всегда ищет новое. Он тщательно анализирует  прошлый опыт, различные педагогические явления и изобретает те приемы, методы, формы отношений с детьми, которые обеспечивают высокую эффективность  в работе.

 

Эффективность воздействий. Благодаря специфическому сочетанию  свойств характера способный  учитель оказывает действенное  влияние на ученика. Его слово  оказывается мощным средством внушения и убеждения, его поведение –  примером для подражания и сознательного  заимствования со стороны учащихся. Сочетание чуткости и требовательности, личной привлекательности, способности  «угадывать», время и место эффективного педагогического воздействия –  вот что лежит в основе неотразимости  педагогических воздействий учителя.

 

79. Взаимосвязь способности  с другими свойствами личности 

 

Способности – не изолированные  образования личности. Они находятся  в органическом единстве с другими  свойствами в целостном складе психики  человека.

 

От совокупности свойств  личности зависит то, насколько полно  она использует потенциальные силы и развивает способности.

 

Способности и убеждения. Идейная направленность человека, постоянство  его убеждений прямо сказываются  на его отношении к жизни и  деятельности, на требовательности к  себе. Убежденный человек максимально  собран, целеустремлен и активен, а все это составляет непременное  условие не только проявления, но и  развития способностей. Значимые социальные побуждения активизируют личность.

 

Чувства и способности. Любовь к делу, страстная увлеченность им – непременное условие проявления и развития способностей, таланта. Положительное  эмоциональное отношение к избранной  деятельности – непременное условие  актуализации способностей.

 

Увлеченность, страстное  отношение к делу связаны с  сознанием социальной значимости деятельности, ее результатов, с той силой впечатлений, какую производят на личность явления  природы и общественной жизни. Сила же впечатлений и эмоциональной  отзывчивости определяется, с одной  стороны, характером объекта, а с  другой – остротой чувствительности человека.

 

Волевые качества и способности. Любая творческая деятельность требует  напряжения всех сил. Временная вспышка  восторга или вдохновения не может  обеспечить систематической напряженной  работы: для этого требуется сильная  воля, способная преодолевать препятствия. Творческая деятельность включает огромную черновую работу. Такая работа не может  быть выполнена в момент вдохновения  и требует большого напряжения воли. Сознание общественного долга, потребность  в творчестве и формирующаяся  любовь к делу определяют титаническую силу воли одаренного человека.

 

Целеустремленность, решительность, мужество и самообладание, настойчивость  и самостоятельность – вот  те качества воли, которыми обладают все  выдающиеся деятели, высокоодаренные  люди.

 

Трудолюбие и способности. Со страстной увлеченностью и  силой воли связаны трудолюбие и  большая работоспособность личности. Трудолюбие и работоспособность  переживаются всегда субъективно, но им легко дать объективную оценку.

 

Упорный труд и трудоспособность — важное условие продуктивной деятельности, т. е. выявления и развития способностей. Трудолюбие и работоспособность  составляют не только условие проявления и развития способности, но и условие  компенсации недостающих звеньев  способности (за счет образования замещающих механизмов деятельности).

Информация о работе Понятие о способностях