Задатки и способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:34, реферат

Краткое описание

Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности

Файлы: 1 файл

реферат Задатки и способности.docx

— 39.32 Кб (Скачать)

Краткое содержание

 

Понятие о способностях. Общее  представление о способностях. Разница  между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у  человека способностей. Три различных  определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально  обусловленные) способности. Общие  и специальные способности. Теоретические  и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация  разных способностей. Способности и  успешность деятельности. Понятие одаренности.

 

Способности, задатки и  индивидуальные различия людей. Понятие  задатков. Задатки как природные  и социально сформированные предпосылки  для развития способностей более  высокого уровня. Неоднозначность связей способностей и задатков. Способности, задатки и индивидуальные различия. Природа индивидуальных различий. Индивидуальные различия, обусловленные геноти-пическими и анатомо-физиологическими задатками. Свойства нервной системы как задатки к развитию элементарных динамических способностей. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях.

 

Природа человеческих способностей. Отсутствие или невыявленность природных задатков к развитию социальных способностей человека. Условия и предпосылки для формирования таких способностей. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы прижизненно складывающихся человеческих способностей.

 

Развитие способностей. Начальные  этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего  развития. Занятия детей техническим, художественным и научным творчеством  — условия раннего проявления и ускоренного развития многих способностей. Разноплановость деятельности человека, широта и разнообразие сфер его общения — важное условие развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности, поддержание интереса ребенка к данному виду деятельности, создание нужной мотивации и положительного эмоционального настроя. Компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей усиленной работой и особым развитием других.

 

Понятие о способностях

 

Когда мы пытаемся понять и  объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

 

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции  и попытаться их представить в  компактной классификации, то она будет  выглядеть следующим образом:

 

    Способности —  свойства души человека, понимаемые  как совокупность всевозможных  психических процессов и состояний.  Это наиболее широкое и самое  старое из имеющихся определений  способностей. В настоящее время  им практически уже не пользуются  в психологии.

    Способности представляют  собой высокий уровень развития  общих и специальных знаний, умений  и навыков, обеспечивающих успешное  выполнение человеком различных  видов деятельности. Данное определение  появилось и было принято в психологии XVIII — XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

    Способности —  это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам,  но объясняет (обеспечивает) их  быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике. Это определение  принято сейчас и наиболее  распространено. Оно вместе с  тем является наиболее узким  и наиболее точным из всех  трех.

 

 

Значительный вклад в  разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» 1 .

 

Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

 

Успешность выполнения любой  деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных  способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может  быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен  за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики  человека, — писал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» 2 .

 

Рассмотрим вопрос о классификации  способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать  природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

 

    'Теплов Б.М.  Способности и одаренность // Хрестоматия  по возрастной и педагогической  психологии. — М., 1981. — С. 32. 2 Там  же. - С. 33.

 

 

Многие из природных способностей являются общими у человека и у  животных, особенно высших, например —  у обезьян. Такими элементарными  способностями являются восприятие, память, мышление, способность к  элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно  связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются  на их основе при наличии элементарного  жизненного опыта через механизмы  научения типа условнореф-лекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

 

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная  речь и ряд других. Специальные  способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести  музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

 

Теоретические и практические способности отличаются тем, что  первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

 

Учебные и творческие способности  отличаются друг от друга тем, что  первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как  вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

 

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

 

Примеры способностей предметно-познавательного  плана хорошо известны. Они традиционно  изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями  к различным видам теоретической  и практической деятельности.

 

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

 

 

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические  задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать  на лицо и голос матери. Она обусловливает  первичную форму общения в  виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.

 

С психологической точки  зрения социальная норма поведения  не что иное, как идеально воплощенная  в соответствующих знаниях и  требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы  быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает  способность эффективно взаимодействовать  с людьми. В повседневной жизни  на привычном для нас языке  мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать  им, способным общаться с людьми.

 

С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.

 

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют  друг друга. Благодаря их сочетанию  человек получает возможность развиваться  полноценно и гармонично.

 

Не отдельные способности  непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а  лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся  бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает  возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она  связана, так как недостающая  способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуко-высотного слуха — развитием тембрального слуха.

 

Способности не только совместно  определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

 

Способности , задатки и индивидуальные различия людей

 

При обсуждении понятия «способности»  в предыдущем разделе главы неоднократно упоминались задатки. Попробуем  теперь выяснить детальнее, что это  такое и какая связь существует между задатками людей и их индивидуальными различиями по способностям.

 

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а  вторые социальными. Всякие способности  в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Информация о работе Задатки и способности