Понятие о способностях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:38, лекция

Краткое описание

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

Файлы: 1 файл

Понятие о способностях МПП.docx

— 30.83 Кб (Скачать)

80. Развитие и формирование  способностей 

 

В способностях каждого  человека выражается концентрированный  исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими  поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут  ставить новые задачи и решать их. Достигнутый уровень знания и  культуры предъявляет новые требования к человеку, к его способностям. То, чего мог достигнуть в предшествующие исторические эпохи лишь выдающийся человек, теперь легко усваивает  школьник.

 

Овладение культурой, знаниями происходит в процессе деятельности индивида. В ходе деятельности человек  познает свойства материалов, психические  качества людей, а также собственные  силы и возможности, приноравливает и приспосабливает свои силы к  требованиям деятельности, формирует  в себе недостающие свойства.

 

Учебная деятельность создает  возможность не только испытать ребенка  во всех отношениях, но и формировать  его всесторонне.

 

В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут  развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется  и больше времени, и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование  ненужных звеньев в механизме  деятельности.

 

В процессе обучения ребенок  овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических  и практических задач. Знания закономерностей  действительности и исторического  опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными  способами решения задач. Эти  способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.

 

Способности развиваются  постепенно, но неравномерно. В развитии способностей первичным фактором является постепенное структурирование природных  свойств применительно к требованиям деятельности.

 

Овладение знаниями и  умениями в процессе деятельности и  постепенное их обобщение приводят к образованию специальных и  вместе с тем универсальных механизмов, или систем, деятельности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых  задач.

 

На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и подражательный характер.

 

Способности развиваются  неравномерно, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться  музыкальные, затем изобразительные  способности. Поэтическое дарование  бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности.

74. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ

 

Способности – индивидуально  психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и  являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят  скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к  знаниям, навыкам и умениям. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребовалось очень много времени, чтобы овладеть этими знаниями и умениями. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют достаточно сложную деятельность, имея одинаковые подготовку, условия работы, но один при этом продвигается быстрее, значит, он обладает более высокими способностями. Способности следует расценивать лишь как возможность приобретения навыков, умений и знаний. А будут или не будут они приобретены, зависит от множества условий. В их число входит, например, заинтересованность окружающих в том, чтобы человек овладел этими знаниями, умениями и навыками; как его будут обучать; как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

 

Всякая способность  развивается в соответствующей  деятельности.

 

Деятельность, в которой  выявляются и развиваются способности, должна быть посильной, но в то же время она требует от человека преодоления трудностей, интенсивных упражнений. Таким образом, для самореализации личности необходима деятельность по способностям (развивающая), а это означает высокую требовательность к профориентации и выбору конкретной профессии.

 

Структура совокупности психических качеств, выступающих  как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретней деятельности.

 

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни играют ведущую  роль, другие – вспомогательную, образуя  единство, обеспечивающее успешность данной деятельности.

 

По содержанию и степени  сложности принято выделять:

 

– элементарные (основные)способности – совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

 

– сложные общие способности  – к труду, общению, речи, обучению, воспитанию и т. д. Они свойственны  всем людям, но в различной степени;

 

– сложные частные (специальные) способности – совокупность отдельных  свойств личности, обеспечивающих достижение человеком выдающихся результатов  в какой-либо специальной области  деятельности.

 

Выделяют следующие  уровни способностей: репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать  знания, овладевать различными видами деятельности; творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.

 

Одна способность, сколь  бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной  деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств  личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного  выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью.

 

Высокую степень одаренности  называют талантом. Талант – это  сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

 

Как и все индивидуальные психологические особенности личности, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, получаемое в  готовом виде, – они формируются  в процессе жизни и деятельности.

 

75. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

 

Обычно под способностями  понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного  выполнения какой-либо одной или  нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, трактуется неоднозначно.

 

В настоящее время  все существующие подходы к исследованию способностей можно свести к трем основным типам.

 

В первом случае под способностями  понимают совокупность всевозможных психических  процессов и состояний.

 

С точки зрения второго  подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих  и специальных знаний, умений и  навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

 

Третий подход основан  на утверждении о том, что способности  – это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам, но объясняет  или обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование  на практике.

 

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его  развитие внес известный отечественный  ученый Б.М. Теплов. Он выделил три  основных признака понятия «способность».

 

Во-первых, под способностями  понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых  все люди равны.

 

Во-вторых, способностями  называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или  многих деятель-ностей.

 

В-третьих, понятие «способность»  не сводится к тем знаниям, навыкам  или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

 

Несмотря на то что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, в то же время это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. Во-первых, от способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Во-вторых, приобретение этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

 

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе  как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем утрачивается.

 

Только благодаря  постоянным упражнениям, связанным  с систематическими занятиями, можно  поддерживать и развивать у себя соответствующие способности.

 

Следует отметить, что  успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а  от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и  тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может  быть восполнен за счет более высокого развития других.

 

76. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Существует много  видов способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве  этих классификаций различают в  первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

 

Под природными способностями  понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. В процессе развития человека данные биологические способности  способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

 

 

Эти специфически человеческие способности принято разделять  на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

 

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных  видах деятельности. Например, в  данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и др. В свою очередь, под специальными способностями  подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических  видах деятельности, для осуществления  которых необходимы задатки особого  рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.

 

Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности  не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно  дополняя и обогащая друг друга.

 

К числу общих способностей человека можно также отнести  способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.

 

Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются  у человека в процессе его жизни  в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных.

 

Помимо разделения способностей на общие и специальные, принято  разделять способности на теоретические  и практические. Теоретические и  практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим  размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. В отличие  от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладают или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

 

Существует также  деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком  знаний, умений и навыков, в то время  как вторые определяют возможность  открытий и изобретений, создания новых  предметов материальной и духовной культуры и др.

 

Следует отметить, что  способности не только совместно  определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер.

 

77. УРОВНИ РАЗВИТИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  РАЗЛИЧИЯ. ЗАДАТКИ

 

В психологии чаще всего  встречается следующая классификация  уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

 

Всякие способности  в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

 

Однако наличие определенных задатков у человека не означает, что  у него будут развиваться те или  иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных  способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных  способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет  для себя человек и какие возможности  будут представлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени будут развиты  задатки человека, зависит от условий  его индивидуального развития.

Информация о работе Понятие о способностях