Понятие о способностях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:38, лекция

Краткое описание

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

Файлы: 1 файл

Понятие о способностях МПП.docx

— 30.83 Кб (Скачать)

 

Таким образом, развитие задатков – это социально обусловленный  процесс, который связан с условиями  воспитания и особенностями развития общества.

 

Задатки развиваются  и трансформируются в способности  при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

 

Задатки неспецифичны. Наличие  у человека задатков определенного  вида не означает, что на их базе в  благоприятных условиях обязательно  должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех  же задатков могут развиваться различные  способности в зависимости от характера требований, предъявляемых  деятельностью.

 

Способности в значительной степени социальны и формируются  в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия  для развития способностей, они могут  быть потенциальными и актуальными.

 

Под потенциальными способностями  понимаются те, которые не реализуются  в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при  изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые  необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным  показателем характера социальных условий, в которых развиваются  способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или  способствует развитию потенциальных  способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

 

78. УРОВНИ РАЗВИТИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  РАЗЛИЧИЯ. ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ И  ГЕНИАЛЬНОСТЬ

 

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание  способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного  выполнения какой-либо деятельности.

 

От одаренности зависит  не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного  выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания  способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную  математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять  функции самого заурядного специалиста  в этой области.

 

Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты  соответствующие способности и  какие будут приобретены знания и навыки. В структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а  другие являются вспомогательными. Ведущие  и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

 

Однако структура  способностей – это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих  и вспомогательных качеств в  конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости  от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых  для выполнения деятельности. Более  того, даже в рамках одной и той  же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые  позволят им одинаково успешно выполнять  данную деятельность, компенсируя недостатки.

 

Следующий уровень развития способностей человека – талант. В  настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как  и способности, талант проявляется  и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью  подхода.

 

Следует отметить, что  талант – это определенное сочетание  способностей, их совокупность. Отдельная  изолированная способность, даже очень  высокоразвитая, не может быть названа  талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.

 

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова.


Информация о работе Понятие о способностях